Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Лицензирование по-новому (часть 2)

Максим Черняк, начальник Отдела административных процедур ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Игорь Столбунов, юрист ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Илья Латышев, директор ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

В этом материале мы продолжаем рассматривать новые лицензионные требования и условия, которые действуют с 1 января 2011 года.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ПРОИЗВОДСТВОМ АЛКОГОЛЬНОЙ, НЕПИЩЕВОЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, НЕПИЩЕВОГО ЭТИЛОВОГО СПИРТА И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, посвящена Глава 28 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Постановлением Совета Министров от 04.11.2005 г. № 1233 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с производством алкогольной (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций), непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий».

Как видим, из наименования вида лицензируемой деятельности исключены случаи, когда лицензия не требуется, хотя производимая продукция и относится к спиртосодержащей. Тем не менее, эти исключения теперь будут содержаться не в наименовании вида лицензируемой деятельности, а в самом Положении №450 (п. 280, п. 281).

Во-первых, в лицензии будут указываться виды (группы) продукции, которые имеет право производить лицензиат (за исключением составных спиртовых полуфабрикатов, изготавливаемых в соответствии с техническими НПА в области технормирования и стандартизации, технологической документацией и являющихся неотъемлемой частью технологического процесса получения готовой, предназначенной для реализации и указанной в лицензии алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта). При этом такие виды (группы) продукции определяются для каждого из обособленных подразделений, в т.ч. филиалов, либо производственных площадей, местонахождение которых указано в лицензии (п. 282).

Во-вторых, только Госстандарт, а также подчиненные ему организации будут осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (п. 289). В данный момент, в соответствии с п. 17 Постановления №1233 лицензионных контроль осуществляется Госстандартом, а также другими госорганами в пределах их компетенции. Также исключена норма о том, что Госстандарт должен не реже одного раза в год проводить контроль за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (п. 289).

В-третьих, Положением № 450 предусмотрено, что в случае прекращения действия или аннулирования лицензии реализация образовавшихся остатков алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий осуществляется в порядке, установленном Госстандартом и МНС (п. 292).

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Детализированы некоторые лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии.

Во-первых, новый порядок предусматривает, что производство, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, должно соответствовать требованиям промышленной безопасности в случае наличия на указанном производстве взрывоопасных технологических блоков, объектов, значения относительного энергетического потенциала которых выше 9. В данный момент Положение №1233 предусматривает, что любое оборудование и процессы на производстве (подконтрольные Госпромнадзору соответственно), должны соответствовать требованиям промышленной безопасности.

Во-вторых, в соответствии с Положением №450 соискатель лицензии не обязан заниматься разработкой и (или) внедрить, сертификацию системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000 или систему анализа риска и критических контрольных точек (НАССР).

В-третьих, конкретизировано требование о наличии у соискателя лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления специального оборудования по переработке плодов и (или) ягод – действующее Постановление №1233 предусматривает союз «и» между этими словами. Также детализированы случаи, при которых это требование действует: при осуществлении производства вин плодовых, соков плодово-ягодных сброженно-спиртованных, спиртованных, виноматериалов плодовых обработанных. Постановление №1233 пока предусматривает только один из них – при осуществлении производства вин плодовых.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Во-первых, детализированы требования к заключению территориального органа гостехнадзора МЧС о соответствии производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, требованиям промышленной безопасности в случае наличия на указанном производстве взрывоопасных технологических блоков, объектов. По новому порядку объектами экспертизы будут являться взрывоопасные технологические блоки, объекты, значения относительного энергетического потенциала которых выше 9, или сведения об отсутствии на производстве таких блоков, объектов. Также определено, что обследование производства, на котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, проводится территориальным органом гостехнадзора МЧС на основании заключаемого с юрлицом договора.

Во-вторых, Положение №450 предусматривает, что необходимо представлять сведения, подтверждающие наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и на праве собственности или хозяйственного ведения оборудования для производства табачных изделий, с указанием номенклатуры и местонахождения такого оборудования, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью юрлица. В данный момент Постановление №1233 предусматривает представление копии документа, подтверждающего нахождение оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, с указанием местонахождения производственных площадей (т.е. свидетельства о госрегистрации основного технологического оборудования).

Лицензионные требования к лицензиату

Положением №450 предусмотрено, что к лицензиатам, помимо требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии, являются:

внедрение и сертификация системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, или системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000, или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР) не позднее чем через 6 месяцев после принятия решения о выдаче лицензии; и

соблюдение требований и условий, установленных НПА, в т.ч. техническими НПА, регулирующими лицензируемую деятельность.

Перечень особых требований

Из перечня особых требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности исключена сертификация системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000 или системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР) не позднее, чем через шесть месяцев после принятия решения о выдаче лицензии.

Перечень грубых нарушений

Существенно претерпел изменения перечень грубых нарушений.

Во-первых, он пополнился следующими нарушениями:

изготовление алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта при отключенных приборах учета этих продукции и спирта, либо при отсутствии таких приборов, либо с приборами учета продукции и спирта без средств контроля и (или) действующих поверительных клейм, либо с приборами учета продукции и спирта, не оснащенными фискальной памятью, соответствующей требованиям законодательства;

использование для маркировки алкогольных напитков и (или) табачных изделий поддельных акцизных марок;

производство фальсифицированной продукции;

отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта;

отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность ввоза на территорию Республики Беларусь, покупку (поставку) табачного сырья;

производство табачных изделий из неучтенного табачного сырья.

Во-вторых, дополнился перечень нарушений неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) совершение которых расценивается как грубое. Теперь к ним относятся нарушения требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических НПА в области технического нормирования и стандартизации алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

В-третьих, из перечня исключены нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Т.е. перечень стал закрытым.

деятельностЬ, связаннАЯ с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, посвящена Глава 29 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, утв. Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. №1379.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензиаты

Действующие Положение №1379 не запрещает ИП, зарегистрированным в РБ, являться соискателями лицензии.

Положение закрепляет, что лицензируемая деятельность осуществляется только юрлицами РБ и иностранными организациями (п. 296).

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Во-первых, новыми станут следующие требования, содержащиеся в п. 297.1 Положения №450:

наличие справок (заключений) Минприроды, МВД, МЧС, территориальных органов госсаннадзора об обеспечении условий для хранения лома и отходов черных и цветных металлов, производства готовой продукции и имеющейся возможности осуществления лицензируемой деятельности на данной территории (отдельно по каждому обособленному подразделению, в т.ч. филиалу);

наличие в штате работника, прошедшего в установленном порядке обучение и аттестованного в соответствии с законодательством на право осуществления контроля за радиационной безопасностью и взрывобезопасностью лома и отходов черных и цветных металлов (при использовании в качестве сырья лома и отходов цветных металлов).

Во-вторых, лицензиату не обязательно наличие технических НПА, регламентирующих порядок осуществления отливки готовых изделий и полуфабрикатов.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Во-первых, конкретизирован перечень органов, у которых соискатель лицензии должен получить справки (заключения) о наличии у соискателя лицензии условий для хранения лома и отходов цветных металлов и производства готовой продукции и о возможности осуществления лицензируемой деятельности на конкретной территории. Соискателю лицензии необходимо будет обратиться в Минприроды, МВД, МЧС, территориальный орган госсаннадзора (при необходимости отдельно по каждому обособленному подразделению, в т.ч. филиалу).

Во-вторых, соискатель лицензии обязан предоставить сведения о наличии в штате соискателя лицензии работника, прошедшего в установленном порядке обучение и аттестованного в соответствии с законодательством на право осуществления контроля за радиационной безопасностью и взрывобезопасностью лома и отходов черных и цветных металлов (при использовании в качестве сырья лома и отходов цветных металлов).

В-третьих, из перечня исключены следующие документы:

перечень соответствующих технических НПА, технологической документации по основным производственным операциям (группам операций), выполняемым при производстве алюминия, свинца, цинка, олова, меди, а также при отливке готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов;

сведения о квалификации рабочих и специалистов, занятых в производстве цветных металлов и отливке изделий;

копии удостоверений контролеров лома и отходов цветных металлов.

Лицензионные требования к лицензиату

В соответствии с Положением №450 добавлены следующие требования:

наличие в штате работника, прошедшего в установленном порядке обучение и аттестованного в соответствии с законодательством на право осуществления контроля за радиационной безопасностью и взрывобезопасностью лома и отходов черных и цветных металлов (при использовании в качестве сырья лома и отходов цветных металлов).

осуществление лицензируемой деятельности в соответствии с НПА, регулирующими эту деятельность;

наличие у рабочих и специалистов, непосредственно осуществляющих лицензируемую деятельность, определенной профессиональной подготовки и квалификации, соответствующих требованиям законодательства.

Перечень грубых нарушений

В соответствии с п. 301 Положения №450 добавлены следующие нарушения:

отсутствие в штате работника, прошедшего в установленном порядке обучение и аттестованного в соответствии с законодательством на право осуществления контроля за радиационной безопасностью и взрывобезопасностью лома и отходов черных и цветных металлов (при использовании в качестве сырья лома и отходов цветных металлов).

осуществление лицензируемой деятельности не в соответствии с НПА, регулирующими эту деятельность;

отсутствие у рабочих и специалистов, непосредственно осуществляющих лицензируемую деятельность, определенной профессиональной подготовки и квалификации, соответствующих требованиям законодательства.

деятельностЬ, связаннАЯ со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, посвящена Глава 30 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 № 1360.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензиаты

Положение №1360 закрепляет, что лицензируемая деятельность осуществляется юрлицами Республики Беларусь, иностранными юрлицами и иностранными организациями, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории РБ, физическими лицами. Под физическими лицами при этом понимаются ИП, т.е. иное не предусмотрено общими нормами Положения по лицензированию отдельных видов деятельности, утв. Декретом Президента от 14.07.2003 № 17.

В п. 304 Положения №450 сказано, что лицензируемая деятельность осуществляется юрлицами РБ и физическими лицами. Из чего можно сделать вывод, что с 2011 г. рассматриваемый лицензируемый вид деятельности смогут осуществлять физические лица, не имеющие статуса ИП.

Также детализировано, что лицензии на право производства, реализации и ремонта оружия и боеприпасов выдаются юрлицам РБ, а лицензии на право коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов – юрлицам РБ и физическим лицам (с указанием видов, типов и моделей оружия и боеприпасов к ним).

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Т.е. перечень станет закрытым.

издательскАЯ деятельность

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, посвящена Глава 31 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. №450 (далее – Положение по Указу №450).

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании издательской деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1376.

Расширен перечень случаев, в которых лицензия не требуется. Теперь к ним относятся выпуск:

бланочной, этикеточной, упаковочной продукции, товарных ярлыков, визиток;

печатных СМИ;

ведомственной литературы, предназначенной для внутриведомственного использования, к которой относятся:

управленческой документации – приказы, постановления, решения, распоряжения, рекомендации и указания, протоколы, акты, докладные записки, справки и подобная документация;

изданий производственного характера – доклады, тезисы докладов, решения и другие материалы конференций, краткие тезисы научных докладов и сообщений к предстоящим научным и научно-техническим совещаниям, съездам, конференциям и симпозиумам, практические руководства, пособия и рекомендации типа инструктивных материалов по устройству, эксплуатации и ремонту машин, механизмов, приборов и по уходу за ними, методические рекомендации и указания, коллективные договоры и др. подобные издания;

изданий научно-методического характера – оперативная информация, в т.ч. препринты докладов и сообщений, рекомендации научных советов, описания принципов устройства приборов и методики пользования ими, авторефераты диссертаций и др.подобные издания;

изданий учебно-методического характера – программы, учебные планы, методические указания, задания, планы семинарских занятий;

специальных видов технической литературы – прейскуранты, стандарты, технические условия, описания и инструкции, нормы и расценки, ценники, тарифы, типовые проекты, техническая документация на военную продукцию и др.подобная литература;

информационных изданий – библиографическая и реферативная информация, обзоры наиболее важных проблем науки, техники, экономики и основных направлений развития отраслей народного хозяйства, экспресс-информация и другие оперативные издания о достижениях отечественной и зарубежной науки, информационные материалы по научно-технической информации, библиографические указатели;

статистических сборников и бюллетеней, издаваемых органами государственной статистики.

Также не требуется получения лицензии для выполнения части редакционно-издательской обработки по заказу лицензиата.

Положением №450 предусмотрено, что из перечня работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности исключаются издание нормативных производственно-практических изданий и издание рекламных изданий.

В соответствии с новым порядком лицензирования лицензирующий орган, определение лицензируемого вида деятельности, лицензиаты, срок действия лицензии, территория действия лицензии и перечень особых требований, лицензионные требования к соискателю лицензии и перечень документов для подачи остаются неизменными.

Лицензионные требования к лицензиату

Во-первых, в случае прекращения или изменения трудового договора в отношении ответственного специалиста юрлицо обязано в месячный срок, исчисляемый с даты издания соответствующего приказа, не просто уведомить об этом Мининформ, как это предусмотрено действующим Положением, но также предоставить приказ о назначении такого специалиста и диплом, подтверждающий наличие у него высшего образования.

Во-вторых, из перечня требований исключены:

недопущение выпуска изданий низкого литературно-художественного уровня;

недопущение выпуска изданий низкого издательско-полиграфического качества;

своевременное представление госстатотчетности «О деятельности по изданию книжной продукции» по форме 1-И.

Перечень грубых нарушений

Во-первых, детализировано, что грубым нарушением по новому порядку будет также считаться использование в изданиях сведений, направленных на разжигание расовой, национальной, религиозной розни или нетерпимости.

Во-вторых, перечень пополнился случаем отсутствия в штате юрлица, представительства иностранной организации специалиста, ответственного за издательскую деятельность.

В-третьих, из перечня исключены нарушения, предусмотренные законодательными актами. Т.е. он будет закрытым.

МЕДИЦИНСКАЯ деятельностЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию меддеятельности посвящена Глава 32 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 № 1378.

Новое Положение предусматривает, что перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую деятельность, утверждается Советом Министров по согласованию с Президентом.

Впервые в новом Положении содержится норма о том, что в случаях, установленных законодательными актами, право на получение лицензии на выполнение (оказание) отдельных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, предоставляется только госорганизациям здравоохранения.

Из перечня исключены следующие лицензируемые работы и услуги:

составляющие санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую лицензируемую деятельность;

по профессиональной подготовке медицинских и фармацевтических специалистов;

по производству и реализации медтехники и изделий медназначения (за исключением работ и услуг по монтажу, наладке, техобслуживанию и ремонту медтехники и (или) изделий медназначения). В абзаце втором п. 320 Положения №450 закреплено, что не требуется получения лицензии для выполнения работ и оказания услуг по монтажу, наладке, техобслуживанию и ремонту медтехники и изделий медназначения, осуществляемых юрлицами и ИП, которые являются производителями этих техники и изделий.

диетология;

медико-социальная помощь по уходу за больными;

медсопровождение при транспортировке;

реаниматология.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Во-первых, отменена обязанность соискателя лицензии выполнять требования и условия, установленные действующими в области лицензируемой деятельности НПА, в т.ч. техническими НПА.

Во-вторых, необходимо обязательно назначить в установленном порядке лицо, ответственное за осуществление лицензируемой деятельности.

В-третьих, исключены особые лицензионные требования и условия, касающиеся соискателей лицензии, заявивших работы и услуги по реализации медтехники и изделий медназначения (т.к. эти работы и услуги с нового года не подлежат лицензированию).

Перечень документов для подачи

Детализированы требования к документам, предъявляемым для получения лицензии.

Во-первых, Положение №1378 предусматривает, что необходимо представить заключение территориального органа госсаннадзора о соответствии помещений и условий для осуществления заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность. Из данной формулировки с трудом можно понять, каким именно нормам должны соответствовать помещения и условия в них для осуществления заявляемых работ и услуг. В соответствии с п. 326.1 Положения №450 помещение и условия для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, должны будут соответствовать требованиям законодательства. Т.е. речь может идти не только о соответствии санитарным правилам и нормам, но также и нормам архитектурного и градостроительного законодательства.

Во-вторых, новое Положение предусматривает, что соискатель лицензии может предоставить заключение (акт) об оценке техсостояния и результатах поверки и (или) вводе в эксплуатацию принадлежащей соискателю лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании медтехники, изделий медназначения, необходимых для выполнения (оказания) заявляемых работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность. Действующее Положение упоминает только заключение (акт) о проверке техсостояния и результатах поверки. С другой стороны, данной нововведение можно расценивать как закрепление текущей практики лицензирования. В данный момент при подаче документов и так подается либо акт ввода в эксплуатацию (для новой техники, изделий медназначения) или акт (заключение) об оценке техсостояния и результатах поверки (для техники, изделий медназначения, которые уже эксплуатировались).

В-третьих, при получении лицензии на работы и услуги по монтажу, наладке, техобслуживанию и ремонту медтехники и (или) изделий медназначения, не надо будет предоставлять перечень принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании технологического и контрольно-измерительного оборудования.

Перечень особых требований

Единственным особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены следующие нарушения:

осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не указанных в лицензии;

изменение заявленных площадей и помещений для осуществления лицензируемой деятельности, их назначения без представления в Минздрав документов, предусмотренных в действующем Положении;

препятствие деятельности лицензирующего и других госорганов и организаций, в пределах своей компетенции контролирующих осуществление лицензиатами лицензируемой деятельности, в проведении проверки;

нарушения, отнесенные к грубым в соответствии с законодательными актами. Перечень грубых нарушений станет закрытым.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ деятельностЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию образовательной деятельности посвящена Глава 33 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 17.10.2003 № 1348.

Отметим, что из перечня лицензируемых работ и (или) услуг исключена деятельность модельных агентств, организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды).

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Единственным изменением стало то, что новым Положением предусмотрено планирование укомплектованности учреждения образования кадрами в соответствии с квалификационными характеристиками должностей служащих, занятых в образовании, утвержденными в порядке, установленном законодательством, а также с критериями, определяемыми Минобразования для соответствующего учреждения образования. Положение 1348 обязывает соискателей лицензии укомплектовать учреждение образования кадрами уже на момент подачи документов.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

В соответствии с Положением №450 соискателю лицензии необходимо будет предоставить сведения о планируемой укомплектованности учреждения образования педработниками, а не сведения об уже принятых на работу специалистах.

Лицензионные требования к лицензиату

Новым Положением предусмотрено, что лицензиат помимо действующих сейчас требований обязан обеспечить:

выдачу документов об образовании или справок лицам, не завершившим основное образование соответствующего уровня (ступени) или не прошедшим итоговую аттестацию, а также прошедшим полный курс обучения в неаккредитованном учреждении образования, в соответствии с законодательством; и

соблюдение саннорм, правил и гигиенических нормативов, требований по обеспечению пожарной безопасности.

Перечень особых требований

Из перечня исключено требование осуществлять только те работы и услуги, составляющие лицензируемую деятельность, которые указаны в лицензии.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены следующие нарушения:

оказание не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

осуществление деятельности в нарушение требований НПА, в т.ч. технических НПА;

нарушение условий и порядка выдачи документов установленного единого образца об образовании соответствующего уровня, о переподготовке, повышении квалификации;

нарушения, предусмотренные законодательными актами. Перечень будет закрытым.

оказание юридических услуг

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с оказанием юридических услуг, посвящена Глава 34 Положения № 450.

В данный момент лицензирование деятельности связанной с оказанием юридических услуг, регулируется Положением, утв. Постановлением Совета Министров от 17.10.2003 г. №1363.

Одним из нововведений стало указание в п. 341 Положения №450 о том, что не требуется получения лицензии для оказания риэлтерских услуг государственными риэлтерскими организациями, осуществления судебно-экспертной деятельности государственными судебно-экспертными учреждениями. При этом оказание (осуществление) таких услуг (деятельности) допускается при условии соответствия указанных организаций (учреждений) иным специальным требованиям, определяемым законодательством.

По нашему мнению, такой подход противоречит ст. 13 Конституции, которая устанавливает равенство форм собственности перед Законом.

Определение лицензируемого вида деятельности

Детализированы практически все определения, содержащиеся в Положении №1363. Остановимся на их содержании в соответствии с новым Положением.

Риэлтерские услуги – посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в т.ч. долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в т.ч. консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости, предоставление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости, подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, организация и проведение согласования условий предстоящей сделки, помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Судебно-экспертная деятельность – возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по уголовным, гражданским делам, делам, рассматриваемым в хозяйственном суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

Юридические услуги (как составляющая лицензируемую деятельность услуга) — возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов; предоставлению устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юрлица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица; проведению правовой экспертизы документов и деятельности юрлица или ИП; ведению правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юрлица, ИП; ведению правовой работы по вопросам привлечения инвестиций в РБ; представлению интересов перед третьими лицами от имени заказчика в процессе переговоров, при проведении собраний, заседаний и иных встреч и осуществлению иных действий юридического характера; представительству интересов заказчиков, в т.ч. на стадии исполнения судебных постановлений, в хозяйственных, международных арбитражных (третейских) судах; проведению работы по взысканию с должников задолженности, включая досудебную работу, сопровождение исполнения решений судов и иных юрисдикционных органов; ведению документации и осуществлению хранения документов юрлиц и ИП, что не исключает обязательств по сдаче документов в государственные архивные учреждения в случаях, предусмотренных законодательством.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Наиболее существенные изменения коснулись юридических услуг (как составляющие лицензируемую деятельность услуги). Положением № 450 предусмотрено требование о наличии в штате по основному месту работы не менее двух работников, имеющих свидетельство об аттестации юриста и являющихся гражданами РБ.

В данный момент Положением №1363 предусмотрено, что минимум двое штатных работников должны иметь свидетельства об аттестации юриста. При этом ничего не говориться о том, что они должны ли они работать по основному месту работы.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Юридические услуги (как составляющая лицензируемую деятельность услуга)

Из перечня документов исключена анкета согласно приложению 1 к Положению №1363.

Судебно-экспертная деятельность

Из перечня исключены:

анкета согласно приложению 1 к Положению №1363;

документ, подтверждающий наличие соответствующей материально-технической базы и условий для производства соответствующей судебной экспертизы.

Риэлтерские услуги

Из перечня документов исключена анкета согласно приложению 1 к Положению №1363.

Лицензионные требования к лицензиату

Юридические услуги (как составляющая лицензируемую деятельность услуга)

В соответствии с п. 347.2 Положения №450 новым лицензионным требованием является наличие у лицензиата на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, для осуществления лицензируемой деятельности. Это означает, что до 1.03.2011 г. действующие лицензиаты – ИП, при намерении осуществлять деятельность после 01.03.2011 г., обязаны арендовать нежилые помещения для оказания юруслуг и внести соответствующие изменения в лицензии.

Особенно хочется отметить, что в связи с изменением определения лицензируемого вида деятельности, поменяется и объем услуг, которые должны оказывать исключительно работники, имеющие свидетельство об аттестации юриста.

В соответствии с определением, содержащимся в п. 4 Положения №1363, аттестованные юристы должны оказывать услуги правового характера по вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юрлиц, предпринимательской деятельностью физических лиц, в т.ч. дача консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в хозяйственных, международных арбитражных (третейских) судах. Все остальные юруслуги могут осуществлять штатные юристы лицензиата, у которых свидетельства об аттестации юриста может и не быть.

Однако Положение №450 закрепляет, что все услуги, которые по Положению включены в определение юруслуг с 1.03.2011 г. могут оказывать только аттестованные юристы.

Судебно-экспертная деятельность

Лицензиату необходимо обеспечить наличие соответствующей материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз в соответствии с требованиями, определяемыми Минюстом.

В соответствии с Положением №450 общими лицензионными требованиями больше не будут являться:

в 5-дневный срок сообщать в Минюст об изменении места оказания юруслуг;

представлять в Минюст информацию о руководителе организации и его заместителях в 5-дневный срок со дня его (их) назначения;

представлять в Минюст в 5-дневный срок информацию о приеме и увольнении работников, имеющих свидетельство об аттестации юриста.

Перечень грубых нарушений

Из перечня нарушений исключены:

препятствование уполномоченным должностным лицам Минюста в проведении проверок осуществления деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании, в т.ч. непредоставление документов и письменных объяснений, предоставление недостоверной информации, а также невыполнение законных распоряжений или требований указанных должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий;

осуществление деятельности по оказанию юруслуг в обособленных подразделениях (филиалах) юрлица без наличия в лицензии сведений о них;

систематическое (три и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение законодательства о лицензировании или требований и условий осуществления деятельности по оказанию юруслуг, установленных законодательством;

предоставление правовых консультаций и разъяснений (включая подготовку и экспертизу документов) по вопросам, не предусмотренным в п. 4 действующего Положения;

осуществление представительства интересов заказчика в общем суде;

оказание риэлтерских услуг специалистом по риэлтерской деятельности, не получившим в установленном порядке идентификационную пластиковую карточку.

Единственным новым грубым нарушением станет оказание юруслуг без заключения договора на оказание юруслуг.

оптовАЯ и розничнАЯ торговлЯ нефтепродуктами

Нормативное регулирование

Лицензированию оптовой и розничной торговли нефтепродуктами посвящена Глава 35 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 № 1375.

В соответствии с Положением №450 новыми работами и (или) услугами лицензируемого вида деятельности станет оптовая торговля импортными нефтепродуктами.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Определение лицензируемого вида деятельности

Конкретизированы следующие определения, используемые в Главе 35 Положения №450:

Оптовая торговля нефтепродуктами – торговля нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизтопливо (за исключением топлива, вырабатываемого в соответствии с госпрограммами по обеспечению производства дизельного биотоплива в РБ, утверждаемыми в установленном порядке), реактивное топливо, осветительный керосин, печное топливо, мазут, нефтебитум), осуществляемая со складов хранения нефтепродуктов в целях последующего использования нефтепродуктов покупателями для собственного потребления либо в предпринимательской деятельности.

Розничная торговля нефтепродуктами – торговля нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизтопливо), осуществляемая только через топливораздаточные колонки автозаправочных станций в серийно установленные организацией-изготовителем топливные баки ТС, металлические канистры.

В связи с введением новых работ и (или) услуг в Положении №450 появилось новое определение:

Оптовая торговля импортными нефтепродуктами – торговля нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизтопливо, реактивное топливо, осветительный керосин, печное топливо, мазут, нефтебитум), ввезенными из-за пределов республики, осуществляемая со складов хранения нефтепродуктов в целях последующего использования нефтепродуктов покупателями для собственного потребления либо в предпринимательской деятельности.

Лицензиаты

Единственным нововведением стало то, что в соответствии с п. 335 Положения №450 право на получение лицензии на осуществление оптовой торговли импортными нефтепродуктами имеют юрлица РБ, иностранные организации, ИП, зарегистрированные в РБ, осуществляющие импорт этих нефтепродуктов. В Положении №1375 вообще отсутствовала норма о том, кто имеет право на получении данной лицензии.

Перечень документов для подачи

Положением №450 впервые предусмотрено, что соискатель лицензии вправе предоставить акт ввода в эксплуатацию, договор купли-продажи складов хранения нефтепродуктов с последующим представлением (не позднее 7 месяцев со дня обращения в Белнефтехим с заявлением о выдаче лицензии) свидетельства о госрегистрации права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Это требование распространяется на оптовую, розничную торговлю нефтепродуктами и оптовую торговлю импортными нефтепродуктами.

Лицензионные требования к лицензиату

Из перечня исключена норма о необходимости соблюдения требований НПА и технических НПА, регламентирующих деятельность по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами.

Перечень особых требований

Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление торговли нефтепродуктами со складов хранения нефтепродуктов (за исключением оптовой торговли мазутом, нефтебитумом), с автозаправочных станций, указанных в лицензии.

В п. 358 Положения № 450 предусмотрено, что разрешаются оптовые поставки:

с нефтеперерабатывающих заводов РБ непосредственно товарополучателю, минуя склады хранения нефтепродуктов организации, имеющей лицензию на осуществление лицензируемой деятельности с указанием составляющей услуги – оптовая торговля нефтепродуктами;

ввозимых в РБ импортных нефтепродуктов непосредственно товарополучателю, минуя склады хранения нефтепродуктов импортеров, имеющих лицензию на осуществление лицензируемой деятельности с указанием составляющей услуги – оптовая торговля импортными нефтепродуктами.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены следующие нарушения:

осуществление лицензиатом деятельности по оптовой и (или) розничной торговле нефтепродуктами в период, когда действие лицензии было приостановлено;

неоднократное препятствование деятельности лицензирующих и других госорганов, в пределах своей компетенции контролирующих осуществление лицензиатами лицензируемого вида деятельности, в проведении проверки;

нарушения, предусмотренные законодательными актами.

Новыми нарушениями станут:

наличие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) в течение 3 месяцев подряд (на основании информации налоговых и (или) таможенных органов); и

непредставление в установленных законодательством случаях налоговых деклараций (расчетов) в течение 3 месяцев подряд (на основании информации компетентных органов).

оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с оптовой торговлей и хранением алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, посвящена Глава 36 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий, утв.Постановлением Совета Министров от 02.11.2005 №1221..

Несмотря на то, что из наименования лицензируемого вида исключены некоторые формулировки, в п. 367 Положения №450 предусмотрено, что требования Главы 36 не распространяются на оптовую торговлю и хранение (как вид предпринимательской деятельности) антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции.

Также в п. 368 нового Положения закреплено, что не требуется получения лицензии для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, не являющегося предпринимательской деятельностью, а также:

производителям табачных изделий для осуществления оптовой торговли табачными изделиями собственного производства; и

производителям алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта для осуществления оптовой торговли такими продукцией и спиртом собственного производства.

Нововведением является норма, содержащаяся в п. 377 Положения №450. Она гласит, что в случае прекращения действия, аннулирования лицензии или отказа в продлении срока ее действия реализация образовавшихся остатков алкогольных напитков, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий или их возврат поставщикам осуществляется в порядке, установленном Минторговли и МНС.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Изменились все требования к соискателю лицензии на осуществление оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией. По новому Положению при получении лицензии к лицензиату будут предъявляться следующие требования:

наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного УФ в размере не менее 10 000 EUR;

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений;

период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) на территории РБ не менее 3 лет.

Положением №450 также не предусмотрена необходимость наличия у ИП текущего (расчетного) счета.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Новым Положением не предусмотрено указание в заявлении сведений о номере текущего (расчетного) счета (для осуществления оптовой торговли табачными изделиями ИП).

Лицензионные требования к лицензиату

В соответствии с п. 371 Положения новыми лицензионными требованиями станут:

осуществление оптовой торговли алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом и табачными изделиями на торговых объектах, включая складские помещения, где предполагается хранение указанных товаров по договорам хранения, местонахождение которых указано в лицензии;

осуществление хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий в складских помещениях, местонахождение которых указано в лицензии;

при осуществлении оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта – наличие в период действия лицензии на 1 января каждого последующего после принятия решения о выдаче лицензии года сформированного уставного фонда в установленных размерах (100 000 EUR при осуществлении оптовой торговли и хранения алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, хранения непищевой спиртосодержащей продукции; 10 000 EUR при осуществлении оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией).

Перечень особых требований

Из перечня исключена обязанность соблюдения иных требований нормативных правовых актов, регулирующих осуществление лицензируемого вида деятельности.

Новым особым требование станет обязанность лицензиатов соблюдать на 1 января каждого последующего после принятия решения о выдаче лицензии года лицензионное требование относительно сформированного УФ в установленных размерах.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены иные нарушения требований, предусмотренных законодательными актами о лицензировании. С 2011 года перечень будет закрытым.

охранная деятельность

Нормативное регулирование

Лицензированию охранной деятельности, посвящена Глава 37 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 №1360.

В соответствии с Положением №450 из числа лицензируемых работ и (или) услуг исключена деятельность по изготовлению штампов.

Помимо этого, в новом Положении предусмотрено, что не требуется получения лицензии для осуществления:

1. охраны юрлицом принадлежащих ему объектов (имущества) при условии реализации в рамках такой деятельности работниками охраны этих юрлиц исключительно следующих прав и обязанностей: проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принимать меры по ликвидации указанных нарушений; обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств; принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах; немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел; незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; обеспечивать беспрепятственный доступ на охраняемые объекты должностных лиц госорганов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Помимо перечисленных прав и обязанностей, таким юрлицам запрещено: осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности»; выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций; устанавливать и носить форму одежды, не соответствующую требованиям настоящего Закона; носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами; разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; совершать деяния (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами; осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами; осуществлять сопровождение товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории РБ под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами; обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе.

Также предусмотрено, что работниками такой организаций, могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению обязанностей работников охраны.

2. проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охраны индивидуального пользования.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

В соответствии с п. 381 Положения №450 лицензионными требованиями к соискателю лицензии будут являться:

наличие на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

наличие в штате не менее 3 специалистов с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших оценку знаний в МВД, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы.

Помимо этого соискатель лицензии, намеревающийся осуществлять охрану принадлежащих ему объектов (имущества), также должен обладать правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо иным законным правом владения (пользования) на эти объекты (имущество).

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

В соответствии с новым Положением из перечня исключены следующие документы:

копии локальных НА, определяющих организацию лицензируемой деятельности; и

перечень технических НПА, имеющихся у соискателя лицензии для осуществления проектирования, монтажа, наладки и тех обслуживания средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования);

Тем не менее, добавится необходимость предоставлять сведения о наличии на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

Лицензионные требования к лицензиату

Охрана юрлицом своих работников

Из перечня исключено требование иметь и выполнять локальные НПА об охране своих работников.

Помимо этого, новое Положение предусматривает обязанность соблюдения установленных законодательством правил проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, ТС работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, транспортных средств работниками охраны этих организаций, а также условий и пределов применения и использования такими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы.

Охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества)

В соответствии с Положением по Указу №450 исключены следующие требования:

представлять по требованию работников лицензирующего органа и его структурных подразделений документацию и сведения, касающиеся лицензируемой деятельности; и

обеспечивать в соответствии с законодательством беспрепятственный проход на свои объекты (территорию) должностных лиц лицензирующего органа, а также должностных лиц иных госорганов, осуществляющих контрольные полномочия в пределах своей компетенции, и проведение этими должностными лицами проверок деятельности лицензиата.

Добавлено требование соблюдать установленные законодательством правила проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, ТС работниками охраны этих организаций, а также условий и пределов применения и использования такими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы.

Помимо этого, новое Положение предусматривает обязанность немедленно информировать не только территориальный орган внутренних дел, но и руководителя охраняемого объекта о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, обеспечение до прибытия сотрудников органа внутренних дел мер по охране места происшествия, исключению допуска на место происшествия посторонних лиц, сохранению следов правонарушений.

Проектирование, монтаж, наладка и техобслуживание средств и систем охраны

Нововведением является обязательное согласование техзадания на проектирование системы охраны, основных техрешений по системам охраны, согласования (экспертизы) проектной документации на техсистему охраны, входного контроля технических средств в Департаменте охраны МВД в соответствии с законодательством.

Помимо этого, из перечня исключено требование иметь технические НПА по проектированию, монтажу, наладке и техобслуживанию средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования), помещения, оборудование и приборы, необходимые для осуществления указанной деятельности.

Перечень грубых нарушений

Из перечня нарушений исключены:

препятствование уполномоченным должностным лицам лицензирующего органа или другого государственного органа, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатом лицензируемой деятельности, в проведении проверок ее осуществления в соответствии с законодательством о лицензировании, в т.ч. непредставление документов и письменных объяснений, предоставление недостоверной информации, а также невыполнение законных распоряжений или требований указанных должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий; и

нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Таким образом, перечень грубых нарушений станет закрытым.

Также добавлены следующие нарушения:

выполнение работ по монтажу средств и систем охраны без проектов (актов обследования), разработанных лицензиатами; и

оказание услуг по проектированию, монтажу, наладке и техобслуживанию средств и систем охраны без заключения письменных договоров.

полиграфическАЯ деятельностЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию полиграфической деятельности, посвящена Глава 38 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании полиграфической деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 №1376.

В соответствии с Положением №450 из числа лицензируемых работ и (или) услуг исключен выпуск печатной продукции, за исключением книжной продукции.

Определение лицензируемого вида деятельности

Детализировано определение лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 388 Положения №450 полиграфическая деятельность – это многократное (более одного) репродуцирование (воспроизведение) одинаковых копий какого-либо изображения и (или) текста способом печатного размножения и изготовление печатной продукции в виде книг, журналов, брошюр, газет, буклетов, плакатов, афиш, листовок, географических карт и атласов, марок, денежных знаков, этикеток, конвертов, бланков и других видов печатной продукции, изготавливаемой при помощи технических и технологических средств, включая допечатные, печатные, переплетно-брошюровочные и отделочные процессы.

Также в Положении №450 появилось новое определение – приобретение печатного оборудования, которое означает приобретение юрлицами и ИП в соответствии с законодательством права пользования печатным оборудованием для осуществления полиграфической деятельности.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

В соответствии с п. 389 Положения №450 дополнительными лицензионными требованиями к соискателю лицензии будут являться наличие технологических инструкций, инструкций по охране труда и пожарной безопасности, технических НПА в области стандартизации, содержащих техтребования к планируемой к выпуску продукции.

Лицензионные требования к лицензиату

В соответствии с новым Положением из перечня исключены следующие требования:

согласование с Мининформации разрабатываемой лицензиатом нормативной документации по стандартизации, регламентирующей выпуск отдельных видов продукции; и

соответствие полиграфической деятельности правилам по технике безопасности и производственной санитарии для полиграфических предприятий, правилам пожарной безопасности для полиграфических производств и издательств, требованиям других НА по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии для полиграфических предприятий.

В тоже время добавлены следующие требования:

соблюдение требований и условий, установленных НПА, в т.ч. техническими НПА, регулирующими лицензируемую деятельность; и

наличие разрешения (разрешений), выданного Мининформаци, на приобретение печатного оборудования.

Также в п. 391 Положения №450 предусмотрено, что юрлица, иностранные организации и ИП, осуществляющие (имеющие намерение осуществлять) лицензируемую деятельность, приобретают печатное оборудование всех типов и видов печати, за исключением печатного оборудования форматом печати менее 25 х 30 см, трафаретной печати, копировальных аппаратов, принтеров, плоттеров, цифровых дупликаторов (ризографов), при наличии разрешения, выдаваемого Мининформации в порядке, установленном законодательством.

Перечень грубых нарушений

Из перечня нарушений исключены:

нарушение порядка рассылки обязательных экземпляров;

отказ в представлении документации, запрашиваемой в ходе проверки лицензиата лицензирующим органом;

отсутствие у ИП или в штате юрлица специалиста, имеющего высшее образование в области полиграфии;

выпуск печатной продукции без выходных сведений и (или) маркировки, предусмотренных техническими НПА в области стандартизации на конкретные виды печатной продукции;

выпуск печатной продукции без документального оформления юридической, технологической документации либо оформленной частично в объеме, не позволяющем определить вид и количество выпущенной продукции;

нарушения, предусмотренные законодательными актами. Таким образом, перечень будет закрытым.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И БИРЖЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ

Нормативное регулирование

Лицензированию профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, посвящена Глава 39 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 №1380.

Положение по Указу №450 не предусматривает лицензирования деятельности инвестиционного фонда.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

В соответствии с п. 399 Положения №450 исключено требование об отсутствии у руководителя и сотрудников лицензиата непогашенной или неснятой судимости за изготовление, хранение либо сбыт поддельных ценных бумаг или за иные преступления в сфере экономической деятельности.

Лицензионные требования к лицензиату

В соответствии с новым Положением из перечня исключено требование о том, что осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам является исключительным видом деятельности (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

В соответствии с Положением по Указу №450 дополнительно необходимо будет представлять сведения о лицах, которые являются учредителями, участниками или собственником имущества соискателя лицензии либо имеют возможность иным образом прямо и (или) косвенно (через иных лиц (физических и (или) юридических) определять решения или оказывать влияние на их принятие соискателем лицензии.

Помимо этого, в новом Положении закреплено, что для подтверждения финансовой достаточности необходимо будет предоставлять расчет стоимости чистых активов.

Также из перечня исключены следующие документы:

копия квалификационного аттестата на право деятельности на рынке ценных бумаг, выданного руководителю и другим сотрудникам. Представляется, что сотрудники отдела лицензирования смогут проверить наличие аттестата в Государственном реестре квалификационных аттестатов на право деятельности на рынке ценных бумаг Республики Беларусь;

справка, подписанная руководителем, об отсутствии у сотрудников соискателя лицензии (лицензиата) непогашенной или неснятой судимости за изготовление, хранение либо сбыт поддельных ценных бумаг или за иные преступления в сфере экономической деятельности.

Перечень грубых нарушений

Из перечня нарушений исключены:

осуществление работ и услуг, которые лицензиат не вправе осуществлять согласно законодательству о ценных бумагах;

осуществление лицензируемой деятельности при несоответствии лицензиата требованиям финансовой достаточности и требованиям к структуре финансовых вложений, установленным законодательством;

Дополнительным грубым нарушением станет систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований и условий, установленных НПА, регулирующими лицензируемую деятельность, которое носит неустранимый характер.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ И (ИЛИ) ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

Нормативное регулирование

Лицензированию розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями посвящена Глава 40 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утв. Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 №1380.

Положение по Указу №450 не предусматривает лицензирование розничной торговли (за исключением розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями), общественного питания и розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией.

Нововведением является норма о том, что в случаях прекращения действия, аннулирования лицензии или отказа в продлении срока ее действия реализация образовавшихся остатков алкогольных напитков и (или) табачных изделий осуществляется в порядке, установленном Минторговли и МНС.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензиаты

Из нового Положения исключена норма о том, что лицензируемая деятельность осуществляется юрлицами РБ, ИП, зарегистрированными в РБ, иностранными юрлицами и иностранными организациями, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории РБ, за исключением составляющей работ и услуг – розничной торговли алкогольными напитками. Это означает, что иностранные юрлица и иностранные организации, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории РБ, смогут заниматься розничной торговлей алкогольной продукцией и табачными изделиями.

Лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату

Положение по Указу №450 предусматривает только следующие два требования:

осуществление лицензируемой деятельности на торговых объектах и (или) торговых объектах общепита (за исключением развозной торговли, летних, сезонных кафе), местонахождение которых указано в лицензии, а при отсутствии у лицензиата торгового объекта – с соблюдением указанной в лицензии формы торговли в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;

осуществление розничной торговли алкогольными напитками в розлив на торговых объектах и (или) торговых объектах общепита, если о предоставлении такого права указано в лицензии.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

В соответствии с п. 410 Положения №450 для получения лицензии ее соискатель дополнительно к сведениям, предусмотренным в подп.15.1 п. 15 нового Положения, указывает в заявлении о выдаче лицензии следующие сведения:

о торговых объектах и (или) торговых объектах общепита, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании (наименование (при его наличии), местонахождение, площадь торгового зала);

о форме торговли (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов);

о намерении осуществлять продажу алкогольных напитков в розлив.

Перечень особых требований

Положение по Указу №450 предусматривает только следующие два особых требования:

осуществление лицензируемой деятельности на торговых объектах и (или) торговых объектах общепита (за исключением развозной торговли, летних, сезонных кафе), местонахождение которых указано в лицензии, а при отсутствии у лицензиата торгового объекта – с соблюдением указанной в лицензии формы торговли в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;

осуществление розничной торговли алкогольными напитками в розлив на торговых объектах и (или) торговых объектах общепита, если о предоставлении такого права указано в лицензии.

Перечень грубых нарушений

Из перечня нарушений исключены:

продажа товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения, нарушение технологического и санитарно-гигиенического режима производства продукции собственного производства, повлекшие создание опасных условий для жизни, нанесение ущерба здоровью, имуществу потребителя;

осуществление розничной торговли и общепита в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом, а при осуществлении розничной торговли через Интернет-магазин — с использованием доменного имени (доменных имен), не указанного(ых) в лицензии;

нарушение установленного порядка формирования и применения цен;

несоблюдение ассортиментного перечня товаров торгового объекта, ассортиментного перечня продукции собственного производства торгового объекта общепита, установленных местными исполнительными и распорядительными органами;

торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

неоднократная (два и более раза в течение года) розничная торговля товарами без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия требованиям технических НПА в области технормирования и стандартизации;

несоблюдение режима работы, установленного торговому объекту, включая торговое место на рынке, и (или) торговому объекту общепита, а также времени продажи алкогольных напитков, установленных торговому объекту и (или) торговому объекту общепита.

Дополнительным грубым нарушением станет наличие просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия два раза и более в течение календарного года.

страховАЯ деятельностЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию страховой деятельности, посвящена Глава 41 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании страховой деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 17.10.2003 №1346.

Лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату

Положение по Указу №450 предусматривает следующие требования:

1. общие лицензионные требования и условия:

платежеспособность лицензиата;

соответствие законодательству правил по добровольным видам страхования, утвержденных страховщиком или объединением страховщиков.

2. для обязательного страхования – соблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность, а также:

2.1. для страхования гражданской ответственности владельцев ТС:

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 3 лет;

наличие не менее одного обособленного подразделения в каждой области;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 950 000 EUR, в т.ч. валютной составляющей, определяемой страховщиком самостоятельно;

2.2. для медстрахования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в РБ:

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 2 лет;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 000 000 EUR, в т.ч. валютной составляющей, определяемой страховщиком самостоятельно;

2.3. для страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами:

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 5 лет;

наличие не менее одного обособленного подразделения в каждой области;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 000 000 EUR, в т.ч. валютной составляющей, определяемой страховщиком самостоятельно;

3. для добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу – представление в Минфин договора, заключенного с зарубежным партнером, выступающим гарантом обеспечения оплаты расходов на лечение застрахованного лица при наступлении страхового случая, располагающим собственными сервисными центрами, с приложением их перечня и указанием местонахождения;

4. для добровольного страхования гражданской ответственности владельцев воздушных судов, гражданской ответственности судовладельцев, гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих, воздушных судов, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания, морского страхования:

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 3 лет;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 500 000 EUR, в т.ч. валютной составляющей, определяемой страховщиком самостоятельно;

5. для добровольного страхования медрасходов – наличие в штате страховой организации не менее одного работника с высшим медобразованием.

6. для добровольного страхования космических рисков:

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 3 лет;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 000 000 EUR;

7. для добровольного страхования грузов (при госзакупке или поставке товаров на условиях CIF и CIP (в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции):

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 3 лет;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 2 000 000 EUR;

8. для добровольного страхования предпринимательского риска, финансовых рисков, риска непогашения кредита:

осуществление деятельности на рынке страховых услуг РБ не менее 1 года;

наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 500 000 EUR.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

В соответствии с п. 420 Положения №450 для получения лицензии ее соискатель представляет в Минфин правила по добровольным видам страхования в 2 экземплярах и страховые тарифы в порядке, установленном Минфином.

Перечень особых требований

Положение по Указу №450 предусматривает, что все требования к соискателю лицензии (лицензиату), закрепленные п. 418, являются особыми.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Таким образом, перечень станет закрытым.

фармацевтическАЯ деятельностЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию фармацевтической деятельности, посвящена Глава 42 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 №1378..

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены следующие грубые нарушения:

реализация лекарственных средств, не прошедших госконтроль за качеством в соответствии с законодательством;

осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не указанных в лицензии;

препятствие деятельности лицензирующего и других госорганов и организаций, в пределах своей компетенции контролирующих осуществление лицензиатами лицензируемой деятельности, в проведении проверки;

нарушения, отнесенные к грубым в соответствии с законодательными актами.

В тоже время, по сравнению с Положением по Постановлению №1378, детализированы следующие грубые нарушения:

нарушение законодательства об изъятии из обращения и уничтожении лекарственных средств с истекшим сроком годности, и (или) некачественных, и (или) фальсифицированных лекарственных средств, а также об уничтожении или возврате поставщику лекарственных средств, забракованных испытательной лабораторией;

несоответствие фактически используемых площадей установленным законодательством нормам.

частнАЯ нотариальнАЯ деятельностЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию частной нотариальной деятельности посвящена Глава 43 Положения № 450.

В данный момент лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании частной нотариальной деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 №1363.

Наиболее значимым нововведением Положения №450 стала норма о том, что лицензии на осуществление частной нотариальной деятельности не выдаются до принятия соответствующего решения Президентом. С одной стороны, это означает, что с 1.01.2011 г. без согласия Президента лицензии выдаваться не будут. С другой стороны, можно предположить, что данное условие будет распространяться также и на действующих лицензиатов, которые захотят продлить лицензию.

Также в п. 447 нового Положения предусмотрено, что нотариальные действия, совершенные в соответствии с законодательством лицом, лицензия которого аннулирована, в период со дня принятия Минюстом решения о выдаче такой лицензии до дня уведомления лицензиата в установленном порядке о принятом этим Министерством решении об аннулировании лицензии либо вступления в силу соответствующего решения суда, являются действительными.

Территория действия лицензии

В соответствии с п. 436 Положения №450 лицензия действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь, включающей одну или несколько административно-территориальных единиц.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены следующие грубые нарушения:

препятствование уполномоченным должностным лицам Минюста в проведении проверок осуществления деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании, в т.ч. непредставление документов и письменных объяснений, предоставление недостоверной информации, а также невыполнение законных распоряжений или требований указанных должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий; и

осуществление лицензируемой деятельности без регистрации в соответствующем главном управлении юстиции областного (Минского городского) исполкома.

11181