Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Лицензирование по-новому (часть 1)

Максим Черняк, начальник Отдела административных процедур ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Игорь Столбунов, юрист ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Илья Латышев, директор ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

В первой части комментария к Указу Президента от 1 сентября 2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» рассматривались общие изменения в порядке лицензирования. В данном материале анализируются конкретные изменения, которые коснулись отдельных лицензируемых видов деятельности.

В соответствии с новым порядком лицензирования по большинству лицензируемых видов деятельности лицензирующий орган, определение лицензируемого вида деятельности, срок действия лицензии, лицензиаты, лицензионные требования к соискателю лицензии, лицензионные требования к лицензиату, перечень документов для подачи, перечень особых требований, перечень грубых нарушений остаются неизменными либо претерпели минимальные изменения в части формулировок, не затрагивающих сути лицензируемого вида деятельности.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, которые коснулись каждого лицензируемого вида деятельности.

АДВОКАТСКАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию адвокатской деятельности посвящена Глава 10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв.Указом Президента от 01.09.2010 г. № 450 (далее – Положение № 450).

В данный момент лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании адвокатской деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1363.

Соискатели лицензии

По сравнению с Положением № 1363 в Положении № 450 появилось дополнительное указание на категорию физических лиц, которые не имеют право на получение лицензии.

В соответствии с п. 102 нового Положения к ним будут относиться физические лица, обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении них либо ИП (юрлица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании лицензии на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юруслуг соответственно.

Как ни странно, исключена норма, в соответствии с которой не имеют права на получение лицензии физические лица, в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии, — в течение одного года со дня принятия такого решения.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Несколько изменился перечень документов для получения лицензии.

Если в данный момент соискатель лицензии должен предоставить нотариально засвидетельствованную копию диплома о высшем юридическом образовании и нотариально засвидетельствованную выписку из трудовой книжки, а в случае ее отсутствия – справку с последнего места работы с указанием оснований прекращения трудовой деятельности, то новому Положению будет необходимо предъявить копию диплома о высшем юридическом образовании с предъявлением его оригинала и выписку из трудовой книжки (с предъявлением ее оригинала), а в случае ее отсутствия – справку с последнего места работы с указанием оснований прекращения трудовой деятельности.

Также исключена необходимость предоставить не менее 2 рекомендаций ученых-юристов или юристов-практиков для допуска к сдаче экзамен.

Перечень грубых нарушений

Изменился также перечень грубых нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

В настоящее время к таковым относятся:

передача лицензиатом права на осуществление адвокатской деятельности другому лицу;

препятствование уполномоченным должностным лицам Минюста в проведении проверок осуществления деятельности в соответствии с законодательством, в т.ч. непредоставление документов (их копий) и письменных объяснений, предоставление недостоверной информации, а также невыполнение законных требований указанных должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий;

систематическое (три и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение законодательства о лицензировании или требований и условий осуществления адвокатской деятельности, установленных законодательством;

сокрытие от налогообложения доходов, полученных за оказание юридической помощи;

нарушение порядка расчетов по оплате оказываемой адвокатами юридической помощи;

необоснованный отказ от оказания юридической помощи или принятия поручения на оказание юридической помощи;

нарушение правил внутреннего распорядка мест содержания под стражей и исправительных учреждений.

По новому Положению осталось все два грубых нарушения:

осуществление наличных расчетов по оплате оказываемой юридической помощи без внесения гонорара по квитанции установленного образца, зарегистрированной в государственных налоговых органах, в кассу соответствующей коллегии адвокатов;

отказ от оказания юридической помощи в случаях, когда оказание такой помощи в соответствии с законодательством является обязательным, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами.

ВЕТЕРИНАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нормативное регулирование

Лицензированию ветеринарной деятельности посвящена Глава 11 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании ветеринарной деятельности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.12.2003 г. № 1361.

Лицензионные требования и условия

Положением № 450 несколько изменены требования к ИП — лицензиатам.

Так, по действующему Положению ИП– производителей спиртосодержащих ветеринарных препаратов существовало требование в части наличия на праве собственности технологического оборудования. Новое Положение предусматривает, что такое оборудование может принадлежать ИП на любом ином законном основании.

Перечень грубых нарушений

Претерпел изменения перечень грубых нарушений при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Во-первых, перечень дополнен случаями реализации ветеринарных препаратов без документов, подтверждающих их качество.

Во-вторых, исключены следующие нарушения:

осуществление лицензиатом лицензируемой деятельности в период, когда действие лицензии было приостановлено;

препятствие деятельности лицензирующих и других государственных органов, контролирующих в пределах своей компетенции осуществление лицензиатами лицензируемого вида деятельности, в проведении проверки;

нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Таким образом перечень будет закрытым.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АВТОТРАНСПОРТА

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности в области автомобильного транспорта посвящена Глава 12 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1388.

Виды работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности

С 1.01.2011 г. из лицензируемого вида деятельности исключаются следующие виды составляющих работ и (или) услуг:

выполнение внутриреспубликанских автоперевозок грузов;

выполнение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом;

выполнение перевозок пассажиров морским транспортом;

выполнение перевозок грузов внутренним водным транспортом – выполнение перевозок грузов морским транспортом.

Помимо этого, согласно п. 120 Положения № 450, не требуется получения лицензии для выполнения:

внутриреспубликанских автоперевозок пассажиров для собственных нужд;

международных автоперевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования к лицензиату

Дополнительным лицензионным требованием и условием для лицензиата стали:

обеспечение проведения предрейсового контроля техсостояния автотранспортных средств, предрейсовых и иных медосмотров водителей механических ТС.

В качестве лицензионного требования и условия, предъявляемого к лицензиату, больше не указана необходимость наличия на ТС действующей лицензионной карточки.

Перечень грубых нарушений

Из перечня грубых нарушений лицензионных требований исключаются:

систематическое (три и более раза в течение 12 месяцев подряд) непредставление в установленный срок госстатотчетности;

осуществление лицензируемой деятельности без наличия лицензионной карточки на ТС или передача лицензионной карточки другому лицу;

нарушения, установленные законодательными актами (соответственно, перечень нарушений становится закрытым).

В то же время перечень дополняется следующими нарушениями:

выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в установленном порядке заказа-наряда на фрахтование ТС;

использование ТС, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобилей-такси, в т.ч. с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, без оформленного в установленном порядке путевого листа.

Положение № 450 дополнительно предусматривает, что в случае прекращения действия лицензии по решению лицензирующего органа или суда лицензиат обязан прекратить осуществление лицензируемой деятельности не позднее 15 рабочих дней со дня прекращения действия лицензии (за исключением некоторых оснований).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Нормативное регулирование

Деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения является единственным новым лицензируемым видом деятельности, предусмотренным Положением № 450.

Лицензированию деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения посвящена Глава 13 Положения №450.

Виды работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности

В данный момент лицензирование деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения регулируется Положением о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, утв. Постановление Совета Министров от 20.10.2003 № 1357.

Тем не менее, с 2011 года данный вид деятельности будет составляющим нового лицензируемого вида деятельности – деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Составляющими видами работ и (или) услуг деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения будут:

деятельность в области использования атомной энергии

деятельность в области использования источников ионизирующего излучения

деятельность по обращению с радиоактивными отходами

деятельность по проектированию и изготовлению технологического оборудования и средств радиационной защиты

деятельность по проведению экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения:

Лицензирующий орган

Лицензирующим органом будет являться МЧС.

Срок действия лицензии

Лицензия будет выдаваться сроком на 5 лет.

Лицензионные требования и условия к соискателю лицензии

Общими лицензионными требованиями и условиями для лицензируемого вида деятельности будут:

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов), для которых работа у соискателя лицензии является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям законодательства, регулирующего лицензируемую деятельность, а также прошедших обучение, инструктаж и оценку знаний НПА, в т.ч. технических НПА, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в порядке, установленном МЧС;

наличие системы управления и (или) контроля качества осуществления лицензируемой деятельности;

наличие технической и программной оснащенности (технологии, оборудование, оснастка, приборы, методики, документация, программное обеспечение и другое), соответствующей требованиям НПА, в т.ч. технических НПА, в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, позволяющей качественно выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемую деятельность;

наличие разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выданного уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими госсаннадзор;

Положение № 450 в п. 128 предусматривает отдельные лицензионные требовании и условия для каждого вида работ и (или) услуг.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Положением № 450 предусмотрен следующий перечень документов для подачи на получение лицензии:

выписки из протоколов оценки знаний НПА, в т.ч. технических НПА, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности у работников;

копии приказов о назначении лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность (кроме деятельности по проведению экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения);

сведения о наличии технической и программной оснащенности (технологии, оборудование, оснастка, приборы, методики, документация, ПИ и другое), соответствующей требованиям НПА, в т.ч. технических НПА, в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, позволяющей качественно выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемую деятельность;

документы, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении лицензируемой деятельности, состав и содержание которых определяются МЧС (кроме деятельности по проведению экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения);

копию разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выданного уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими госсаннадзор;

копию заключения государственной экологической экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством (для деятельности в области использования атомной энергии);

сведения об имеющейся системе управления и (или) контроля качества осуществления лицензируемой деятельности.

Перечень грубых нарушений

В соответствии с п. 133 Положения №450 грубыми нарушениями лицензируемого вида деятельности будут являться нарушения лицензионных требований и условий, ставшие причиной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, повлекших создание чрезвычайной ситуации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности в области промышленной безопасности посвящена Глава 14 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1357.

Лицензиаты

В соответствии с Положением №450 лицензируемая деятельность будет осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями. ИП –лицензиаты не смогут осуществлять данный вид деятельности после 1.03.2011 г.

Виды работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности

Положением № 450 предусмотрены следующие новые составляющие работы и (или) услуги лицензируемого вида деятельности:

деятельность, связанная со взрывчатыми материалами (веществами) промышленного назначения; и

проектирование (разработка технологического раздела) котельных.

В свою очередь, исключены следующие виды работ и (или) услуг:

подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта, подконтрольного органу технадзора, в учреждениях, не входящих в систему Минобразования;

перевозка опасных грузов всеми видами транспорта.

Деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения по новому Положению будет составляющим нового лицензируемого вида деятельности – деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Лицензионные требования и условия для соискателя лицензии

Дополнительными лицензионными требованиями и условиями для соискателя лицензии станут:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимого для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического обеспечения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих госстандартам, нормам и правилам в области промышленной безопасности;

наличие назначенных в установленном порядке из числа работников, прошедших соответствующую подготовку, не менее двух лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности).

Для соискателей лицензии – юрлиц РБ с 1.01.2011 г. может быть применен упрощенный порядок лицензирования при осуществлении следующих видов работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности:

проектирование (конструирование), монтаж, наладка, обслуживание, диагностирование, ремонт (либо выборка из указанного перечня работ) техустройств;

проектирование, монтаж (либо выборка из указанного перечня работ) объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления (либо выборка из указанного перечня объектов)

проектирование (разработка технологического раздела) котельных.

Для получения лицензии ее соискатель, выбравший упрощенный порядок лицензирования будет должен дополнительно предоставить выписку из протокола оценки знаний НПА, в т.ч. технических НПА, содержащих требования по организации безопасного выполнения и (или) оказания работ и (или) услуг у технического руководителя, назначенного в установленном порядке ответственным за безопасное выполнение и (или) оказание таких работ и (или) услуг.

При этом заявление о выдаче лицензии должно содержать сведения о том, что соискатель лицензии обязуется в течение 2 месяцев со дня принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий лицензируемого вида деятельности.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям не назначается.

Лицензиат обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче лицензии, письменно уведомить МЧС об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия для лицензиатов

Дополнительными лицензионными требованиями и условиями для лицензиатов станут:

повышение квалификации лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не реже одного раза в 5 лет;

наличие положительного заключения по результатам проведения экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям, проводимой Госпромнадзором не реже одного раза в 2 года (для некоторых составляющих видов работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности);

соблюдение сроков проведения технического диагностирования и (или) техосвидетельствования эксплуатируемого оборудования (техустройств, ТС, предназначенных для перевозки опасных грузов, аттракционов и другого), подлежащего регистрации в Госпромнадзоре.

Перечень грубых нарушений

Во-первых, перечень грубых нарушений лицензируемого вида деятельности стал закрытым.

Во-вторых, перечень дополнен двумя новыми нарушениями:

непрохождение в Госпромнадзоре экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям по истечении 2 лет со дня получения лицензии или проведения предыдущей аналогичной экспертизы (для составляющих лицензируемую деятельность работ и (или) услуг при упрощённой процедуре лицензирования); и

нарушение сроков проведения технического диагностирования и (или) технического освидетельствования эксплуатируемых аттракционов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности в области связи посвящена Глава 15 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности в области связи, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1387.

Виды работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности

В соответствии с Положение № 450 лицензированию будут подлежать услуги телефонии по IP-протоколу и услуги IP-телевидения.

В свою очередь, исключены следующие работы и (или) услуги лицензируемого вида деятельности:

услуги телематических служб;

услуги персонального радиовызова;

услуги подвижной радиосвязи в сети электросвязи общего пользования или в выделенной сети электросвязи, за исключением сотовой подвижной электросвязи;

пересылка (прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) отправлений ускоренной почты.

Согласно п. 145 Положения № 450 не требуется получения лицензии для приема подписки на печатное СМИ, осуществляемой непосредственно юрлицом, на которое возложены функции редакции данного СМИ.

Срок действия лицензии

Увеличен до 10 лет срок действия лицензии на услуги сотовой подвижной электросвязи.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Положением № 450 предусмотрено, что лицензионным требованием (условием), предъявляемым к соискателю лицензии в случае оказания услуг электросвязи общего пользования с использованием радиочастотного спектра, является наличие решения уполномоченного органа о выделении соответствующих полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот для эксплуатации радиоэлектронного средства.

Лицензионные требования к лицензиату

Новыми требованиями, предъявляемыми к лицензиату, стали:

наличие разрешения уполномоченной организации на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронного средства, полученного в результате присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала, при оказании услуг электросвязи общего пользования с использованием радиочастотного спектра;

соблюдение сроков начала оказания услуг, указанных в лицензии.

Особые лицензионные требования и условия

Положением № 450 предусмотрены следующие особые лицензионные требования и условия:

выполнение требований по зоне обслуживания абонентов и (или) пользователей сети электросвязи общего пользования;

выполнение лицензиатом, победившим в тендере (конкурсе) на использование радиочастотного спектра, обязательств, предусмотренных в тендерных (конкурсных) предложениях, представленных этим лицензиатом (в случае, если тендер (конкурс) был проведен);

выполнение лицензиатом, победившим в тендере на получение лицензии, обязательств, предусмотренных в тендерных предложениях, представленных этим лицензиатом (в случае, если лицензия была выдана по результатам проведения тендера);

выполнение решения уполномоченного органа о выделении соответствующих полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот;

предоставление услуг электросвязи общего пользования с использованием средств электросвязи, указанных в лицензии;

осуществление лицензируемой деятельности на территории, указанной в лицензии.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган, помимо ныне предусмотренного обязательного перечня документов для всех лицензируемых видов деятельности, включает лишь информационный лист, форма которого будет утверждена Минсвязи.

Исключена необходимость предоставления копий дипломов и (или) других документов, подтверждающих получение образования специалистами по специальности, соответствующей профилю лицензируемого вида деятельности.

Также исключена необходимость составления запроса Минсвязи для получения разрешения БелГИЭ на право использования соискателями лицензии радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств.

Положением № 450 предусмотрено, что до принятия решения о выдаче лицензии, продлении срока ее действия, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений Минсвязи запрашивает решения местных исполнительных и распорядительных органов, определяющие территорию оказания услуг по трансляции телевизионных программ в системе кабельного телевидения, – в случае, если соискатель лицензии (лицензиат) планирует оказывать такие услуги (п. 152).

Перечень грубых нарушений

Из перечня грубых нарушений лицензируемого вида деятельности исключены:

нарушения, предусмотренные в законодательных актах (Соответственно, перечень станет закрытым);

оказание лицензиатом не указанных в лицензии услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

деятельностЬ в сфере игорного бизнеса

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности в сфере игорного бизнеса, посвящена Глава 16 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1377.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензирующий орган

С 01.01.2011 г. лицензирующим органом будет являться МНС (до указанной даты лицензирующим органом является Минспорта и туризма ).

Лицензиаты

В соответствии с новым Положением лицензируемая деятельность будет осуществляться исключительно юрлицами РБ с учетом ограничений, установленных законодательными актами. ИП не смогут осуществлять лицензируемую деятельность.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Ужесточены лицензионные требованиями и условия, предъявляемые к соискателю лицензии.

С 01.01.2011 г. для соискателей лицензии обязательным станет наличие:

у руководителя или заместителя руководителя юрлица, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юрлица РБ (за исключением работы по совместительству) либо в качестве ИП, зарегистрированного на территории РБ, не менее 7 лет (в данный момент стаж должен быть не менее 3 лет и при выдаче лицензии учитывается стаж, полученный за пределами РБ).

на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности.

согласия соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на размещение игорного заведения.

Лицензионные требования к лицензиату

Обращает на себя внимание тот факт, что одним из лицензионных требований и условий, предъявляемыми к лицензиату теперь является обеспечение в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств для выплаты выигрыша в кассе игорного заведения – в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (возвратом несыгравших ставок).

Перечень документов для получения лицензии

Из перечня документов для подачи на получение лицензии исключены:

копия зарегистрированного в налоговом органе заявления о регистрации КСА, КС;

копии сертификатов игрового оборудования;

копия договора на техобслуживание игрового оборудования, КС.

Перечень грубых нарушений

Дополнительным в перечне грубых нарушений лицензионных требований стала неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд.

В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований исключены:

осуществление не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

организация и (или) проведение азартных игр в случаях, запрещенных законодательными актами;

нарушения, предусмотренные законодательными актами.

Таким образом, перечень грубых лицензионных нарушений лицензионных требований становится закрытым.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАГОТОВКЕ (ЗАКУПКЕ) ЛОМА И ОТХОДОВ ЧЁРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов чёрных и цветных металлов посвящена Глава 17 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, утв. Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1379.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии увеличен с 5 лет до 10.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Положением № 450 предусмотрены дополнительные лицензионные требования и условия для соискателей лицензии:

наличие справок (заключений) Минприроды, МВД, территориальных органов госсаннадзора об обеспечении условий для хранения лома и отходов черных и цветных металлов, свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом, имеющейся возможности осуществления лицензируемой деятельности на данной территории (отдельно по каждому обособленному подразделению, в т.ч. филиалу);

наличие индивидуальных средств защиты.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Перечень дополнен следующими документами:

копии справок (заключений) Минприроды, МВД, территориальных органов госсаннадзора об обеспечении соискателем лицензии условий для хранения лома и отходов черных и цветных металлов, свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом и имеющейся возможности осуществления лицензируемой деятельности на данной территории (отдельно по каждому обособленному подразделению, в т.ч. филиалу).

перечень имеющихся специальных поверенных приборов и оборудования для радиационного контроля лома и отходов черных и цветных металлов, сведения об их метрологическом обеспечении.

В то же время исключена необходимость предоставлять:

перечень соответствующих структурных подразделений, в т.ч. расположенных вне места нахождения юрлица, с указанием их почтовых адресов и телефонов;

договоры аренды соответствующих помещений (оборудованных площадок). С 1.01.2011.г. такие помещения могут принадлежать не только на праве аренды, но и на любом ином законном основании;

сведения об имеющихся в наличии НПА и технических НПА по лицензируемой деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности по обеспечению пожарной безопасности посвящена Глава 18 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности по обеспечению пожарной безопасности, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1357.

Виды работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности

Из перечня видов работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности исключены:

устройство и ремонт печного отопления;

разработка технических НПА системы противопожарного нормирования и стандартизации, правил техэксплуатации изделий и устройств, условий применения средств противопожарной защиты и пожароопасных изделий.

Согласно п. 175 Положения № 450 не требуется получения лицензии для осуществления производства пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты, если данная продукция подлежит подтверждению на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Лицензиаты

Согласно п. 176 Положения № 450 лицензируемая деятельность может осуществляться только юрлицами РБ и иностранными организациями по следующим составляющим работам и (или) услугам:

эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей по перечню, утвержденному в установленном порядке;

проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией;

создание и функционирование подразделений, осуществляющих предупреждение и (или) ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Логично предположить, что иные работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, смогут осуществлять, в т.ч. и ИП.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Положением № 450 предусмотрены отдельные лицензионные требования для соискателей лицензии и для лицензиатов (ранее они не разделялись).

Новым лицензионным требованием для соискателя лицензии стало требование о наличии в штате не менее 3 работников (техруководителей, специалистов и рабочих) (для торговли пожарной техникой (машинами и оборудованием), снаряжением, спасательными устройствами, огнетушителями, огнетушащими веществами и другими средствами противопожарной защиты – не менее 1 работника) с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших подготовку (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном МЧС порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы.

Положением № 450 дополнительно предусмотрено, что в случае, если по результатам проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в отношении составляющих лицензируемую деятельность работ и (или) услуг — эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей вынесено заключение, свидетельствующее о несоответствии принадлежащих соискателю лицензии на законном основании помещений, оборудования, приборов или инструментов, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности и некоторым иным требованиям, предусмотренными Положением, МЧС в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заключения направляет соискателю лицензии письменное уведомление с предложением о представлении перспективного плана мероприятий по обеспечению соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Уведомление должно содержать сведения обо всех подлежащих устранению несоответствиях соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также рекомендации по проведению необходимых для этого мероприятий.

Перспективный план по форме, утверждаемой МЧС, представляется соискателем лицензии в Министерство не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления и должен включать мероприятия, направленные на устранение всех перечисленных в данном уведомлении несоответствий соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также сведения о сроках реализации этих мероприятий и источниках их финансирования.

Перспективный план утверждается руководителем соискателя лицензии или иным уполномоченным им в установленном порядке лицом. Срок реализации мероприятий, включенных в перспективный план, не может превышать одного года со дня утверждения данного перспективного плана.

По результатам рассмотрения перспективного плана МЧС принимает решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю. Решение об отказе в выдаче лицензии принимается, если перспективный план не представлен соискателем лицензии в срок либо не соответствует требованиям, предусмотренным Положением.

Лицензионные требования к лицензиату

Новым лицензионным требованием и условием, предъявляемым к лицензиату стало требование представления в МЧС ежегодно до 1 февраля сведений об объемах выполненных за предшествующий год работ, составляющих лицензируемую деятельность.

Особые лицензионные требования

Положением № 450 предусмотрено, что выполнение мероприятий, предусмотренных в перспективном плане и указанных в выданной лицензии, является для лицензиата, получившего такую лицензию, особым лицензионным требованием (условием).

Перечень грубых нарушений

Перечень грубых нарушений лицензируемого вида деятельности дополнен. Новыми основаниями для ответственности стали:

систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований и условий, установленных НПА, регулирующими лицензируемую деятельность;

необеспечение при выполнении работ и (или) оказании услуг по техобслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией необходимого согласно требованиям законодательства уровня работоспособности и (или) исправности соответствующих систем или их элементов.

В свою очередь, из перечня грубых нарушений лицензируемого вида исключены:

реализация продукции без наличия документов, устанавливающих область и условия применения, а также документов об оценке соответствия для продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности в РБ;

нарушения, предусмотренные в законодательных актах.

Таким образом, перечень грубых нарушений стал закрытым.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности по оказанию психологической помощи посвящена Глава 19 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности по оказанию психологической помощи, утв. Постановлением Совета Министров от 25.02.2009 г. № 240.

Определение лицензируемого вида деятельности

Отметим, что согласно Положению № 240 под деятельностью по оказанию психологической помощи понимается деятельность лицензиатов, осуществляемая на возмездной основе и направленная на оказание гражданам психологической помощи в целях содействия в решении психологических проблем, социальной адаптации, саморазвития, самореализации и социальной реабилитации, способствующая улучшению качества их жизни. В то же время, Положение № 450 не содержит как такового определения лицензируемого вида деятельности. Безусловно, определение по Постановлению № 240 сформулировано достаточно общо и неконкретно, что на практике вело к проблемам в применении, двойственности подходов со стороны лицензирующего органа. Но в то же время, полное отсутствие в Положении № 450 определения лицензируемого вида деятельности можно оценивать ещё хуже. Теперь нет вообще никаких критериев отнесения той или иной деятельности к деятельности по оказанию психологической помощи. Возможно, Минздрав в развитие Положения № 450 примет НПА, чётко определяющий критерии отнесения к деятельности по оказанию психологической помощи.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Пунктом 185 Положения № 450 уточнены требования к квалификации специалистов.

Так, лицензионным требованием для соискателя лицензии – юрлица будет наличие у руководителя, у всех работников, которые будут непосредственно оказывать психологическую помощь, высшего психологического образования, либо высшего педагогического образования с квалификацией «Психолог», «Педагог-психолог», «Практический психолог в системе образования», либо высшего медобразования с квалификацией «Врач-психолог», «Медицинский психолог», «Клинический психолог», либо диплома о переподготовке на уровне высшего образования по специальности «Практическая психология», «Медицинская психология», «Психология», либо диплома кандидата или доктора психологических наук, а также стажа работы в области практической психологии не менее 3 лет.

Действующие лицензионные требования и условия допускают наличие у руководителя юридического лица, а также у всех работников данного юрлица, которые будут непосредственно оказывать психологическую помощь наличие диплома магистра для оказания квалифицированной психологической помощи. С 1.01.2011 г. лица с дипломом магистра не будут считаться надлежащими специалистами для соблюдения лицензионных требований.

Пунктом 184 Положения № 450 введена норма, в соответствии с которой госорганы, иные госорганизации, организации здравоохранения и учреждения образования, а также при условии оказания психологической помощи исключительно на безвозмездной основе общественные объединения вправе осуществлять деятельность по оказанию психологической помощи без получения лицензии. При этом осуществление такой деятельности допускается при наличии у работников (служащих), непосредственно оказывающих психологическую помощь, высшего медицинского, высшего психологического или высшего педобразования либо при соответствии их иным специальным требованиям, определяемым законодательством.

Данное исключение, на наш взгляд, противоречит ч.2.ст.13 Конституции, которой предусматривает, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Чем частная компания отличается от государственной, что обязана получать лицензию на ту же деятельность, которую государственная может осуществлять без лицензии?

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Из перечня документов, представляемых ИП, исключены копии документов, подтверждающих родственные отношения ИП с привлеченными им в установленном порядке работниками.

Перечень грубых нарушений

Сокращён перечень грубых нарушений при осуществлении лицензируемой деятельности лицензиатами, его обособленными подразделениями. Так, из перечня исключены:

отсутствие книги замечаний и предложений, книги учета проверок (ревизий), документа, устанавливающего тарифы на оказание лицензируемой деятельности, определяемые в соответствии с законодательством, иных документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством;

непредставление в течение месяца в Минздрав информации о смене руководителя юрлица, работников, непосредственно оказывающих психологическую помощь;

препятствие деятельности лицензирующего и других госорганов и организаций, в пределах своей компетенции контролирующих осуществление лицензиатами лицензируемой деятельности, в проведении проверки.

деятельностЬ по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности по разработке и производству бланков строгой отчётности, а также специальных материалов для защиты их от подделки посвящена Глава 20 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки, утв.Постановлением Совета Министров от 17.10. 2003г. № 1346.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Лицензионных требования для соискателей лицензии

В соответствии с Положением №450 новыми лицензионными требованиями для соискателей лицензии станут:

способность самостоятельно разработать и (или) произвести пробные образцы бланка строгой отчетности и (или) специального материала заявленных видов (групп) продукции, соответствующие требованиям, установленным НПА, в т.ч. техническими НПА;

наличие у руководителя и работников соискателя лицензии, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, соответствующего допуска к сведениям, составляющим госсекреты, при осуществлении деятельности, связанной с использованием таких сведений.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Пересмотрен перечень документов для подачи в лицензирующий орган. Дополнительно необходимо предъявлять:

сведения об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, а также за разглашение госсекретов, в т.ч. лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, у учредителя, руководителя и заместителей руководителя соискателя лицензии; и

сведения о назначении лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности.

Перечень грубых нарушений

Конкретизирован перечень грубых нарушений лицензируемого вида деятельности. По новому Положению грубыми нарушениями признаются:

неосуществление лицензируемой деятельности в течение 6 месяцев подряд;

выпуск продукции без оформления в установленном порядке юридической, технологической, бухгалтерской и иной документации либо с оформлением данной документации частично, в объеме, не позволяющем определить количество выпущенной продукции и использованного для защиты от подделки бланков строгой отчетности специального материала;

нарушение порядка рассылки обязательных экземпляров.

Перечень грубых нарушений лицензируемого вида деятельности стал закрытым.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, В Т.Ч. КРИПТОГРАФИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ, ВКЛЮЧАЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности по технической защите информации, в т.ч. криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, посвящена Глава 21 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности по технической защите информации, в т.ч. криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1374.

Пунктом 203 Положения № 450 теперь предусмотрено, что под информацией, для осуществления деятельности по техзащите которой, в т.ч. криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, требуется получение лицензии, понимается информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено, а также информация, содержащаяся в государственных информационных системах.

Лицензиаты

Положением № 450 по сравнению с Положением № 1374 предусмотрено, что лицензируемая деятельность осуществляется только государственными юрлицами РБ по следующим составляющим ее работам и (или) услугам:

аттестация объектов информатизации, а также аттестация информационных систем, если владельцем соответствующего объекта информатизации (информационной системы) является госорган или госорганизация и такой объект информатизации (информационная система) содержит информацию, отнесенную к госсекретам;

проведение работ по выявлению специальных техсредств, предназначенных для негласного получения информации.

Лицензионные требования для соискателя лицензии

Новым лицензионным требованием стало указание на минимальное количество специалистов для осуществления лицензируемой деятельности – не менее трех. Эти специалисты должны иметь высшее образование в области техзащиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам техзащиты информации в порядке, установленном законодательством.

В качестве лицензионного требования исключена необходимость наличия нормативной и методической документации, разработанной соискателем лицензии, для осуществления работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, согласно НПА по техзащите информации.

Особые требования к лицензиату

Из перечня исключены следующие требования:

средства защиты информации, средства контроля ее защищенности, средства обработки информации в защищенном исполнении, проекты систем защиты информации на объектах информатизации подлежат оценке на соответствие требованиям технических НПА в области технормирования и стандартизации или экспертизе в центре в порядке, установленном законодательством;

средства защиты информации, средства контроля ее защищенности, средства обработки информации в защищенном исполнении до их реализации потребителю подлежат оценке на соответствие требованиям технических НПА в области технормирования и стандартизации или экспертизе в центре в порядке, установленном законодательством.

Перечень грубых нарушений

Изменено основание для привлечения к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований.

В данный момент грубым нарушением является осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, без наличия специалистов, имеющих высшее профобразование в области техзащиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам техзащиты информации, нарушения, отнесенные к грубым законодательными актами, регулирующими лицензионную деятельность.

Грубым нарушением лицензируемого вида деятельности будет являться неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) выполнение лицензиатом работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в госорганизациях без согласования с Оперативно-аналитическим центром.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, посвящена Глава 22 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, утв. Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г № 1371.

Виды работ и (или) услуг, составляющие лицензируемый вид деятельности

Положением № 450 исключены отдельные виды работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности:

геологическое изучение недр;

добыча полезных ископаемых;

бурение скважин на воду глубиной более 20 м;

экологический аудит.

Согласно п.214 Положения № 450 не требуется получения лицензии для использования отходов 1 – 3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ.

Лицензионное требование к соискателю лицензии

Положением № 450 предусмотрено единственное лицензионное требование (условие), предъявляемое к соискателю лицензии – наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

Лицензионные требования к лицензиату

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, дополнены.

Во-первых, при обращении с озоноразрушающими веществами необходимо наличия специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с обращением с озоноразрушающими веществами (данное требование не распространяется на лицензиата, осуществляющего деятельность, связанную с куплей (продажей) либо хранением озоноразрушающих веществ).

Во-вторых, при использовании отходов 1 - 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов необходимо наличия на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ по использованию отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в т.ч. весового оборудования при осуществлении захоронения отходов.

Особые лицензионные требования

Положением № 450 впервые для данного лицензируемого вида деятельности предусмотрены особые лицензионные требования (условия), которыми являются соблюдение:

установленных Минприроды требований и условий при выдаче лицензии;

перечня разрешенных к обращению озоноразрушающих веществ, целей и объемов их использования, мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ для собственных нужд – при обращении с озоноразрушающими веществами;

перечня разрешенных к использованию отходов 1 – 3 классов опасности, перечня обезвреживаемых отходов, технологии использования отходов 1 – 3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов – при использовании отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Положением № 450 несколько пересмотрен перечень документов, которые должны будут предоставляться соискателями лицензии с 1.01.2011 г.

Во-первых, для обращения с озоноразрушающими веществами – вместо справки о целях и объемах использования озоноразрушающих веществ, наличии оборудования и инструментов, соискатель лицензии должен будет предоставить только сведения о целях и объемах использования озоноразрушающих веществ.

Во-вторых, для использования отходов 1 - 3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов дополнительно должны будут предоставляться, соискатель лицензии должен будет предоставить

перечень отходов 1 — 3 классов опасности, использование которых он намерен осуществлять; перечень отходов, обезвреживание которых он намерен осуществлять.

Перечень грубых нарушений

Перечень дополнен следующими случаями:

при обращении с озоноразрушающими веществами:

превышение указанных в лицензии объемов разрешенных к обращению озоноразрушающих веществ;

при использовании отходов 1 - 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов:

отсутствие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1 - 3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;

непроведение в порядке, установленном законодательством, локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.

В целом, перечень грубых нарушений значительно сокращён в силу того, что сокращены составляющие видов работ и (или) услуг лицензируемого вида деятельности. Перечень грубых нарушений стал закрытым.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с драгметаллами и драгоценными камнями посвящена Глава 23 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утв. Постановлением Совета Министров от 17.10.2003 г. № 1346

В соответствии с п.225 Положения № 450 не требуется получения лицензии для:

выполнения работ и (или) оказания услуг с драгоценными камнями, отнесенными в порядке, установленном законодательством, к непригодным для изготовления ювелирных изделий;

использования в производстве драгметаллов и драгоценных камней в целях выполнения научно-исследовательских работ по созданию научно-технической продукции, анализа и активации печатных плат, а также в медцелях (за исключением изготовления зубных протезов и их деталей из сплавов драгоценных металлов);

использования в производстве серебра, сусального золота, припоев, содержащих драгоценные металлы, а также недрагоценных материалов с покрытием драгметаллами;

ремонта (реставрации) изделий из драгметаллов и драгоценных камней, принадлежащих осуществляющим такой ремонт лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

оптовой торговли товарной продукцией из недрагоценных материалов, содержащей в своем составе драгметаллы, а также драгметаллами и драгоценными камнями, произведенными, переработанными, приобретенными для собственного производства и (или) потребления и не использованными для этих целей;

розничной торговли (реализации (распространения), в т.ч. за денежные вознаграждения и пожертвования) религиозными организациями предметами религиозного назначения из драгметаллов и драгоценных камней в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров, в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях;

приема в залог изделий из драгметаллов и драгоценных камней без передачи предмета залога залогодержателю;

переработки лома и отходов, содержащих драгметаллы и драгоценные камни, в целях использования извлеченных драгметаллов и драгоценных камней в собственном производстве.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии продлён с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Положением № 450 предусмотрены дополнительные лицензионные требования к соискателю лицензии:

наличие техусловий на драгоценные камни (для обработки драгоценных камней);

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании геммологического оборудования (приборов) для инструментальной диагностики драгоценных камней (для приема от населения изделий из драгоценных камней по договорам комиссии и (или) в залог, скупки драгоценных камней в изделиях и ломе).

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Положением № 450 предусмотрен перечень дополнительных документов для подачи в лицензирующий орган при осуществлении деятельности по приему в залог изделий из драгметаллов и драгоценных камней:

перечень геммологического оборудования (приборов) для инструментальной диагностики драгоценных камней (при осуществлении диагностики и оценки драгоценных камней);

копии документов (диплом, удостоверение), подтверждающих профессиональную квалификацию геммологов (при осуществлении диагностики и оценки драгоценных камней).

В то же время, из перечня документов для подачи в лицензирующий орган исключены:

копия заключения органа пожарного надзора;

копия заключения органа саннадзора;

копия свидетельства о госповерке весов.

Перечень грубых нарушений

Из перечня грубых нарушений исключены:

нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Перечень станет закрытым.

осуществление работ и услуг, составляющих деятельность, связанную с драгметаллами и драгоценными камнями, не указанных в лицензии;

торговля изделиями из драгметаллов изделий из драгметаллов, подлежащих в установленном порядке клеймению государственным пробирным клеймом РБ, без оттисков таких клейм.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, посвящена Глава 24 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утв. Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. № 1378.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии продлён с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования для соискателя лицензии

В соответствии с Положением по Указу №450 дополнено требваниями:

о наличии в штате не менее одного работника с высшим или средним специальным медицинским, фармацевтическим, ветеринарным, химико-технологическим, химико-фармацевтическим, биотехнологическим или химическим образованием;

об отсутствии у работников, которые будут допущены к выполнению (оказанию) заявленных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, непогашенной или неснятой судимости за менее тяжкое, тяжкое и особо тяжкое преступление либо за преступления против здоровья населения, связанные с незаконными действиями по отношению к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, а также заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, психических заболеваний;

о наличии лица, ответственного за выполнение (оказание) заявляемых работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность.

Особые лицензионные требования

Исключено особое лицензионное требование (условие), которое предусматривает наличие в штате работников с высшим или средним медицинским или фармацевтическим или ветеринарным образованием, научных сотрудников, инженерно-технических работников, имеющих высшее или среднее специальное образование и (или) спецподготовку (п. 7 Положения №1378).

С 1.01.2011 г. единственным особым лицензионным требованием будет являться осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Во-первых, Положение № 450 дополнительно предусматривает, что для получения лицензии на выполнение работ и (или) оказание услуг по приобретению, хранению и использованию в научных и учебных целях, экспертной деятельности и уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров соискателем лицензии дополнительно представляется обоснование необходимости выполнения (оказания) заявляемых работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, с указанием целей и задач, поставленных перед соискателем лицензии (п. 242).

Во-вторых, новое Положение не предусматривает необходимости при получении лицензии на осуществление лицензируемой деятельности в научных и учебных целях, экспертной деятельности представления копии разрешения, выданного вышестоящей организацией, на осуществление заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, с указанием целей и задач, поставленных перед соискателем лицензии.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены следующие случаи:

отсутствие документов, подтверждающих уничтожение или возврат поставщику наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, забракованных испытательной лабораторией, в случаях и порядке, установленных законодательством;

осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не указанных в лицензии;

изменение заявленных площадей и помещений для осуществления лицензируемой деятельности, их назначения без представления в Минздрав соответствующих документов;

препятствие деятельности лицензирующего и других госорганов и организаций, в пределах своей компетенции контролирующих осуществление лицензиатами лицензируемой деятельности, в проведении проверки;

нарушения, отнесенные к грубым в соответствии с законодательными актами. С 2011 года перечень грубых нарушений станет закрытым.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ОЗДОРОВЛЕНИЕМ ДЕТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, посвящена Глава 25 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, утв.Постановлением Совета Министров от 10.12.2003 г. №1601.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии продлён с 5 до 10 лет.

Лицензионные требования для лицензиатов

Положением №450 предусмотрено дополнительное лицензионное требование о представлении в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента в установленные законодательством сроки информации о невозвращении организованных групп детей или отдельных детей и (или) сопровождающих их лиц в Республику Беларусь после оздоровления за рубежом, а также об экстремальных ситуациях, произошедших в пути следования или в местах оздоровления детей.

Перечень грубых нарушений

Из перечня исключены:

несоответствие деятельности лицензиата нормативным правовым актам. Перечень станет закрытым.

осуществление лицензируемой деятельности в обособленных подразделениях (филиалах) без наличия в лицензии сведений о них;

систематическое нарушение требований законодательства о представлении в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента отчетности об осуществлении деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом.

деятельностЬ, связаннАЯ с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, посвящена Глава 26 Положения № 450.

В данный момент, лицензирование этого вида деятельности регулируется Положением о лицензировании деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, утв.Постановлением Совета Министров от 20.10.2003 г. №1356..

Определение лицензируемого вида деятельности

С одной стороны, Положение №450 немного конкретизирует определение лицензируемого вида деятельности. В соответствии с п. 260 Положения под деятельностью, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, понимаются радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, определение содержания радионуклидов в продукции лесного хозяйства, сельскохозяйственной, промышленной и другой продукции, строительных материалах, воде, почве, воздухе, пищевых продуктах, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах и других объектах контроля, а также определение поверхностного загрязнения и мощности дозы гамма-излучения. По сравнению с определением, содержащимся в Положении №1356, добавлены такие объекты как вода, почва и воздух.

С другой стороны, определение, как и теперь, содержит формулировку «и других объектов контроля», что оставляет перечень подконтрольных объектов открытым.

Лицензиаты

В п. 4 Положения №1356 сказано, что лицензируемая деятельность осуществляется юрлицами Республики Беларусь, ИП, зарегистрированными в РБ, иностранными юрлицами и иностранными организациями, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого представительства на территории РБ.

В Главе 26 Положения №450 отсутствует какое-либо упоминание о лицах, которые могут быть соискателями лицензии. Это означает, что, по общему правилу, соискателями лицензии могут быть все лица, перечисленные в п. 4 Положения №450. Однако если мы рассмотрим перечень лицензионных требований, содержащихся в абз.2 п. 261 Положения №450, то убедимся, что соискателями лицензии с 1.01.2011 г. и лицензиатами с 1.03.2011 г. смогут быть только юрлица РБ, иностранные юрлица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого представительства на территории РБ.

ИП не смогут осуществлять данную деятельность, т.к. в силу правового статуса, у них не может быть «производственного подразделения».

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Детализированы практически все лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии.

Во-первых, изменена формулировка «структурного подразделения» на «производственное подразделение». Пока не понятно, что именно подразумевается под производственным подразделением, и какие функции оно должно выполнять в отличие от структурного подразделения. По нашему мнению происходит просто замена понятий.

Во-вторых, к поверенным средствам измерения добавлено оборудование (в данный момент оборудование фигурирует в перечне информации, предоставляемом соискателем лицензии при подаче документов).

В-третьих, соискателю лицензии необходимы схемы радиационного контроля (в данный момент схемы фигурируют в перечне информации, предоставляемом соискателем лицензии при подаче документов).

В-четвертых, предусмотрена необходимость наличия не менее 2-ух штатных работников, прошедших в установленном порядке обучение в области радиационного контроля. В данный момент Положение №1356 закрепляет, что нужен персонал, прошедший обучение на курсах повышения квалификации специалистов подразделений радиационного контроля. При этом не уточняется минимальное количество персонала.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Несколько изменится состав документов, предъявляемых для получения лицензии. В соответствии с п. 264 Положения №450 с 1.01.2011 г. в лицензирующий орган необходимо будет предоставлять:

сведения о наличии и квалификации работников, непосредственно осуществляющих лицензируемую деятельность, с приложением копий удостоверений об их обучении (повышении квалификации). В данный момент Положением №1356 предусмотрена справка о составе и квалификации персонала, непосредственно осуществляющего лицензируемую деятельность, с указанием даты последней переподготовки, обучающей организации, номера удостоверения.

копию схемы радиационного контроля. Сейчас необходимо предоставлять оригинал схемы радиационного контроля.

Лицензионные требования к лицензиату

В п. 7 Положения №1356 предусмотрено, что к соискателю лицензии и лицензиату предъявляются одинаковые требования и условия.

В п. 262 Положения №450 дополнительно предусмотрено, что лицензиату необходимо соблюдать:

требования и условия, установленные нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими НПА, регулирующими лицензируемую деятельность;

обеспечение контроля за достоверностью проводимых измерений.

Перечень грубых нарушений

Перечень нарушений станет закрытым.

Положение №450 также уточняет формулировку нарушения, связанного с искажением результатов измерений. С 1.01.2011 г. она будет звучать как «умышленное искажение результатов измерений». В данный момент Положением №1356 предусмотрено нарушение, связанное с умышленное искажение результатов радиометрических испытаний, установленное уполномоченными органами.

деятельностЬ, связаннАЯ с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства

Нормативное регулирование

Лицензированию деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в т.ч. в Интернете) информации о физических лицах в целях их знакомства, посвящена Глава 27 Положения № 450.

С 1.01.2011 года данный вид лицензируемой деятельности будет включать в себя два вида деятельности, которые в данный момент являются самостоятельными: деятельность, связанная с привлечением в РБ иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан РБ за границей, и деятельность, связанная со сбором и распространением (в т.ч. в Интернете) информации о физических лицах с целью их знакомства.

В данный момент, лицензирование деятельности связанной с привлечением в РБ иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан РБ за границей, регулируется Положением, утв. Постановлением Совета Министров от 17.10.2003 г. №1335.

Деятельность, связанная со сбором и распространением (в т.ч. в Интернете) информации о физических лицах с целью их знакомства, регламентирована Положением, утв.Постановлением Совета Министров от 2.05.2005 г. №449.

Отметим, что в соответствии с Положением №450 из перечня работ и (или) услуг исключается деятельность по привлечению в РБ иностранной рабочей силы.

Срок действия лицензии увеличен с 5 до 10 лет.

Определение лицензируемого вида деятельности

Детализировано определение деятельности, связанной с трудоустройством граждан РБ за границей. Если сейчас в абз.2 п. 5 Положения №1335 фигурирует только термин «граждан РБ», то в абз.2 п. 271 Положения № 450 содержится более объемная формулировка: «граждан РБ, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в РБ». Имеет место расширение круга лиц, трудоустройство которых за границей подпадает под лицензируемый вид деятельности.

Помимо этого изменена формулировка, касающаяся оказания гражданам услуг в области трудоустройства за границей. В данный момент они звучит как «услуги о содействии в трудоустройстве». Положение №450 предусматривает название «услуг по содействию в трудоустройстве». По нашему мнению, изменение предлога связано с чисто филологическими особенностями закрепленного в данный момент выражения и пониманием его смысловой нагрузки.

Особенно отметим, что претерпело серьезные изменения определение деятельности, связанной со сбором и распространением (в т.ч. в Интернете) информации о физических лицах в целях их знакомства (далее – деятельность брачного агентства). Изменилась суть деятельности брачного агентства. Новое определение закрепляет, что деятельность брачных агентств направленная на создание и использование банка данных о физических лицах в целях их знакомства с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории другого государства. Т.е. после 1.01.2011 г. деятельность по знакомству между собой граждан РБ, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РБ, лицензироваться не будет.

Лицензионные требования к соискателю лицензии

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан РБ за границей

Во-первых, в соответствии с п. 7 Положения №1335 соискатель лицензии обязан обладать как помещением, так и оборудованием для осуществления лицензируемого вида деятельности. По новому порядку соискателю лицензии будет достаточно только помещения.

Во-вторых, Положение №1335 предусматривает отсутствие у учредителей и работников соискателя лицензии судимости. Положение №450 говорит уже об отсутствие у учредителей и работников соискателя лицензии судимости, которая не снята или не погашена в порядке, установленном законодательными актами (п. 273.1).

Деятельность брачных агентств

Лицензионные требования к соискателям лицензий на деятельность брачных агентств, осуществляющих деятельность по сбору и распространению информации о физических лицах с целью их знакомства с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории другого государства, остались без изменений.

Перечень документов для подачи в лицензирующий орган

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан РБ за границей

Во-первых, из перечня документов с 2011 года исключено заявление по установленной форме согласно приложения 3 к Положению №1335.

Во-вторых, действующее Положение предусматривает обязанность соискателя лицензии предъявлять нотариально заверенную копию соглашения (договора), заключенного с иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией о трудоустройстве граждан РБ за границей. По Положению № 450 будет достаточно просто документа – соглашения (договора) без нотариальных заверений. Это вполне рационально, т.к., с одной стороны, международное соглашение, по общему правилу, будет двуязычным и в большинстве случаев русско-английским. Это означает, что сотрудникам лицензирующего органа будет понятен предмет соглашения и его условия. С другой стороны, соискатель лицензии несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений и это не в его интересах предоставлять ложную информацию.

Смысл нотариального заверения копии может заключаться в том, что в соответствии с п. 199 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утв.Постановлением Минюста от 23.10.2006 № 63, верность копий документов свидетельствуется, в т.ч., при условии, что документ не противоречит законодательству РБ. Таким нехитрым образом, правоохранительные органы могут в данный момент перестраховаться и не проверять суть соглашения. Однако вскоре это им и не понадобиться. Ведь зачем тратить время, проверяя документы на соответствие законодательству, когда можно принять их, так сказать «по комплектности», а в случае обнаружения недостоверных сведений аннулировать лицензию с момента выдачи со всеми вытекающими последствиями.

В-третьих, Положение №450 предусматривает предоставление только проекта трудового договора, заключаемого с трудящимся-мигрантом, подписанного иностранным нанимателем или по его поручению юрлицом РБ либо ИП, заверенного подписью их руководителя и печатью. В новом Положении не содержится перечень условий, которые должен содержать трудовой договор (контракт).

В-четвертых, Положение № 450 не предусматривает требований к содержанию проекта договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами РБ.

В-пятых, если в данный момент необходимо предоставлять легализованные в установленном порядке копии выданных уполномоченным органом документов, подтверждающих юридический статус иностранного нанимателя (в определенных случаях документов, подтверждающих юридический статус иностранного нанимателя либо иностранной посреднической организации) и наличие у него разрешения на осуществление деятельности по трудоустройству иностранных граждан в соответствии с законодательством государства, где этот наниматель (организация) осуществляет свою деятельность, то Положение №450 предусматривает подачу легализованных документов, подтверждающих юридический статус иностранного нанимателя (организации) и (или) наличие у них разрешения на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством иностранных граждан, в соответствии с законодательством государства, где этот наниматель (организация) осуществляет свою деятельность.

Деятельность брачных агентств

Во-первых, исключена обязанность предоставлять информацию по форме согласно приложению 1 к Положению №449.

Во-вторых, Положение № 450 предусматривает предоставление в лицензирующий орган описи документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, вместо копий подтверждающих это документов.

Лицензионные требования к лицензиату

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан РБ за границей

Во-первых, уточнен перечень подразделений по гражданству и миграции, регистрирующих заключенные с иностранным нанимателем (посредническими организациями) соглашения (договоры) о трудоустройстве граждан РБ за границей. Если абз.2 п. 14 Положения №1335 предусматривал обязанность в 10-дневный срок зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции данное соглашение (договор), то абз.2 п. 274.1 Положения №450 закрепляет, что соглашение должно быть зарегистрировано конкретно в подразделении по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов.

Во-вторых, по новому порядку нет обязанности при заключении в период лицензионной деятельности соглашений (договоров) с иностранным нанимателем о трудоустройстве граждан РБ за границей предоставлять дополнительно заключение Минобразования о возможности направления граждан (студентов) РБ за границу по студенческим программам.

В-третьих, Положение №450 не предусматривает обязанности представлять в МВД нотариально заверенные копии соглашений (договоров), заключенных лицензиатом в период лицензионной деятельности с иностранными нанимателями (посредническими организациями) о трудоустройстве граждан РБ за границей на белорусском или русском языке.

В-пятых, лицензиат будет обязан не только формировать банк данных кандидатов на трудоустройство за границей, но и осуществлять его ведение.

В-шестых, расширен перечень информации, с которой лицензиат обязан ознакомить гражданина РБ, изъявившего желание получить работу за границей. По Положению № 450 к такой информации будет относиться: информация о положениях законодательства РБ в области внешней трудовой миграции, порядке выезда из РБ и въезда в РБ, положениях законодательства государства трудоустройства в области внешней трудовой миграции, местонахождении и номерах телефонов Департамента по гражданству и миграции МВД, подразделений по гражданству и миграции, местонахождении и номерах телефонов диппредставительств или консульских учреждений РБ в государстве трудоустройства (при их наличии), международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-мигрантов.

В-седьмых, Положение №450 предусматривает обязанность лицензиата согласовывать с МВД информационне (рекламные) объявления о трудоустройстве граждан за границей в порядке, определяемом Советом Министров.

Деятельность брачных агентств

Конкретизировано только, что лицензиат обязан представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в установленном порядке в подразделение по гражданству и миграции следующие сведения:

данные о физических лицах, выехавших в целях знакомства за границу, по форме, утверждаемой МВД;

данные об иностранцах, въехавших в РБ в целях знакомства, по форме, утверждаемой МВД;

информацию о количестве лиц, включенных в банк данных физических лиц, обратившихся к лицензиату в целях знакомства.

Перечень грубых нарушений

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей

Во-первых, по Положению № 450 к грубым нарушениям будут относиться получение любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора с иностранным нанимателем или по его поручению с лицензиатом, за исключением платы за услуги, предоставленные гражданину в соответствии с договором о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, заключенным в письменной форме между лицензиатом и гражданином.

В данный момент это условие содержатся в п. 15 Положения №1335 в форме простого запрета – лицензиат не имеет право его осуществлять. В связи с такой формулировкой, не совсем понятно: классифицируется оно как нарушение или как грубое нарушение? Положение №450 решает этот вопрос.

Во-вторых, дополнительным грубым нарушением стало осуществление лицензируемой деятельности на основании не зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции договора с иностранным нанимателем (иностранной посреднической организацией).

В-третьих, в соответствии с Положением № 450 будет запрещено вводить в заблуждение потребителей оказываемых услуг, а не трудящихся-мигрантов, как это предусмотрено действующим Положением.

В-пятых, новым грубым нарушением является создание условий, в результате которых возникла угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

В-шестых, по Положению №450 не будут расцениваться как грубые нарушения:

нарушение требований Положения о лицензировании лицензиатом, в отношении которого ранее принималось решение о приостановлении действия лицензии;

возникновение угрозы гибели людей или нанесение ущерба их здоровью;

нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Таким образом, перечень грубых нарушений станет закрытым.

Деятельность брачных агентств

Во-первых, по Положению № 450 не будут расцениваться как грубые:

нарушение требований Положения о лицензировании лицензиатом, в отношении которого ранее принималось решение о приостановлении действия лицензии;

нарушения, предусмотренные в законодательных актах. Таким образом, перечень грубых нарушений станет закрытым.

Во-вторых, грубым нарушением будет создание условий, в результате которых возникла угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

13103