Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Лицензирование в вопросах и ответах

Материалы «прямой линии» по вопросам лицензирования

Игорь БУЕВИЧ, юрист

Илья ЛАТЫШЕВ, юрист

 

Торговля

 

Согласно Декрету N 17 ли­цензии, выданные до 16 июля 2003г., срок действия кото­рых истекает до 1 ноября 2003г., действуют до 1 мая 2004г. Срок действия нашей лицензии на оп­товую торговлю горюче-смазоч­ными материалами истекает 26 января 2004г. Действительна ли она также до 1 мая 2004г.?

А.ДИКЕВИЧ, директор Гроднен­ского райагроснаба

— В Перечне видов деятельности оптовая торговля горюче-смазочны­ми материалами как вид деятельнос­ти отсутствует. В то же время соглас­но Перечню лицензированию подле­жит оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.

Если организация согласно дей­ствующей до 26.01.2004г. лицензии осуществляла оптовую торговлю го­рюче-смазочными материалами в виде нефтепродуктов, то в данном случае необходимо вести речь об из­менении наименования лицензируе­мого вида деятельности.

Согласно абзацу третьему части первой подп.1.3 п.1 постановления Совмина N 1666 юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, осуществля­ющие адвокатскую и частную нотари­альную деятельность, срок действия лицензий которых истекает в период с 1 ноября 2003г. до 1 мая 2004г., могут осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию в со­ответствии с Декретом, до 1 мая 2004г., если до истечения срока дей­ствия лицензии, но не позднее 1 мар­та 2004г., обратятся в лицензирую­щие органы за продлением срока ее действия в соответствии с Декретом и на условиях, установленных Декре­том и положениями о лицензирова­нии отдельных видов деятельности, утвержденными Советом Министров.

Таким образом, организации не­обходимо в соответствии с поста­новлением Совмина от 20.10.2003г. N 1375 получить лицензию на опто­вую торговлю нефтепродуктами, по­дав в лицензирующий орган (концерн «Белнефтехим») необходимые доку­менты до 26.01.2004г. В случае про­пуска указанного срока необходимо приостановить осуществление опто­вой торговли нефтепродуктами до момента получения лицензии.

 

Необходима ли сейчас ли­цензия на розничную тор­говлю бывшими в употреблении запасными частями к автомоби­лям? При наличии спора с кон­тролирующими органами в какой компетентный орган можно об­ратиться за официальным разъ­яснением?

ИП ЛОПАТИН от имени предпри­нимателей авторынков в Малинов­ке и Ждановичах

— В п.5 Положения N 1350 предус­мотрено, что розничная торговля бывшим в употреблении у юридичес­ких лиц и индивидуальных предпри­нимателей оборудованием, инвента­рем, транспортными средствами, вспомогательными материалами, иными бывшими в употреблении то­варами исключается из лицензируе­мой деятельности. Таким образом, для осуществления торговли запас­ными частями без лицензии необхо­димо наличие двух признаков:

1)   запчасти должны быть бывшими в употреблении;

2) запчасти должны быть получены от юридических лиц или предприни­мателей.

Отметим, что продавцу необходи­мо иметь документы, подтверждаю­щие наличие названных признаков.

Обращаем внимание на то, что если запчасти б/у получены от граж­дан, то их реализация может осущес­твляться при наличии лицензии на розничную торговлю.

Согласно подп.4.3 п.4 Декрета N17 разъяснять вопросы соблюдения по­рядка и условий лицензирования от­дельных видов деятельности, опре­деленных Декретом, уполномочен Совет Министров. Согласно п. 5 пос­тановления Совмина N 1666 давать разъяснения по вопросам примене­ния решений правительства, приня­тых во исполнение Декрета N 17, по­ручено Министерству юстиции сов­местно с Министерством экономики.

Таким образом, в случае спора по поднятой проблеме следует обра­щаться в Минюст по адресу: 220030, г.Минск, ул.Коллекторная, 10.

 

Мне принадлежат два кафе в городе Жлобине. В моем свидетельстве о государ­ственной регистрации в качестве ИП (выдано в апреле 2002г.) ука­зан вид деятельности «услуги пи­тания кафе». В мае 2002г. я по­лучил лицензию  на  розничную торговлю и торгово-производ­ственную деятельность (сроком на 5 лет).

Какие изменения в соответ­ствии с Декретом N 17 мне не­обходимо внести в свидетель­ство о регистрации и лицензию? Какие документы для этого тре­буются?

Сколько необходимо будет зап­латить?

В. БУРЛАКОВ

1. Согласно абзацу второму подп.1.2 п.1 постановления Совмина N 1666 юридические лица и индивидуальные предприниматели, в учредительных документах, свидетельствах о государственной регистрации которых виды деятельности, подлежащие лицензированию, либо составляющие их работы и услуги, являющиеся до 1 ноября 2003г. лицензируемыми видами деятельности, указаны в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, вносят соответственно в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации изменения в части указания лицензируемых видов деятельности в соответствии с Декретом одновременно с внесением любых других изменений и (или) дополнений.

В регистрирующий орган в таком случае представляются:

— заявление с указанием сведе­ний, необходимых для внесения со­ответствующих изменений и допол­нений;

— оригинал свидетельства о госу­дарственной регистрации.

Согласно п. 17 Положения о госу­дарственной регистрации и ликвида­ции (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвер­жденного Декретом Президента от 16.03.1999г. N 11, не взимается плата за государственную регистрацию из­менений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммер­ческих и некоммерческих организа­ций, свидетельства о государствен­ной регистрации индивидуальных предпринимателей в случае измене­ния законодательства, согласно ко­торому требуется изменение или до­полнение этих учредительных доку­ментов либо свидетельств.

Таким образом, плата за внесение изменения в виды деятельности, ука­занные в свидетельстве, составляю­щая 3 евро, в рассматриваемом слу­чае не вносится, а документ о ее вне­сении fe регистрирующий орган не представляется.

2. В соответствии с Декретом N 17 лицензированию подлежит «рознич­ная торговля и общественное пита­ние». Как видно, изменилось наиме­нование лицензируемого вида дея­тельности.

Согласно абзацу четвертому части первой подл.1.3 п.1 постановления Совмина N 1666 юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, осуществля­ющие адвокатскую и частную нотари­альную деятельность, срок действия лицензий которых истечет после 1 мая 2004г. и лицензии не подлежат оформлению на новые бланки лицен­зий на условиях и в порядке, уста­новленных постановлением Совмина N 1390, могут осуществлять деятель­ность, подлежащую лицензированию в соответствии с Декретом, до 1 мая 2004г. и обязаны до 1 марта 2004г. обратиться в лицензирующие органы за получением лицензии.

Согласно п. 8 Положения о лицен­зировании отдельных видов деятель­ности, утвержденного Декретом N17, для получения лицензии соискатель (физическое лицо) лицензии пред­ставляет в соответствующий лицен­зирующий орган:

—         заявление о выдаче лицензии с указанием:

фамилии, имени, отчества, пас­портных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

лицензируемого вида деятельнос­ти (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

—         копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

—         копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;

—         документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления.

В соответствии с п.9 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и та­бачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановле нием Совета Министров N 1350 от 17 октября 2003г., дополнительно к вышеуказанным документам в ли­цензирующий орган следует пред­ставить:

а)         при осуществлении розничной торговли (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий):

копию документа, подтверждаю­щего нахождение торговых объектов во владении или пользовании у юри­дических лиц или индивидуальных предпринимателей, намеревающих­ся осуществлять лицензируемый вид деятельности, и режим работы таких объектов, за исключением торговых мест на рынках и разносной торгов­ли;

копии ассортиментных перечней товаров по каждому торговому объ­екту (за исключением торговых мест на рынках), согласованных с местны­ми исполнительными и распоряди­тельными органами и органами госу­дарственного санитарного надзора по месту нахождения торгового объ­екта, без нотариальных засвидетель­ствований;

заключение территориального ор­гана государственного санитарного надзора о соответствии торгового объекта, а также помещения, в кото­ром предполагается осуществлять хранение и (или) продажу товаров при осуществлении розничной тор­говли по образцам, оборудования и инженерных коммуникаций этих тор­говых объектов (при их наличии) тре­бованиям санитарных норм и правил либо копию такого заключения, если розничная торговля будет осущес­твляться на предоставленных в уста­новленном порядке торговых площа­дях, на которые такое заключение уже имеется;

при осуществлении розничной торговли вне торгового объекта в за­явлении о выдаче лицензии, пред­ставляемом в соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании от­дельных видов деятельности, утвер­жденного Декретом, указывается форма торговли, включая развозную и разносную;

б)         при осуществлении общественного питания:

копию документа, подтверждаю­щего нахождение торговых объектов во владении или пользовании у юри­дических лиц или индивидуальных предпринимателей, намеревающих­ся осуществлять лицензируемый вид деятельности, и режим работы таких объектов;

копии ассортиментных перечней товаров и ассортиментных перечней продукции собственного производ­ства, согласованных с местными ис­полнительными и распорядительны­ми органами и органами государ­ственного санитарного надзора по месту нахождения каждого торгового объекта общественного питания, без нотариального засвидетельствова­ния;

копию документа о присвоении на-ценочной категории по каждому тор­говому объекту общественного пита­ния без нотариального засвидетель­ствования;

копию договора на проведение ла­бораторного контроля качества про­дукции собственного производства при отсутствии собственной лабора­тории без нотариального засвиде­тельствования;

заключение территориального ор­гана государственного санитарного надзора о соответствии торгового объекта общественного питания, оборудования и инженерных комму­никаций требованиям санитарных норм и правил.

В случае нахождения торгового объекта, торгового объекта общес­твенного питания на территории рай­она или города не по месту житель­ства индивидуального предпринима­теля — соискателя лицензии (лицен­зиата) сведения о режиме работы, предполагаемых к розничной торгов­ле группах алкогольных напитков, времени их продажи, намерении осу­ществлять продажу алкогольных на­питков в розлив должны быть согла­сованы с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения указанных торговых объ­ектов.

Что касается платы за лицензию, то в данном случае в соответствии с абзацем третьим подп. 1.4 п. 1 поста­новления Совмина N1666 необходи­мо будет заплатить только за рас­смотрение лицензирующим органом поданных документов сумму, экви­валентную 10 евро. Плата за выдачу лицензии — в эквиваленте 90 евро— не взимается.

 

Сейчас у нашего предпри­ятия есть лицензии на оптовую и розничную торговлю продуктами легкой промышлен­ности и лицензия на розничную торговлю алкогольными и табач­ными изделиями. Что измени­лось с принятием Декрета N 17 в лицензировании указанных ви­дов деятельности?

Республиканский торговый дом «Легпром»

—         Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержденному Декретом N 17, лицензированию подлежит «розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание». Порядок получения лицензии на этот вид деятельности регламентируется постановлением Совета Министров N 1350 от 17.10.2003г.

Что же касается лицензий на опто­вую торговлю, то их необходимо полу­чать только в случае оптовой торговли нефтепродуктами, табачными издели­ями или алкогольными напитками.

 

Необходима ли лицензия при оказании платных ус­луг населению и организациям в виде изготовления товаров из пиломатериалов (двери, окон­ные рамы, плинтусы, полки и т.д.)?

Экономист КУПП «Быховский за­вод металлоизделий»

—         В соответствии с Декретом N 17 и принятыми в его развитие постановлениями Совета Министров оказание платных услуг населению и организациям в виде изготовления товаров из пиломатериалов лицензированию не подлежит.

Наряду с этим подлежит лицензи­рованию деятельность по заготовке древесины (постановление Совмина от 20 октября 2003г. N 1369), а также монтаж и устройство несущих деревянных конструкций (постанов­ление Совмина от 20 октября 2003г. N 1386).

 

Юридическое лицо, спе­циализирующееся на оп­товой торговле, арендует в раз­личных регионах республики несколько складских помещений только для хранения и отпуска предметов оптовой торговли. Согласно штатному расписанию на указанных складах предус­мотрены должности кладовщика и менеджера, которые выполня­ют свои непосредственные фун­кции и на право заключения до­говоров от имени предприятия доверенность им не выдается.

Следует ли считать склады фи­лиалами предприятия, указывать их в уставе и регистрировать?

— Филиалом является обособлен­ное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства (ст.51 Гражданского кодекса).

Место нахождения юридического лица определяется местом его госу­дарственной регистрации, если в со­ответствии с законодательными ак­тами в учредительных документах юридического лица не установлено иное (ч.2 СТ.50 Гражданского кодекса).

Исходя из данных определений можно сделать следующие выводы.

Филиалом является не каждое структурное подразделение, а лишь расположенное вне места нахожде­ния юридического лица. Такие скла­ды являются филиалами юридичес­кого лица, поскольку осуществляют часть его функций, т.е. функции хра­нения и отпуска предметов оптовой торговли. При этом не имеет значе­ния факт получения дохода от хране­ния и отпуска собственных товаров.

Что же касается объема полномо­чий филиала, то работники склада в любом случае представляют интере­сы юридического лица, поскольку за­нимаются отпуском материальных ценностей от имени и по поручению юридического лица.

М.КУЛИКОВ

 

 

Обеспечение безопасности

 

Нужно ли получать лицензию на вид деятельности, который направлен на обслужи­вание собственных технологи­ческих процессов в производ­стве, а именно обеспечение по­жарной безопасности? Направ­ление нашей деятельности — ра­диоэлектронное приборострое­ние. А у нас имеется пожарная сигнализация, есть свои специа­листы, которые занимаются от­слеживанием ее работоспособ­ности.

Р.ШЛАПАКОВ, г.Минск

— Согласно Перечню видов дея­тельности лицензированию подле­жит «деятельность по обеспечению пожарной безопасности».

Порядок получения лицензии на указанный виц деятельности уста­новлен Положением о лицензирова­нии деятельности по обеспечению пожарной безопасности, утвержден­ным постановлением Совета Минис­тров от 20.10.2003г. N 1357.

Ни Декретом N 17, ни названным выше Положением не предусмотре­но, что лицензированию подлежит лишь предпринимательская деятель­ность по обеспечению пожарной бе­зопасности, то есть только такая де­ятельность, которая направлена на получение дохода (прибыли). Исходя из этого следует вывод о том, что ли­цензию необходимо получать и в тех случаях, когда данная деятельность не направлена на извлечение дохода (прибыли).

 

Мы намерены ввести сто­рожевую охрану (в час­тности, для осуществления про­пускного режима, охраны соб­ственности предприятия). Нужна ли нам лицензия на охранную де­ятельность?

Нас интересует также вопрос о том, нужна ли лицензия на соз­дание охраняемой автостоянки для «чужих» автомобилей на тер­ритории своей базы?

Т.ПАРХОМЕНКО, торгово-роз-ничное предприятие «Август»

—         Охранная деятельность подлежит лицензированию. Согласно п.5 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. N 1360, охрана юридическим лицом своих штатных работников и охрана принадлежащих ему объектов (имущества) являются составляющими лицензируемой деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц.

На второй вопрос также следует дать утвердительный ответ. Объясня­ется это тем, что в данном случае ох­раняются не только «чужие» автомо­били, но и собственный объект —ав­тостоянка.

 

Необходимо ли вносить в устав вид деятельности — «деятельность по обеспечению безопасности юридических и фи­зических лиц»?

И.ДРУЧИНИНА, гл. экономист, г.Гомель

—         В подп.29.1 п.29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16.03.1999г. N 11, указано, что в учредительных документах юридического лица и свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя виды деятельности указываются в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД) либо перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии).

С 1 января 2004г. в отношении ука­зания в уставе (свидетельстве) ли­цензируемых вццов деятельности си­туация изменилась. Согласно подп.1.1 п.1 постановления Совмина N 1666, изданного, как известно, во исполнение Декрета N 17, отныне требуется указывать их только в со­ответствии с. утвержденным этим Декретом Перечнем видов деятель­ности. Порядок внесения указанных изменений подробно регламентиро­ван в подп.1.2 п.1 постановления Совмина N 1666.

 

Строительство

Основными видами дея­тельности нашего пред­приятия являются ремонт и стро­ительство городских улиц и до­рог общего пользования. 18 но­ября 1998г. мы получили лицен­зию на строительно-монтажные и специальные работы сроком на 5 лет. 14 октября 2003г. (до при­нятия правительством положе­ния о лицензировании соответ­ствующего вида деятельности) мы продлили свою лицензию на 5 лет. Что нам надо делать сей­час: вносить изменения в учре­дительные документы в части на­именований лицензируемых ви­дов деятельности согласно Дек­рету N 17 и получать новый бланк лицензии или получать новую ли­цензию?

И еще: в каком нормативном акте можно ознакомиться с рас­шифровкой Перечня работ и ус­луг, составляющих деятельность по проектированию и строитель­ству зданий и сооружений? Нас, в частности, интересует, входит ли ремонт и строительство дорог в лицензируемый вид деятель­ности?

Т.САХНОВА, начальник ПЭО мо-гилевского городского коммуналь­ного унитарного дорожно-строи-тельного предприятия

— Начнем с ответа на второй воп­рос.

Вам необходимо ознакомиться с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. N 1386 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инже­нерных изысканий для этих целей». В приложении 1 к указанному Положе­нию содержится перечень работ и ус­луг, составляющих названную дея­тельность.

В сноске к приложению 1 указано, что под сооружениями понимаются, в частности, автомобильные дороги (I, II и(или) III, IV категорий), улицыидороги в городах и других поселениях.

Кроме того, согласно п.5 вышеназ­ванного Положения деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инже­нерных изысканий для этих целей осуществляется на основании лицен­зий при новом строительстве, рас­ширении, реконструкции, реставра­ции, техническом перевооружении и капитальном ремонте зданий и соо­ружений независимо от их назначе­ния и ведомственной принадлежнос­ти.

Теперь — по первому вопросу. В соответствии с подп.1.1 и 1.2 п.1 пос­тановления Совмина N 1390 в данном случае имелись бы основания для за­мены лицензии на новый бланк, если бы не изменились наименование вида деятельности и (или) особые требования и условия к составляю­щим его работам и услугам:

По нашему мнению, вашей органи­зации необходимо получить в общем порядке лицензию на проектирова­ние и строительство зданий и соору­жений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей (с указанием работ и услуг, которые будут осуществляться вашей организацией) в соответствии с Положением, утвержденным поста­новлением Совмина от 20.10.2003г. N 1386. Для получения указанной ли­цензии в уставе организации следует указать точное наименование лицен­зируемого вида деятельности.

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. N 1386 расширительно трактует пункт 40 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требует­ся специальное разрешение (ли­цензия), утвержденного Декре­том N 17, — «проектирование и строительство зданий и соору­жений I и II уровней ответствен­ности и проведение инженерных изысканий для этих целей».

В Перечень работ и услуг, сос­тавляющих деятельность по про­ектированию и строительству зданий и сооружений, содержа­щийся в Положении, утвержден­ном Постановлением N 1386, до­бавлены виды работ, не относя­щиеся к строительству (напри­мер, технический надзор в стро­ительстве, обследование техни­ческого состояния зданий и соо­ружений). В Общегосударствен­ном классификаторе «Виды эко­номической деятельности» технический надзор в строительстве находится в другом разделе, не­жели строительство (разделы 74 и 45 соответственно), а обследо­вание технического состояния зданий и сооружений вообще не относится ни к строительству, ни к изысканиям, ни к проектирова­нию.

Отсюда вопрос: относятся ли перечисленные виды деятель­ности к лицензируемым?

Г.ВЛАСОВ, ИП

— Общегосударственный класси­фикатор видов экономической дея­тельности упоминается в подп.29.1 Положения о государственной регис­трации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйство­вания, утвержденного Декретом от 16.03.1999г. N 11. Однако ни в Дек­рете N 17, ни в постановлениях пра­вительства о лицензировании от­дельных видов деятельности о дан­ном Классификаторе ничего не ска­зано. Перечень лицензируемых ви­дов деятельности, а также составля­ющие их работы и услуги изложены вне зависимости от положений Клас­сификатора. В данном случае какого-либо противоречия с нормативными правовыми актами более высокой, чем Декрет N 17, юридической силы не наблюдается.

Кроме того, согласно подп.3.9 Дек­рета N 17 в случае расхождения норм Декрета с другими законодательны­ми яктами, регулирующими осущес­твление отдельных видов деятель­ности на основании специальных разрешений (лицензий), применяют­ся нормы настоящего Декрета. Пос­тановление Совета Министров от 20.10.2003г. N 1386 «Об утверждении Положения о лицензировании дея­тельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и про­ведению инженерных изысканий для этих целей» издано во исполнение п.5 Положения о лицензировании от­дельных видов деятельности, утвер­жденного Декретом N 17.

Таким образом, при решении воп­роса о получении лицензии на право осуществления деятельности в облас­ти строительства необходимо руко­водствоваться положениями Декрета N17 и постановления Совмина N1386.

 

До выхода Декрета N 17 Министерство энергетики выдавало   определенные   виды лицензии (на проектирование, пусконаладочные работы на объ­ектах энергетики и т.д.). Однако выдачей лицензий на аналогич­ные виды деятельности, но в дру­гих отраслях, занимались также Проматомнадзор и Министер­ство архитектуры и строитель­ства. Сейчас Министерство энергетики не является лицензи­рующим органом, лицензируе­мые им ранее виды деятельности прямо в Декрете N 17 не предус­мотрены. Означает ли это, что данные виды деятельности мож­но сейчас осуществлять без ли­цензии?

В.КОРОЛЕВ, инженер-проекти­ровщик

—         Отсутствие Министерства энергетики в числе органов, уполномоченных на выдачу лицензий, еще мало о чем говорит. Необходимо в первую очередь определить, какие из перечисленных в Декрете N 17 видов деятельности хоть как-то соприкасаются с тем, чем занимается ваша организация. Затем надо ознакомиться с постановлениями Совета Министров о лицензировании этих видов деятельности. По многим видам деятельности правительство утверждает перечни конкретных работ и услуг, составляющих тот или иной лицензируемый вид деятельности. Если выполняемых коммерческой организацией работ и услуг в этих перечнях нет, то они осуществляются без получения лицензии.

 

Транспортная деятельность

 

Предпринимателю в июне 2002г. была выдана ли­цензия на право перевозок пас­сажиров автомобилями-такси сроком на 5 лет. Тогда ее выдал Гродненский горисполком, те­перь выдачей подобных лицен­зий занимается Министерство транспорта и коммуникаций. Что нам необходимо делать сейчас в связи с изменением лицензиру­ющего органа: менять бланк ли­цензии или получать новую? Ю.ВОРОНИН, г.Гродно

—         Согласно подп.3.4 п.З Декрета N 17 специальные разрешения (лицензии), в которые не требуется внесения изменений и (или) дополнений в соответствии с настоящим Декретом, действительны в течение срока, на который они выданы.

В соответствии с подп.1.1 п.1 пос­тановления Совмина N 1390 юриди­ческие лица и индивидуальные пред­приниматели вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности на основании специальных разреше­ний (лицензий), если такие лицензии выданы до 1 ноября 2003г. и срок их действия истекает после 1 мая 2004г., при условии, что:

не изменилось наименование вида деятельности и этот вид деятельнос­ти не имеет составляющих работ и услуг в соответствии с Декретом или вид деятельности, подлежащий ли­цензированию до 1 ноября 2003г., включен в качестве составляющих работ и услуг вида деятельности, подлежащего лицензированию в со­ответствии с Декретом и утвержден­ными Советом Министров положени­ями о лицензировании отдельных ви­дов деятельности;

к виду деятельности (его составля­ющим работам и услугам), подлежа! щему лицензированию, не установ­лены особые требования и условия либо такие требования и условия ус­тановлены, но не изменились по сравнению с законодательством, действовавшим до 1 ноября 2003г.

Согласно Перечню видов деятель­ности Министерство транспорта и коммуникаций выдает лицензии на перевозку пассажиров и грузов (ис­ключая технологические внутрихо­зяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридически­ми лицами и индивидуальными пред­принимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом.

Лицензионные требования и усло­вия содержатся в Положении о ли­цензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пас­сажиров и грузов, выполняемые юри­дическими лицами и индивидуальны­ми предпринимателями для соб­ственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским тран­спортом, утвержденном постановле­нием Совета Министров от 20.10.2003г. N 1388 (с дополнения­ми, внесенными постановлением Совмина от 22.12.2003г. N 1671). В перечень услуг, составляющих ли­цензируемый вид деятельности, включены «перевозки пассажиров ав­томобилями-такси» (приложение 1 к указанному постановлению).

В вашем случав лицензирующий орган не изменился. Такой вывод следует из анализа постановления Кабинета Министров Республики Бе­ларусь от 21.08.1995г. N 456, содер­жавшего прежний Перечень лицензи­руемых видов деятельности и орга­нов, вьщававших лицензии.

Вопрос об изменении лицензион­ных требований и условий можно ре­шить путем анализа вышеназванного Положения о лицензировании пере­возок пассажиров и грузов и ранее действовавшего аналогичного Поло­жения.

По нашему мнению, вам необходи­мо получать новую лицензию.

 

Предприятие заключило со своим директором до­говор безвозмездного пользова­ния автомобилем. Имеет ли пра­во директор пользоваться авто­мобилем для исполнения слу­жебных обязанностей в рабочее время и в личных целях после окончания рабочего дня?

—         В этом вопросе не указано, в чьей собственности находится автомобиль, а этот факт является определяющим.

Согласно ч.2 ст.644 Гражданского кодекса коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, учас­тником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. В связи с этим, если автомобиль при­надлежит на праве собственности коммерческой организации, у дирек­тора отсутствует право пользования автомобилем в соответствии с ука­занным договором.

Если же автомобиль передан пред­приятию самим директором и ис­пользуется последним для исполне­ния служебных обязанностей, то ни­каких препятствий к такому использо­ванию нет. Необходимо лишь аккурат­но фиксировать в путевых листах про­бег автомобиля. В случаях использо­ванию автомобиля после рабочего дня или в личных целях предприятие не должно относить на затраты расходы по такому использованию.

 

Необходима ли лицензия на перевозку попутных пассажиров собственным авто­бусом, нужен ли кассовый аппа­рат для билетов за проезд?

А.ЖДАН, бухгалтер-экономист, г.Барановичи

—         В соответствии с Декретом N 17 из лицензируемого вида деятельнос ти «Перевозка пассажиров и грузов» исключены технологические внутри­хозяйственные перевозки пассажи­ров и грузов, выполняемые юриди­ческими лицами и индивидуальными предпринимателями для собствен­ных нужд.

Напомним, что автомобильная пе­ревозка для собственных нужд — это автомобильная перевозка, выполня­емая юридическим лицом или инди­видуальным предпринимателем для собственных целей и за собственный счет (Закон от 21.07.2001г. «Об авто­мобильном транспорте и автомо­бильных перевозках»).

Таким образом, перевозка попут­ных пассажиров не может считаться выполняемой для собственных нужд, а если с попутных пассажиров кроме этого берется плата за проезд, то нет факта перевозки и «за собственный счет».

Следовательно, для перевозки по­путных пассажиров, не имеющих от­ношения к предприятию, необходимо получать лицензию в соответствии с постановлением Совмина от 20.10.2003г. N .1388. Согласно этому документу одним из лицензионных требований и условий, предъявляе­мых к соискателю лицензии при ее выдаче, является применение на ав­томобильных транспортных сред­ствах моделей (модификаций) кассо­вых суммирующих аппаратов, вклю­ченных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специаль­ных компьютерных систем, использу­емых на территории Республики Бе­ларусь.

 

Издательская деятельность

 

В начале 2003г. Минис­терство информации уже в четвертый раз выдало (точнее, в третий раз продлило!) нам ли­цензию на издательскую дея­тельность. Мы оплатили поло­женный в таких случаях сбор за продление лицензии и получили разрешение на рекламную дея­тельность сроком до 2008 г. Но вот недавно стало известно, что наша лицензия, оказывается, действительна только до конца марта 2004г. и до этого срока мы должны снова полностью пройти всю процедуру получения новой лицензии, т.е. оплатить лицензи­онный и прочие сборы в сумме, эквивалентной 100 евро, сдать экзамены, словно мы делаем это в первый раз, и т.д. и т.п. В Ми-нинформации нам объяснили, что пересдачу экзаменов и опла­ту регистрационного сбора дол­жны произвести все субъекты хо­зяйствования, которые занима­ются издательской деятель­ностью, без исключения. Право­мерны ли эти требования? Д.Л., частное издательство

— В связи с выходом постановле­ния Совмина N 1666 предъявленные к вам требования подлежат некото­рой корректировке. Согласно проци­тированному нами выше подп.1.1 п.1 этого документа в случае перелицен­зирования издательской деятельнос­ти вам необходимо учитывать два мо­мента:

1)   несмотря на то что наименование вашего вида деятельности — изда­тельская деятельность — не измени­лось, отныне имеются составляющие его работы и услуги (см. приложение к Положению о лицензировании изда­тельской деятельности, утвержденно­му постановлением Совета Минис­тров   от 20.10.2003г. N 1376);

2) требуется выяснить, изменились ли к данному виду деятельности осо­бые требования и условия, установ­ленные названным Положением.

Проведенный нами анализ нового и ранее действовавшего (утвержден­ного приказом Госкомпечати от 21.05.1997г. N 170) положений о ли­цензировании издательской деятель­ности позволяет сделать вывод о том, что лицензионные требования и ус­ловия с фактической точки зрения не изменились, а вот с формальной — претерпели изменения.

Учитывая вышеизложенное, вам необходимо получать новую лицен­зию, подав соответствующее заявле­ние с приложением необходимых до­кументов до 1 марта 2004г. (согласно абзацу четвертому части первой подп.1.3 п.1 постановления Совмина N 1666).

В качестве утешения сообщим, что согласно абзацу третьему подп.1.4 п.1 постановления Совмина N 1666 при получении новой лицензии вам необходимо уплатить лишь 10 евро.

10129