Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Получение лицензий: с 1 января 2008 г. игра по новым правилам

Валентин Галич, Илья Латышев, юридическая группа «VERDICT.BY»

26 ноября 2007 г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 7 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17» (далее — Декрет № 7). Данным нормативным актом вносятся изменения в порядок лицензирования в Республике Беларусь, которые вступят в силу с 01 января 2008 г.

Телевизионные журналисты, рассказывая о принятии этого акта, указали на то, что в Беларуси вводится система лицензирования по заявительному принципу. Однако юридический анализ Декрета № 7 этот вывод не подтвердил. Действительно, акт содержит ряд новых моментов и норм, закрепляющих на законодательном уровне установившуюся практику, — однако говорить о заявительном принципе лицензирования в Республике Беларусь все же пока рановато…

Первой новеллой, обращающей на себя внимание, является выведение из-под сферы регулирования Декрета о лицензировании деятельности, осуществляемой государственными органами в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке.

Ранее в регулировании этого вопроса наблюдался правовой вакуум: государственные органы вели деятельность, на осуществление которой формально требовалась лицензия, не имея такой лицензии. Одним из подобных примеров может являться дача таможенными органами консультаций по правовым вопросам (до определенного момента такие консультации даже были платными). Теперь же законодатель отсутствие у государственных органов лицензий узаконил.

Среди новелл, содержащихся в Декрете № 7, интерес представляет также отнесение к субъектам, имеющим право на получение лицензии, иностранных юридических лиц и иностранных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь).

Ранее получение лицензии иностранным юридическим лицом было также возможно на практике лишь при условии открытия представительства. Обязательность наличия представительства вытекала из части второй пункта 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 г. № 929 (с последующими изменениями и дополнениями), которая устанавливала, что деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена.

Однако существовала иная проблема: иногда лицензирующие органы исходили из того, что деятельность будет вестись именно силами представительства, выдавали лицензию на представительство, а также требовали указания в положении о представительстве иностранного юридического лица лицензируемого вида деятельности в соответствии с требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2003 г. № 1666.
Следует отметить, что такой подход вряд ли являлся верным. Ведь в рассматриваемом случае деятельность осуществляется именно иностранным юридическим лицом, так называемой «головной компанией», что подтверждается нормами пункта 2 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, которые указывают, что представительства иностранных юридических лиц, вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации. Виды деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), могут осуществляться представительством только на основании такого специального разрешения (лицензии), полученного иностранным юридическим лицом в установленном законодательством порядке. Поэтому попытки указать какие-либо лицензируемые виды деятельности в положении о представительстве вызывали вопросы в соответствующем отделе Министерства иностранных дел, осуществляющем выдачу разрешения на открытие представительства.

Среди новшеств Декрета № 7 нужно отметить также и норму о том, что перечень грубых нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности должен содержаться в соответствующем положении о лицензировании видов деятельности, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь. Это сужает сферу усмотрения лицензирующего органа, устанавливает четкие правила, понятные лицензиату, что в конечном итоге должно привести к сокращению количества судебных споров по искам об отмене аннулирования лицензий.

В соответствии с Декретом № 7 положения о лицензировании видов деятельности, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь должны содержать исчерпывающий перечень документов, представляемых соискателем лицензии для ее получения, а также истребуемых лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, и требования по содержанию данных документов.

Причем в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, запрещается предусматривать необходимость предоставления соискателем лицензии тех документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом самостоятельно у иных государственных органов и других организаций.

Вместе с тем, у лицензирующего органа появилась возможность отказать соискателю лицензии в принятии заявления к рассмотрению в случае представления не всех необходимых документов. Однако в Декрете № 7 абсолютно не прописан порядок оформления такого отказа, что опять же может дать место для использования собственного усмотрения каждым из лицензирующих органов.

Декретом № 7 несколько скорректирован перечень документов, подаваемых для получения лицензии: отсутствует копия извещения о присвоении учетного номера плательщика, вместо документа об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления теперь к заявлению будет прилагаться документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии. То есть имевшая место разбивка платежей на сбор за рассмотрение заявления и сбор за выдачу лицензии заменяется лишь уплатой государственной пошлины за выдачу лицензии. Таким образом, в случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, вся сумма пошлины будет подлежать возврату. Кстати, сведения о размере пошлины в Декрете № 17 с учетом последних изменений, уже не содержатся. Вероятно, в данной части будут внесены соответствующие дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины».

Также следует отметить, что упростилась процедура продления срока действия лицензии. Теперь, для продления срока действия лицензии лицензиат обязан не позднее, чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до истечения этого срока, подать лично либо через его уполномоченного представителя в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии с приложением документа об уплате государственной пошлины за продление срока действия лицензии. Заявление, кроме обычных сведений, должно содержать обязательное указание, что лицензиат и его деятельность соответствуют установленным лицензионным требованиям и условиям и сведения, изложенные в заявлении, достоверны.

Декрет № 7 разрешил дискуссионные вопросы лицензирования при реорганизации юридических лиц. Если ранее в течение месячного срока со дня принятия решения регистрирующего органа о реорганизации юридического лица необходимо было обращение в лицензирующий орган за получением новой лицензии, то с 01.01.2008 г. такое обращение может не потребоваться при реорганизации лицензиата – юридического лица в форме выделения либо присоединения к нему другого юридического лица, если сведения, подлежащие указанию в лицензии реорганизованной организации, не изменились.

В таком случае лицензиат будет вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. Однако, в случае, если сведения, подлежащие указанию в лицензии, все же изменились, реорганизованная организация обязана внести изменения и (или) дополнения в лицензию в установленном порядке.

Ранее в Декрете № 17 не был разрешен вопрос о том, с какого момента прекращает действие лицензия, в случае если в течение установленного месячного срока в нее не были внесены изменения: с момента начала течения такого срока или с момента истечения месяца. Декрет № 7 вводит правило, что при нарушении лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию действие лицензии прекращается на следующий день после истечения установленного срока для подачи документов без принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии.

Нужно отметить, что в Декрете № 7 изменились наименования некоторых лицензируемых видов деятельности. А это повлечет за собой необходимость обмена бланков лицензий на новые до 31 декабря 2008 г.

Необходимость поменять бланк лицензии коснется, в частности, перевозчиков, так как осуществляемый ими лицензируемый вид деятельности «Перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом)» теперь будет именоваться «Деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд)».

Надо также отметить, что, казалось бы безобидное изменение названия этого лицензируемого вида деятельности может коснуться и не только перевозчиков. Сравнение старого и нового названий показывает, что раньше из-под сферы лицензирования исключались технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд.

В этой формулировке отсутствовало указание на территориальность осуществления технологических внутрихозяйственных перевозок. Поэтому в ситуации, когда белорусские юридическое лицо или предприниматель своим транспортом и силами своих работников доставляли из-за границы товары, которые они затем продавали на территории Республики Беларусь, получать лицензию на перевозку пассажиров и грузов не требовалось.

Теперь, как можно заметить, из сферы лицензирования исключаются только внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд.

А это означает, что если для собственных нужд субъект хозяйствования после 01 января 2008 г. будет везти товар из-за рубежа, то от него вполне могут потребовать соответствующую лицензию…

3317