Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Виды деятельности юридического лица

Со вступлением в силу с 01.02.2009 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), как вновь создаваемые, так и действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели столкнулись с проблемой выбора: указывать или нет в учредительных документах, Приложении к заявлению о государственной регистрации индивидуального предпринимателя виды экономической деятельности в соответствии с ОКРБ 005-2006 и лицензируемые виды деятельности в соответствии с Перечнем, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Попробуем разобраться в данном вопросе, а также в вопросе выбора основного вида деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

До 01.02.2009 г. на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей распространялись нормы п. 6, 11 и 12 Положения  о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», согласно которым деятельность субъектов хозяйствования являлась незаконной и запрещалась в одном из следующих случаев:

- осуществления ими видов деятельности, не указанных в заявлении о государственной регистрации;

- осуществления ими видов деятельности без письменного уведомления регистрирующих (по месту государственной регистрации) и налоговых (по месту постановки на учет в качестве плательщика) органов о начале их осуществления;

- осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), если на осуществление видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии).

За осуществление субъектами хозяйствования деятельности с нарушением указанного порядка была установлена следующая ответственность:

1. за осуществление видов экономической деятельности (согласно ОКЭД), не указанных в заявлении о государственной регистрации либо без письменного уведомлениярегистрирующих (по месту государственной регистрации) и налоговых (по месту постановки на учет в качестве плательщика) органов о начале их осуществления ответственность была установлена п. 6 Положения, утвержденного Декретом №11: доходы, полученные от такой деятельности, подлежали взысканию в местные бюджеты в судебном порядке;

В данном случае не применялась ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) согласно позиции Министерства по налогам и сборам и Высшего Хозяйственного Суда.

2. за осуществление видов деятельности, не указанных в учредительных документахюридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), если на осуществление видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии) согласно Перечню, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. №17, применялась ответственность согласно ч. 1 ст. 12.7 КоАП:

- на индивидуального предпринимателя налагался штраф от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, либо ИП лишался права заниматься определенной деятельностью,

- на юридическое лицо налагался штраф до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или компания лишалась права заниматься определенной деятельностью.

 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ «В ЭРУ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ»…

С 01.02.2009 г. утратили силу ранее действующие нормы Положения  о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяется норма п. 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1, согласно которой в уставе (учредительном договоре) юридического лица по желанию учредителя (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе (учредительном договоре) юридического лица, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

На первый взгляд, данная норма освободила компании и ИП от обязанности прописывать как виды экономической деятельности, так и лицензируемые виды деятельности в учредительных документах, заявлении о государственной регистрации (за исключением основного вида деятельности). Однако на практике толкование данной нормы законодательства выглядит следующим образом.

Во-первых, регистрирующие органы и налоговая инспекция «предупреждают» учредителей юридических лиц, что в случае указания в учредительных документах перечня видов деятельности юридическое лицо в своей деятельности будет ограничено данным перечнем, если не будет указано, что оно имеет право «осуществлять иные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь».

Что касается индивидуальных предпринимателей, то при представлении заявления о государственной регистрации предприниматель по своему желанию имеет право заполнить лист А к заявлению, где указываются его виды деятельности (помимо основного). Насколько устно поясняют сотрудники регистрирующих органов, если лист А не заполнять – предприниматель будет иметь право осуществлять любые виды деятельности в соответствии с действующим законодательством, а в случае заполнения листа А – предприниматель будет ограничен заявленными в нем видами деятельности. В любом случае, новый бланк свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не предусматривает указания на нем его видов деятельности.

На наш взгляд, подобного рода толкования п. 19 Положения не имеют под собой правового обоснования.  С 01.02.2009 г. утратила силу норма права, согласно которой осуществление видов деятельности не указанных в свидетельстве о государственной регистрации ИП, учредительных документах юридического лица либо в заявлении о государственной регистрации юридического лица признавалось незаконным и запрещалось. Таким образом, данные действия уже не признаются правонарушением и ответственности за них не предусмотрено.

Во-вторых, быстрые темпы либерализации действующего законодательства Республики Беларусь имеют «обратную сторону медали». Нормативные правовые акты зачастую противоречат друг другу, что приводит к тем же бюрократическим проволочкам.

Например, п. 19 Положения, который освобождает от обязанности указывать в учредительных документах юридических лиц и ИП виды деятельности, противоречит п. 1.1. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2003 г. №1666, который предусматривает, что «виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) (далее — лицензии), подлежат указанию в учредительных документах юридических лиц, свидетельствах о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей». Именно такие «противоречия» приводят к тому, что в лицензирующих органах проверяют, указан ли лицензируемый вид деятельности в учредительных документах юридического лица, свидетельстве о государственной регистрации ИП.

В-третьих, не надо забывать про требования к содержанию учредительных документов юридических лиц, установленные законодательством. Так, п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете деятельности предприятия. Виды деятельности частного унитарного предприятия на практике рассматриваются в качестве его предмета деятельности и отсутствие их в уставе может быть расценено как его несоответствие требованиям законодательства, как следствие — деятельность предприятия считается незаконной и запрещается, а его государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда, доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

В-четвертых, если компания решила указывать виды деятельности в своих учредительных документах – основной вид деятельности указывается первым. Это связано с тем, что согласно п. 16 Методики определения основного вида деятельности организаций на основе Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности для формирования сводной статистической информации органами государственной статистики, утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.09.2006 г. №142, если на каком-либо из этапов определения основного вида деятельности субъекта хозяйствования органами статистики (при определении основной секции, раздела, группы, класса, подкласса) будут получены два или более одинаковых значений критерия, то в таких случаях предпочтение отдается той группировке, которая соответствует основному виду деятельности предыдущего года, а при отсутствии таких данных — виду деятельности, заявленному в учредительных документах первым.

В-пятых, до 01.09.2009 г. тарифные разряды руководителей и специалистов организаций устанавливались по группам ставок, зависящим от основного вида экономической деятельности. С 1 сентября 2009 г. вступает в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.03.2009 N 40, которым изложена в новой редакции Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. В новой редакции исключена жесткая привязка тарификации к основному виду экономической деятельности, нанимателю предоставлено право тарифицировать руководителей, специалистов и других служащих в диапазоне трех-четырех разрядов.

Таким образом, если раньше было понятно, что до осуществления новых видов деятельности субъекты хозяйствования были обязаны уведомить регистрирующий и налоговый органы, то в настоящее время предприниматели находятся в недоумении и не знают, кому верить – юристам, которые убеждают в полной свободе при осуществлении видов деятельности, или сотрудникам государственных органов, которые убеждают в скорой «расплате за свободу действий», а платить штрафы никому не хочется…

 

ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОКРБ 005-2006

Любое заявление о государственной регистрации содержит графу «основной вид деятельности» — будь то заявление о регистрации новой компании, индивидуального предпринимателя, либо заявление о государственной регистрации изменений в учредительные документы компании, свидетельство о государственной регистрации ИП.

Что такое основной вид деятельности? Как его выбрать? На что влияет выбор основного вида деятельности компании и ИП? Какая ответственность предусмотрена за неверное указание основного вида деятельности в заявлении о государственной регистрации? Разберемся в этих вопросах.

 

ПОНЯТИЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Понятие основного вида деятельности приведено в п. 2.2. статьи 2 ОКРБ 005-2006: это вид деятельности, который вносит наибольший вклад в показатель, принятый в качестве критерия для определения основного вида деятельности статистической единицы, т. е. вид деятельности, по которому величина этого показателя превосходит его величину по любому другому виду деятельности статистической единицы.

Согласно п. 7 Положения о порядке отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска, утвержденное Постановлением Совмина от 25.04.2009 №534,основным видом деятельности является для:

1) коммерческой организации, ее обособленного подразделения, зарегистрированного в качестве страхователя, — осуществляемый вид деятельности, имеющий наибольший удельный вес в общем объеме произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

2) банков, аудиторских и страховых организаций, а также для некоммерческих организаций - вид деятельности, устанавливаемый в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) исходя из целей создания организаций;

3) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, кроме индивидуального предпринимателя, не имеющего заключенных трудовых и (или) гражданско-правовых договоров с застрахованными лицами, — вид деятельности, имеющий наибольший удельный вес в общем объеме продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) застрахованными лицами в соответствии с заключенными ими трудовыми договорами (контрактами) и (или) гражданско-правовыми договорами. Основной вид деятельности страхователя — индивидуального предпринимателя, не имеющего заключенных трудовых и (или) гражданско-правовых договоров с застрахованными лицами, не определяется.

Согласно части второй п. 2 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.03.2009  №28, основным видом деятельности для некоммерческой организации является вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года средняя численность работников имеет наибольший удельный вес в общей численности работников организации.

При выборе кода основного вида деятельности следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и требованиями действующего законодательства. Код основного вида деятельности обязательно должен состоять из пяти цифр, например, «51909 неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами».

В случае, когда компания занимается несколькими видами деятельности необходимо руководствоваться Приложением А к общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», которым установлен алгоритм расчета основного вида деятельности многопрофильной организации.

Основным видом деятельности страхователя, осуществляющего несколько видов деятельности, распределенных равными частями в общем объеме произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), является тот из них, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска. Классы профессионального риска для видов экономической деятельности, а также размеры страховых тарифов на 2009 г. установлены Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 г. №599.

 

ВЫБОР ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНОВЬ РЕГИРСТРИРУЕМЫХ КОМПАНИЙ И ИП

Наибольшие затруднения при выборе основного вида деятельности возникают у учредителей новых компаний.

Законодательством установлено, что при регистрации в качестве страхователя вновь созданного юридического лица, его обособленного подразделения основной вид деятельности устанавливается страхователем самостоятельно из числа видов деятельности, которые он вправе осуществлять.

При заключении физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, трудовых и (или) гражданско-правовых договоров с застрахованными лицами его основной вид деятельности определяется исходя из вида работ (услуг), которые будут выполняться (оказываться) застрахованными лицами в соответствии с этими договорами.

Таким образом, учредители (индивидуальный предприниматель) самостоятельно определяют основной вид деятельности, руководствуясь общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», а также требованиями, установленными законодательством. Например, для крестьянского (фермерского) хозяйства основным видом  деятельности должно являться производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции, что не лишает его права осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и уставу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учредители (индивидуальный предприниматель) должны понимать, что выбор основного вида деятельности является не формальным действием. От данного выбора зависит страховой тариф и соответственно размер отчислений, которые компания (ИП) будет производить в РУП «Белгосстрах» в течение календарного года. Размеры страховых тарифов в зависимости от вида экономической деятельности на 2009 г. установлены Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 г. №599.

До 11.05.2009 г. ранее действующим Положением о порядке отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденным Постановлением Совмина от 10.10.2003 №1295, прямо предусматривалось, что «основной вид деятельности вновь созданного страхователя не требует подтверждения в первый год деятельности». С учетом данной нормы учредители вновь созданных компаний могли смело указывать в заявлении о государственной регистрации любой вид экономической деятельности в качестве основного, который соответствует наименьшему страховому тарифу, а затем в процессе деятельности компании меняли его на «реальный».  С 11.05.2009 г. действует новое Положение о порядке отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска, утвержденное Постановлением Совмина от 25.04.2009 №534, в котором вышеуказанная норма была исключена. Из этого следует вывод, что с 11.05.2009 на компании (ИП), зарегистрированные в текущем календарном году, будет распространяться порядок уведомления страховщика об основном виде деятельности и ответственность, установленная для компаний (ИП), зарегистрированных в предыдущем календарном году:

1) основной вид деятельности может быть однократно изменен по заявлению, направляемому страховщику с указанием причин изменения. В этом случае излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет уплаты предстоящих страховых взносов, а недоплаченные страховые взносы — уплате страхователем страховщику в соответствии с законодательством. При этом отчисления согласно новому страховому тарифу уплачиваются после его письменного подтверждения (установления) РУП «Белгосстрах»;

2) при выявлении страховщиком факта неправильного определения страхователем своего основного вида деятельности РУП «Белгосстрах»:

- пересчитывает страховые взносы исходя из правильно определенного основного вида деятельности;

- в случае доначисления страховых взносов применяет меры ответственности, предусмотренные законодательством за несвоевременную уплату страховых взносов;

- аннулирует установленную страхователю скидку со страхового тарифа на соответствующий год со дня ее установления;

- пересчитывает страхователю надбавку к страховому тарифу исходя из правильно определенного основного вида деятельности;

- засчитывает излишне уплаченные страхователем страховые взносы в счет предстоящей уплаты страховых взносов.

Таким образом, доначисление страховых взносов, которое будет иметь место только в случае применения страхователем меньшего страхового тарифа, определяется законодательством как «несвоевременная уплата страховых взносов». Ответственность в этом случае следует из п. 245 Указа  Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» от 25.08.2006 г. №530: «при нарушении страхователем срока уплаты страховых взносов страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка от суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос».

На практике РУП «Белгосстрах» не пересчитывает и не доначисляет  страховые взносы вновь созданным организациям, поскольку согласно законодательством установлено, что «основной вид деятельности страхователя устанавливается на календарный год по итогам его деятельности за предыдущий календарный год» т.е. из порядка расчета основного вида деятельности следует, что у страхователя есть возможность его определить только по итогам года. Однако это не лишает права  вновь созданных организаций в течение года написать заявление об изменении основного вида деятельности, например, это выгодно, в случае установления РУП «Белгосстрах» страхового тарифа большего, чем фактически должен платить страхователь.

 

ДЕЙСТВУЮЩИМ КОМПАНИЯМ И ИП

Действующим компаниям (ИП), обратившимся за государственной регистрацией изменений в учредительные документы (свидетельство о государственной регистрации ИП) следует обратить внимание, что заявление содержит строку «основной вид деятельности». В этой ситуации у компании и ИП, у которых в течение года изменился вид деятельности, может возникнуть вопрос, какой вид деятельности указывать в качестве основного – фактический либо указанный в последнем квартальном государственном статистическом отчете о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предоставляемых в РУП «Белгосстрах». Если указать фактический – это может повлечь пересчет отчислений, произведенных страхователем в течение соответствующего периода времени в РУП «Белгосстрах», если же указать данные из последнего квартального отчета – формально это представляет собой предоставление ложных сведений в заявлении о государственной регистрации.

Согласно п. 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1, руководитель, индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке. Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

При выявлении страховщиком факта неправильного определения страхователем своего основного вида деятельности страховщик:

- пересчитывает страховые взносы исходя из правильно определенного основного вида деятельности;

- в случае доначисления страховых взносов применяет меры ответственности, предусмотренные законодательством за несвоевременную уплату страховых взносов;

- аннулирует установленную страхователю скидку со страхового тарифа на соответствующий год со дня ее установления;

- пересчитывает страхователю надбавку к страховому тарифу исходя из правильно определенного основного вида деятельности;

- засчитывает излишне уплаченные страхователем страховые взносы в счет предстоящей уплаты страховых взносов.

Таким образом, в случае доначисления страховых взносов, которое будет иметь место только в случае применения страхователем меньшего страхового тарифа, к страхователю применяется ответственность согласно п. 245 Указа  Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» от 25.08.2006 г. №530: «при нарушении страхователем срока уплаты страховых взносов страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка от суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос».

Не совсем ясным представляется вопрос, в каком случае применяется такая мера ответственности как «аннулирование скидки со страхового тарифа на соответствующий год» — в любом случае при неправильном указании страхователем своего основного вида деятельности (даже когда это не повлекло собой уплату страховых взносов в меньшем (большем) размере), либо только когда это повлекло собой уплату страховых взносов в меньшем (большем) размере. Вопрос актуален, поскольку различным видам деятельности может соответствовать один и тот же размер страхового тарифа, поэтому неправильное определение кода основного вида деятельности не всегда влечет неправильную уплату страховых взносов.

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 18 ноября 2009 г.

Лариса Кожич, руководитель отдела регистрации ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ» (с сентября 2012 года Raidla Lejins & Norcous)

11773