Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Магазин нетрадиционной ориентации или Легко ли открыть секс-шоп в Минске?

В настоящее время секс-шоп, т.е. магазин, специализирующийся на реализации продукции сексуального назначения[1], а также эротической продукции[2], уже не является диковинкой. Подобные магазины можно встретить не только в европейских государствах, но и у наших ближайших соседей: в России, Украине. Тем не менее, до сих пор в силу определенных обстоятельств слово «секс-шоп» у многих вызывает различные эмоции: от ухмылки или смущения до негодования.

 

До 2008 года в г. Минске был открыт лишь один «реальный» (расположенный не только в сети Интернет) секс-шоп. После его закрытия (при этом причины закрытия не были связаны с отсутствием спроса на указанную продукцию) больше полутора лет в столице государства, расположенного в центре Европы, не было ни одного такого магазина. При этом в белорусском сегменте сети Интернет на данный момент работает более двадцати виртуальных секс-шопов – Интернет-магазины, которые предлагают приобрести продукцию сексуального назначения. Простейшие законы экономики говорят нам о том, что без спроса не бывает предложения. Как бы общество или государство ни относилось к секс-шопам, очевидно, что указанная продукция пользуется спросом. Однако насколько легко в настоящее время открыть в Республике Беларусь магазин, специализирующийся на продаже продукции сексуального назначения, эротической продукции?

На данный момент в Республике Беларусь действует всего лишь один нормативный правовой акт, который устанавливает регулирование данного вида бизнеса, — Инструкция о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения (далее – Инструкция), утвержденная постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 08.05.2007 № 18.

 

Ситуация 1.

Изучив спрос на данную продукцию, индивидуальный предприниматель В решил занять свою нишу на рынке розничной продажи продукции сексуального назначения. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 № 231-З (ред. от 20.07.2006) «О торговле» розничная торговля может осуществляться как через торговые объекты, так и без наличия торгового объекта, если это предусмотрено формой торговли, установленной законодательством.

Учитывая то обстоятельство, что приобретать данные товары в торговом объекте многим потенциальным покупателям не позволяет чувство стыда или иные предубеждения («что же подумают окружающие?» и т.д.), предприниматель планировал осуществлять розничную торговлю по образцам через Интернет-магазин.

Здесь появляется первая и, пожалуй, главная особенность ведения бизнеса, связанного с реализацией продукции сексуального назначения — в соответствии с пунктом 18 Инструкции продажа продукции сексуального назначения осуществляется только в специально предназначенных для этого торговых объектах (местах в торговых объектах), расположение которых определяется в установленном порядке местными исполнительными и распорядительными органами. Аналогичный порядок установлен пунктом 11 Инструкции и для реализации эротической продукции.

Иными словами, законодатель допускает единственную схему работы для организации, которая планирует открыть секс-шоп, — для реализации продукции сексуального назначения или эротической продукции необходимо открывать «реальный» торговый объект.

Чтобы соответствовать нормам действующего законодательства индивидуальный предприниматель В решил открыть секс-шоп в торговом объекте (павильоне), который находится в торговом центре на территории одного из районов г. Минска.

Как известно, для открытия торгового объекта необходимо получить ряд согласований компетентных государственных органов и организаций. В г. Минске порядок открытия торгового объекта установлен Перечнем административных процедур, совершаемых администрациями районов г. Минска в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 13.03.2008 № 530. Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать свои особенности для открытия торговых объектов в иных населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 1 названного Перечня до обращения в местный исполнительный и распорядительный орган организация должна обратиться в следующие государственные органы и организации по месту нахождения торгового объекта:

- территориальный (районный) орган государственного санитарного надзора, который проводит проверку и выдает заключение о соответствии здания (сооружения) или помещения, а также оборудования и инженерных коммуникаций требованиям санитарных норм и правил;

- территориальный (районный) орган государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, который проводит проверку и выдает заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности;

- управление внутренних дел администрации района г. Минска, который согласовывает режима работы торгового объекта (при круглосуточном режиме работы –ГУВД Минского городского исполнительного комитета, который выдает соответствующее заключение).

Только после получения указанных заключений и согласований организация вправе обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган, в чью компетенцию входит согласование размещения торгового объекта, который будет специализироваться на реализации продукции сексуального назначения и эротической продукции.

Возникает закономерный вопрос: какими критериями руководствуется местный исполнительный и распорядительный орган при принятии решения о выдаче согласования или отказе в согласовании открытия секс-шопа в том или ином торговом объекте.

Инструкция устанавливает следующие основные требования, которые должны соблюдаться при открытии торгового объекта и осуществлении деятельности по реализации продукции сексуального назначения и эротической продукции:

1) продажа и рекламирование продукции сексуального назначения и эротической продукции могут осуществляться только при наличии экспертного заключения Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости (далее — РЭК) на каждое наименование такой продукции и иных документов, необходимых в соответствии с законодательством для осуществления конкретного вида деятельности (пункт 9 Инструкции).

Среди названных документов необходимо отметить следующие (все из них должны быть получены до начала реализации соответствующей продукции):

- лицензия на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание – пункт 5 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 № 1221 (ред. от 23.04.2009) (далее – Положение о лицензировании);

- удостоверение о государственной гигиенической регистрации в отношении некоторых видов продукции сексуального назначения (нижнее белье, одежда, обувь, лубриканты и др.), которые указаны в перечне, утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.10.2003 № 44 (ред. от 17.12.2004) – пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2001 № 1807 (ред. от 04.11.2006) «О совершенствовании системы государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования»;

- государственное прокатное удостоверение на фильм и государственное классификационное удостоверение на фильм в отношении фильмов – пункты 4, 13 Инструкции о порядке государственной регистрации и государственной классификации фильмов, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 25.01.2006 № 2 (ред. от 10.08.2007);

 

2) продукция, упаковка (обложка, первая страница при отсутствии обложки) которой содержит эротическую составляющую, при ее реализации должна быть снабжена дополнительной непрозрачной упаковкой (пункт 12 Инструкции);

3) продажа продукции сексуального назначения допускается только в упакованном виде (пункт 18 Инструкции);

4) нахождение несовершеннолетних лиц на территории торгового объекта, где осуществляется продажа продукции сексуального назначения, запрещается (пункт 19 Инструкции);

5) продажа несовершеннолетним лицам, а также несовершеннолетними лицами продукции сексуального назначения и эротической продукции или ознакомление несовершеннолетних лиц с указанной продукцией запрещается (пункт 21 Инструкции);

6) реклама продукции сексуального назначения и эротической продукции не должна содержать визуальную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности (пункт 20 Инструкции);

7) реклама продукции сексуального назначения допускается только в пределах торговых объектов, осуществляющих продажу такой продукции (пункт 20 Инструкции);

8) при необходимости дополнительные условия продажи и рекламирования продукции сексуального назначения и эротической продукции могут быть установлены в экспертном заключении РЭК (пункт 22 Инструкции).

Специалисты Управления организации торговли и услуг Министерства торговли Республики Беларусь предлагают также следующие устные рекомендации к оформлению такого торгового объекта:

- организовать вход в торговый объект таким образом, чтобы с внешней стороны явно не просматривался ассортимент продукции, предлагаемой к реализации: двухкамерные двери, затемненное покрытие (пленка) на дверях, выполненных из прозрачных материалов, непрозрачные шторы и т.д.;

- аналогичным образом оформить витрины: затемненное покрытие, не выставлять указанную продукцию в витринах и т.д.;

- использовать при оформлении торгового объекта вывеску, содержащую указание на ассортимент товаров, предлагаемых к реализации: «секс-шоп», «интим товары» и т.д.;

- разместить на входе в торговый объект указание о том, что лицам до 18 лет вход в торговый объект воспрещен;

- витрина, вывеска и входная группа не должны содержать визуальную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности.

Необходимо также отметить, что по тексту Инструкции наряду с торговым объектом упоминаются также места в торговом объекте. Т.е. законодатель допускает открытие многофункционального торгового объекта, в котором для реализации продукции сексуального назначения и эротической продукции специально выделена часть торговой площади (специально предназначенные места в торговом объекте). Такие места в торговом объекте, исходя из смысла Инструкции, также должны соответствовать перечисленным требованиям.

Вернемся к рассматриваемой ситуации. Собрав необходимые заключения индивидуальный предприниматель В обратился в администрацию соответствующего района г. Минска. Дополнительно предприниматель представил описание, каким образом будет осуществляться деятельность торгового объекта. В торговом объекте предприниматель планировал принять следующие меры:

-  повесить на входе малопрозрачные шторы;

-  разместить на первом плане (на основной торговой площади) нижнее белье и аксессуары, которые не относятся к продукции сексуального назначения;

-  выставить продукцию сексуального назначения в минимальном ассортименте в упакованном виде в дальней части торгового объекта.

Данные меры направлены на то, чтобы максимально скрыть продукцию сексуального назначения, чтобы со стороны прохода между торговыми объектами (павильонами) случайные прохожие и несовершеннолетние граждане не могли рассмотреть указанную продукцию, а также чтобы предотвратить доступ несовершеннолетних граждан в торговый объект.

Основную часть продукции сексуального назначения предприниматель планировал реализовывать посредством осуществления розничной торговли по образцам через Интернет-магазин, т.к. в соответствии с абзацем 2 части 2 пункта 8 Положения о лицензировании при наличии торгового объекта допускается осуществлять розничную торговлю в иных формах, не запрещенных законодательством.

Администрация района рассмотрела представленный предпринимателем пакет документов и приняла решение об отказе в согласовании размещения торгового объекта, в котором будет производиться реализация продукции сексуального назначения и который находится на территории торгового центра. При этом специалисты администрации даже не стали выезжать в торговый объект, чтобы оценить, соблюдены ли в действительности индивидуальным предпринимателем требования законодательства.

Свою позицию администрация обосновывала следующими обстоятельствами: торговый центр представляет собой совокупность торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, что предполагает его широкую и общедоступную посещаемость людьми разных возрастов, в том числе родителей с несовершеннолетними детьми и подростками. Таким образом, по мнению администрации, предприниматель не смог бы предотвратить открытую демонстрацию несовершеннолетним продукции сексуального назначения.

В качестве выхода из сложившейся ситуации специалисты администрации советовали поискать другой торговый объект, желательно отдельно стоящий или занимающий подвальное помещение, который находится на достаточном удалении от мест массового скопления граждан и заведений, которые посещают несовершеннолетние лица.

Все бы ничего, но данное требование действующим законодательством не установлено.

Ситуация 2.

Показателен также и другой пример. Частное предприятие Х также решило открыть секс-шоп в том же самом районе г. Минска спустя несколько месяцев после предпринимателя. И если предприниматель планировал продавать в торговом объекте минимальный ассортимент продукции сексуального назначения, то предприятие планировала открыть именно специализированный магазин. Для этого предприятие нашло торговый объект в подвальном помещении здания административного назначения, в непосредственной близости от которого не находятся жилые дома или образовательные и иные учреждения, которые массово посещаются несовершеннолетними лицами.

Пройдя все необходимые согласования, частное предприятие также обратилось в администрацию N района г. Минска. Однако и в данном случае администрация приняла отрицательное решение, сославшись на этот раз на то обстоятельство, что по указанному предприятием адресу администрацией района не определено место размещения торгового объекта по торговле продукцией сексуального назначения.

Поэтому можно отметить вторую особенность законодательства, которое регулирует осуществление данного бизнеса: ни Инструкция № 18, ни иное законодательство, устанавливающее компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов, не устанавливает исчерпывающий перечень четких критериев, соблюдение или несоблюдение которых будет являться основанием для выдачи согласования или отказе в согласовании открытия секс-шопа. Т.е. согласование открытия такого торгового объекта во многих аспектах отдается на усмотрение исполнительного и распорядительного органа.

В качестве сравнения можно привести законодательство Российской Федерации, Украины, которое содержит более четкие критерии размещения такого торгового объекта. В частности, устанавливается запрет на распространение продукции сексуального назначения в учебных заведениях, детских учреждениях, зданиях, предназначенных для отправления религиозных обрядов, зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления, воинских частей, учреждениях образования, культуры, искусства и здравоохранения, в поездах, подземных переходах, на уличных лотках и рынках, а также в непосредственной близости от мест массового нахождения людей, зон отдыха, улиц с интенсивным пешеходным движением. При этом в крупных российских и украинских городах (Москва, Киев) нередко можно увидеть магазины, в ассортименте которых есть и продукция сексуального назначения, и эротическая продукция, которые расположены и в торговых центрах, и вблизи от оживленных улиц.

Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что указанное законодательство также устанавливает возможность местных органов власти устанавливать дополнительные критерии или ограничения в зависимости от социально-культурных и иных особенностей территории, на которой предполагается открытие такого торгового объекта.

Таким образом, с одной стороны, субъекты хозяйствования в Республике Беларусь имеют право открыть секс-шоп. Но с другой стороны окончательное решение по открытию такого магазина остается за местными органами власти. Причем это касается не только магазина, который будет полностью специализироваться на продаже продукции сексуального назначения, но и торгового объекта, в котором наряду с указанной будет представлена и иная продукция. А т.к. законодательством не установлен закрытый перечень четких критериев, которыми руководствуются местные органы власти при принятии такого решения, данный процесс нельзя назвать открытым. И как показывает практика, положительные решения принимаются редко: при этом иногда приводятся разумные аргументы, а иногда должностные лица просто отмахиваются от таких предпринимателей, опасаясь возможных жалоб со стороны населения или просто не желая разбираться, как грамотно организовать данный бизнес, чтобы и общественная мораль не пострадала, и бюджет пополнялся налогами от доходов такого бизнеса.

Учитывая данные обстоятельства, возникает второй справедливый вопрос: для чего в законодательстве установлена жесткая норма о том, что реализация продукции сексуального назначения и эротической продукции допускается только в торговых объектах. Ведь гораздо проще осуществлять продажу данной продукции через интернет-магазин при наличии заключения РЭК, гигиенических сертификатов и иных необходимых документов на соответствующую продукцию.

Понятным выглядит стремление законодателя и органов власти оградить особо впечатлительных, консервативно настроенных, несовершеннолетних и прочих граждан от возможного негативного воздействия торгового объекта, размещенного в каком-либо здании, мимо которого указанным гражданам так или иначе приходится проходить. Однако непонятно нежелание тех же органов власти разрешить торговлю данной продукцией в Интернет-магазине, мимо которого указанные граждане ходить уж точно не будут и в который по ошибке не заглянут (т.к. для этого нужно знать доменное имя такого магазина, а оно зачастую несет в себе указание на вид продукции, который предлагается к продаже).

Если этот запрет связан со стремлением оградить несовершеннолетних граждан от негативного влияния визуального контакта с указанной продукцией на их формирующееся сознание, мораль и культуру, то, представляется, что данный подход не совсем эффективен. Т.к. при наличии желания вкусить запретный плод и отсутствии должного контроля со стороны родителей несовершеннолетние граждане могут самостоятельно изучить не только указанную продукцию, но и многое другое на соответствующих сайтах в сети Интернет.

Мы адресовали в Министерство культуры, которое утвердило Инструкцию, следующий вопрос: в связи с чем в Инструкции было установлено требование об обязательном наличии торгового объекта, и будет ли в ближайшее время внесены изменения в Инструкцию в связи с тем, что на практике открыть такой торговый объект практически невозможно. Однако ни разъяснения позиции данного органа государственной власти, ни перспектив изменения действующего законодательства в этой сфере в ответе указано не было.

 

***********************

 

В качестве послесловия отметим следующее. В белорусском сегменте сети Интернет продолжают безнаказанно работать более двух десятков виртуальных секс-шопов, владельцы которых осознанно или несознательно нарушают норму пункта 18 Инструкции, работая только через сеть Интернет без наличия торгового объекта.

Что касается частного предприятия Х из ситуации 2, то оно все же открыло «реальный» магазин, в котором продает продукцию сексуального назначения и эротическую продукцию. Для этого ему пришлось обращаться в три администрации районов г. Минска, предлагать на рассмотрение компетентных должностных лиц не менее пяти торговых объектов и потратить около 6 месяцев…

По состоянию на 01.08.2009

 


[1] Под продукцией сексуального назначения понимаются изделия, аппараты, приборы и приспособления, предназначенные для сексуального стимулирования (пункт 3 Инструкции).

[2] Под эротической продукцией понимается аудиовизуальная (фильмы и т.п.), печатная продукция (журналы и т.п.), продукция изобразительного искусства (картины и т.п.) в которой более 50 процентов объема, площади или продолжительности составляет отображение в художественной форме обнаженного человеческого тела или интимных отношений лиц противоположных полов без элементов порнографии (пункт 4 Инструкции).

 

Вадим Пашкевич, руководитель отдела консалтинга ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ» (с сентября 2012 года «Raidla Lejins & Norcous»)

 

5341