Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Меню

Зачем (не) нужны юристы

Думаю, что каждый бизнесмен знает, кто такие юристы и что они могут быть штатными и внешними. Однако не каждый готов тратить на них деньги, считая, что юрист или юридические услуги — это не самая обязательная статья расходов. Такая умозрительная экономия в моменте в ряде случаев затем оборачивается еще большими расходами на штрафы и конфискации, а иногда и потерей бизнеса. 

В этой статье я постараюсь сгруппировать основные вопросы, которые может закрывать юрист в бизнесе, и риски, которые могут иметь место, если эти вопросы решаются без юриста.

 

Регистрация компании

Думаю, одна из самых заезженных тем — это возможность ликвидации компании, при регистрации которой в регистрирующий орган были предоставлены недостоверные сведения. Плюс — взыскание всей ее выручки в бюджет. Классика жанра — у одного из учредителей имеется юридическое лицо в ликвидации или банкротстве, но в заявлении на регистрацию он не глядя указывает, что таковых не имеется. Через некоторое время этот «косяк» всплывает и налоговая подает на ликвидацию компании с взысканием с нее полученной за все время работы выручки.

Думаю, все бизнесмены об этом хоть как-то да слышали. Но все равно с завидной периодичностью обращаются клиенты с риторическим в такой ситуации вопросом: «Что делать?».

Многие считают, что с введением заявительного принципа госрегистрации услуги юристов в этом процессе стали не нужны. И делают все сами, скачивая образцы документов из Интернета (причем я сталкивался с тем, что в стремлении сэкономить на юридических услугах это делали даже серьезные, на мой взгляд, бизнесмены).

А потом эти серьезные бизнесмены звонили мне с вопросом, «что делать, если у одного из наших учредителей оказалось другое юрлицо в стадии ликвидации/банкротства». И узнав про риск ликвидации с конфискацией выручки, бежали регистрировать еще одно юрлицо уже без этого учредителя в составе. Опять сами…

Включенный же в сопровождение регистрации компании юрист проверит все основания для последующего признания регистрации недействительной и обратит на них внимание учредителей еще до подачи документов в исполком, когда проблему можно безболезненно исправить.

Еще одной типичной проблемой в рассматриваемой процедуре являются «типовые» учредительные документы, зачастую скачанные из Интернета. Я не буду говорить о том, что безымянные документы из Сети могут содержать ошибки и противоречить законодательству и никто за это ответственности не понесет, т.к. автор их неизвестен. Я хочу сказать о том, что типовые документы рассчитаны обычно на типовые ситуации. На момент регистрации компании будущие бизнес-партнеры не думают о конфликтах, а когда таковые случаются, оказывается, что типовой устав не содержит механизма их исключения или разрешения.

А нетиповой устав разработать сможет только юрист. Причем не любой, а хорошо разбирающийся в вопросах корпоративного права.

 

Разработки договоров

Как показывает моя практика, очень часто такой «несерьезный вопрос», как разработка договора, руководство компании может поручить кому угодно: секретарю, бухгалтеру, менеджеру по продажам — но не юристу. А неюристы, не зная всех тонкостей и возможных подводных камней, да и просто, чтобы не тратить время на непрофильное занятие, берут шаблон из базы или Интернета, заполняют реквизиты сторон и отдают руководителю на подпись. Или сами подписывают (при наличии доверенности) и пускают в работу. А потом начинаются проблемы…

Одна из типичных проблем — при заключении договора не предусматривается возможность в одностороннем порядке выйти из него.

Как-то обратились ко мне клиенты, которые взяли в аренду помещение в 1500 квадратов на 10 лет. Они сами исключили из проекта договора пункт о возможном одностороннем отказе от договора любой из сторон («чтобы арендодатель не мог его расторгнуть»). А в кризис, когда их выручка резко упала и они не могли тянуть аренду такой большой площади, им самим потребовалось срочно выйти из договора. Арендодатель занял жесткую позицию и не соглашался на досрочное его расторжение или снижение ставки арендной платы. И люди оказались в патовой ситуации, т.к. на этапе заключения договора никто им не объяснил последствия исключения такого пункта.

Или еще пример. Руководство двух компаний «по-джентльменски» договорилось о том, что одна компания предоставит другой компании «инвестиции», т.е. деньги на развитие нового направления деятельности. В рамках этого нового направления получатель инвестиций должен был закупать у «инвестора» каждый месяц оптом товар на определенную сумму для его последующей реализации в розницу. В этом и был интерес «инвестора». Подписали договор, получили деньги, закупили товар — бизнес пошел, товарооборот завертелся. Все были счастливы.

Спустя годы в компании-«инвесторе» сменилось руководство.

Новый руководитель поднял договор на предоставление инвестиций и … потребовал от бизнес-партнера вернуть основной долг в 80 миллионов белорусских рублей и проценты за пользование займом (как оказалось, предоставление инвестиций было оформлено договором займа) в размере более 300 миллионов рублей.

Что самое интересное, займ был беспроцентным при условии его своевременного погашения. А при несвоевременном погашении на всю сумму займа и за все время его использования насчитывались проценты по наивысшей за период использования ставке рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза. Займ был выдан в 2011 году на 1 год — вот и вспомните, какая за этот период была «наивысшая» ставка, умножьте ее на 1,5 и на 5 лет…

Руководитель получившей займ компании (бизнесмен с более чем 10-летним на тот момент стажем) подмахнул договор не глядя и без привлечения юриста на его юридическую экспертизу. А когда на его вопрос о шансах отбить в суде «несоразмерные» проценты я ответил, что шансов нет, он счел меня … не очень хорошим юристом и пошел дальше искать юриста «хорошего».

А надо было всего-ничего перед подписанием показать договор юристу, выслушать его мнение о возможных рисках заключения договора в предлагаемой редакции и потом уже принимать бизнес-решение. Думаю, если «джентльменское» соглашение имело место, то в формальном договоре такие драконовские проценты можно было бы удалить. Если бы их вовремя увидели и подумали о последствиях.

 

Юридические консультации

В западном мире принято ни одно дело не начинать без консультации с юристом. В Беларуси пока такой тотальной практики нет. И зачастую даже иностранные бизнесмены, которые заходят со своим бизнесом к нам в страну, отказываются от предлагаемой нами юридической экспертизы их проектов и юридических консультаций о нюансах ведения их бизнеса в Беларуси. Хотя в данном случае, заплатив относительно небольшие деньги за консультацию, можно сэкономить куда больше на возможных расходах в будущем, вызванных просчетами в бизнес-схеме.

Как-то к нам обратилась компания из Латвии, которая планировала организовать в Беларуси производство кальвадоса. Она заказала развернутое юридическое заключение с пошаговым описанием схемы организации такого производства.

После изучения подготовленного заключения клиент решил отказаться от проекта, т.к. риски, а также временные и денежные затраты превосходили запланированные им в несколько раз.

Другой иностранный клиент решил расширить на Беларусь свой международный бизнес по выдаче физическим лицам микрозаймов. К нам он обратился за регистрацией компании. Как обычно, мы предложили ему анализ схемы его работы и консультации по нюансам белорусского законодательства. Он отказался, гордо заявив, что «он общался с представителями Нацбанка, они ему все рассказали и он теперь сам все знает и ни в каких консультациях не нуждается». Не вопрос — мы помогли ему открыть компанию. Но когда он завел на компанию деньги и начал выдавать займы, всплыл нюанс, о котором «представители Нацбанка» не подумали, не знали или умолчали, — это то, что при выдаче займов физлицам заимодавец за счет собственных средств должен уплачивать с сумм займов подоходный налог. И этот нюанс потребовал от клиента пересчитать арифметику бизнеса и срочно завести на компанию дополнительные деньги.

 

Юридический аудит приобретаемых активов (Due diligence)

Опять же — во всем цивилизованном мире до покупки крупного актива (бизнеса, недвижимости и т.д.) проводится его юридический аудит или, как это называется по-юридически, «дью дилидженс». В рамках юридического аудита анализируются документы и выявляются потенциальные риски для приобретателя. На основании отчета с описанием выявленных рисков приобретатель и принимает решение, приобретать этот актив или отказаться.

Тот же самый латвийский инвестор, который планировал производить в Беларуси кальвадос, изначально хотел приобрести небольшой винный завод под Минском и запустить производство на нем. Мы провели юридический аудит документации этого завода и выявили ряд принципиальных моментов, которые значительно влияли на цену сделки в сторону ее понижения. Однако продавец стоял на своей цене и инвестор решил отказаться от сделки. Уплатив несколько тысяч евро за юридический и бухгалтерский аудит, клиент сэкономил около миллиона евро, которые мог вложить в плохой актив.

Другой пример касается белорусского бизнесмена и менее крупной сделки, однако хорошо иллюстрирует типичные подходы представителей малого и среднего белорусского бизнеса. Обратился человек за помощью в «покупке интернет-магазина». Мы предложили провести сначала юридический аудит покупаемого бизнеса, потом структурировать сделку и затем уже сопроводить ее. Предложенная цена и сроки его не устроили («все надо было еще вчера») и он пошел все делать сам. Уплатил продавцу сумму раз в десять большую, чем запрашивали за работу мы, получил ООО и потом обнаружил, что оно «пустое». Все телефоны и доменное имя интернет-магазина были зарегистрированы на одного из бывших учредителей, документы на создание или покупку сайта вообще отсутствовали, товара не было, он заказывался у поставщиков под конкретного покупателя… А продавец «бизнеса» поменял на сайте ООО на ИП и продолжил сам работать через тот же интернет магазин.

 

Увольнение работников

Наниматели почему-то уверенны, что увольнение работника — это такая формальная процедура, с оформлением которой может справиться любой из сотрудников (обычно секретарь или бухгалтер). Хорошо, если у такого сотрудника есть хоть какие-то минимальные познания в кадрах и представление о процедуре. Тогда он может составить документы и провести процедуру по необходимому алгоритму. Но о нюансах процедуры или о сложившейся судебной практике по таким делам даже подкованный неюрист знать не будет.

Увольняют работника за прогул, не запросили объяснения или дали на объяснения слишком мало времени — это основание для восстановления на работе.

В нынешний кризис, чтобы не выплачивать положенные при сокращении пособия, многие наниматели уменьшают работникам продолжительность рабочего дня или рабочей недели. Мол, работы нет — вы будете работать 1 день в неделю. Согласны — соответственно, в разы уменьшается зарплата, а с ней и все сопутствующие расходы нанимателя. Не согласны — увольнение в связи с несогласием продолжать трудовые отношения при изменении существенных условий труда.

Но здесь есть масса нюансов, основной из которых это то, что сокращение рабочего времени должно быть обоснованным. Нельзя просто сказать работнику: «Нет работы — мы сокращаем тебе продолжительность рабочего времени». Это прямой путь к тому, что несогласный с изменением существенных условий труда работник обжалует свое увольнение и суд восстановит его на работе и обяжет нанимателя выплатить компенсацию за время вынужденного прогула.

 

Проверки госорганов

При проверках, обжаловании актов проверок и рассмотрении дел об административных правонарушениях, протоколы по которым составляются по итогам проверок, юрист (а скорее в данном случае адвокат) может оказать как непосредственно юридическую помощь, так и психологическую поддержку.

По поводу психологической поддержки кстати смеяться не надо.

Не все, кого проверяют, морально готовы к психологическому прессингу, да и просто  к самой проверке. Поэтому присутствие рядом человека с холодным умом, который может не только поддержать, но еще и подсказать, что делать и что говорить, а чего не делать и чего не говорить, очень важно. Плюс — проверяющие сами не всегда морально готовы к тому, что делать свое дело они должны в присутствии адвоката. У нас как-то была ситуация: клиента вызвали в налоговую для вручения акта проверки (проверка длилась не один месяц и акт потом налоговики писали очень долго), клиент пришел в налоговую с адвокатом — и когда налоговики адвоката увидели, оказалось, что … акт еще не готов.

Когда акт налоговики все же подготовили, то присутствующий на его вручении адвокат смог объяснить налоговикам про то, что у нашего клиента есть 15 дней на принесение возражений на него, поэтому неправомерно вручать одновременно акт проверки и выписанный на его основании протокол об административном правонарушении.

Затем присутствие адвоката при рассмотрении административного дела в экономическом суде значительно поменяло ход процесса. До этого клиент ходил один и обычно рассмотрение занимало 5 минут и заканчивалось штрафом с конфискацией всего, что требовала налоговая. В этот раз рассмотрение растянулось на 4 заседания и клиент получил штраф и конфискацию товара на 2 миллиона рублей из почти 400 миллионов, которых требовала налоговая.

 

*******

В принципе, список вопросов, для решения которых (не) нужны юристы, можно продолжать. В этот список можно включить также получение/предоставление финансирования, процесс ликвидации/банкротства, смену руководителя организации, всяческие реорганизации, проведение общих собраний участников и иных корпоративных процедур.

Однако я надеюсь, что и описанных в статье примеров из практики должно быть достаточно для вывода о том, что юристы для решения всех этих вопросов действительно (не) нужны.

 

Если у вас есть вопросы по такой ситуации, пишите на ilat@ilat.info. Подпишитесь на мой Инстаграм, чтобы оперативно читать новые материалы.

 

Илья Латышев, юрист, директор «Юридической компании Ильи Латышева«

5988
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.