Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
НАТАЛЬЯ БОТВИЧ: Самое важное в работе – довольный клиент
«К моменту, когда я созрела, чтобы открыть свою фирму, мои будущие сотрудники уже выражали желание меня поддержать и поучаствовать в данном процессе. Вы же понимаете, что когда мы только открылись, никто месяца три первых ничего не зарабатывал».
О своем пути к собственному делу, поддержке в работе мужа и сотрудников, о работе в кризис, о профессиональных ценностях, о женском стиле управления, о проблемах молодой юрфирмы, о работе с клиентами, о том, как в любой ситуации оставаться женщиной, а также о многом другом рассказывает директор юридической фирмы «ЛексЭст» Наталья Ботвич.
– Почему решили стать юристом?
– Я не сразу себя нашла, ведь решение принимала в семнадцать лет. Пошла с подружкой за компанию в мединститут. Спустя три года поняла, что это не мое. Чтобы быть медиком, особенно важно иметь внутреннее призвание. Ходить на работу, чтобы мучить себя и людей, – это катастрофа. А учитывая оплату труда и объем работы врачей в нашей стране, в профессии остаются реально фанаты своего дела.
До этого уже задумывалась о юриспруденции. И решила поступать – теперь на юридический факультет Белорусского коммерческого университета управления г. Минска. Закончила с отличием. С удовольствием училась, с удовольствием пришла на работу и не жалею, что поменяла специальность.
– Первое Ваше место работы было в суде…
– Я пришла сначала на преддипломную практику. Потом уже по результатам полугодовой практики меня пригласили на работу. Я еще в процессе сдачи госэкзаменов вышла на работу.
Это очень напряженная работа. Сначала и в 12 ночи могла закончить – большие объемы. Когда я пришла на работу в суд, не было компьютерных баз. Мы вручную вклеивали изменения законодательства. Чтобы написать толковый приговор, нужно было перелопатить в бумажном варианте архив, посмотреть, сравнить, чтобы увидеть в реальности, как выглядят эти документы, как их правильно писать.
К сожалению, наше образование этому не учит – по окончанию университета ты теоретик, а совсем не практик. Все приходится изучать в работе.
– Почему ушли?
– К тому времени я была уже замужем, а работа была очень напряженная. Поняла, что я все это несу домой, все через себя. И когда поступило предложение перейти в нотариат, мы посовещались с мужем и решили, что так будет спокойнее.
Я не переставала быть женщиной, я собиралась рожать детей. А с работой в суде этого не виделось в перспективе. Там очень большая загруженность и нужно уходить в работу с головой, не думать о чем-то еще. Либо, как говорил судья, с которым я работала, нужно иметь такой склад характера, чтобы, выйдя из суда и дойдя до остановки, оставить все на остановке, сесть в автобус либо в машину, и к тому времени, когда ты приезжаешь домой, ничего уже с собой не привозить. Ты пришла и дома просто женщина. У меня так не получалось.
– Супруг у Вас тоже из юридической сферы?
– Он юрист. Юридическое образование помогает ему вести свой бизнес. Он занимается транспортом, перевозками, арендой.
Юридическая фирма «ЛексЭст» – это семейный проект. Мы вдвоем учредители, вдвоем аттестованные юристы. Просто у каждого немного разное направление.
– Итак, Вы ушли в нотариат. Расскажите о своей работе там.
– Сейчас работа в нотариате стала более привлекательной. Когда я там работала, не имело никакого значения – ты 200 человек принял или 30. Оклад все равно один. То есть солдат спал, служба шла. Сейчас там можно работать и зарабатывать, появилась здоровая конкуренция.
В 2004, когда вышла из декретного, я ушла из нотариата в Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению. Это организация, подчиненная Совмину. Было сложно, потому что я была там единственным юристом. И приходилось заниматься нормотворческой деятельностью, потому что все постановления, которые касались санаторно-курортного лечения, проходили через нас. Но в то же время для меня это было интересно благодаря смене деятельности.
– Сколько Вы там проработали?
– Где-то 4 года. Потом я ушла в коммерческие структуры. Вела несколько фирм как нанятый юрисконсульт. В тот период времени мне был необходим свободный график – подрастала дочь. Потом ушла в юрфирму. И после этого решилась попробовать что-то свое.
Я уже была зрелым человеком и хотела реализовать себя, свою мечту.
Знаете, в любой работе гонорар имеет значение, но это не самое важное. Для меня важно, чтобы клиент получил то, за чем он пришел, а не ушел разочарованный или, как бывает, заплатил кучу денег, а в итоге ничего. Я не умею так вести дела. Понимаю, что можно и так зарабатывать, но это не мой вариант.
Я считаю, что в сфере оказания юридических услуг репутация – самое важное и ценное. Сарафанное радио – наиболее эффективная реклама в нашей деятельности.
– Как привлекаете клиентов?
– В основном, реклама, интернет. И сарафанное радио.
– Кто основные клиенты?
– Это малый бизнес – организации до 20 человек. Начинающие либо те, кто уже давно ведет деятельность. У нас есть и испанская компания, и украинские компании, и китайские и, конечно, российские и белорусские.
Приятно, что все, кого мы открывали, потом продолжают с нами работать. Это для меня большая награда.
– Почему «ЛексЭст»?
– С латинского это «закон есть». Либо «закон есть», и точка. Либо «закон – это…», и многоточие.
– Открыв фирму в прошлом году, Вы как раз попали в кризис. Как это сказалось?
– Январь был достаточно сложным, потому что большинство клиентов взяли, так сказать, время на раздумья. Люди не знали, что делать. В феврале ситуация изменилась: больше появилось преобразований – кто-то из партнеров не хотел продолжать, кто-то – хотел остаться. В итоге искали какие-то варианты сохранить бизнес, увеличилось количество ликвидаций.
Понимаю, это только начало. Что дальше будет, не знаю, но бороться будем. Пока мы держимся на плаву. Рассматриваем разные варианты. Возможен вариант укрупнения, объединения. Нахожусь в стадии переговоров сейчас. Рассказывать об этом еще рано.
У нас уже есть партнер, который оказывает бухуслуги. Будем рассматривать развитие еще каких-то направлений юридической деятельности. В кризисе есть и положительные моменты: происходит миграция и клиентов, и квалифицированных сотрудников, рынок аренды офисной недвижимости сейчас тоже предоставляет достаточно привлекательных возможностей.
– Чем, на Ваш взгляд, компания «ЛексЭст» отличается от конкурентов?
– Мы нацелены, как и все, наверное, на то, чтобы максимально защитить интересы клиента. Всегда стараемся предложить наименее затратный способ в достижении цели. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, это важно. Клиент для нас – прежде всего друг, которому необходима наша помощь.
– Какие особенности у молодой юридической фирмы?
– Не всегда получается найти сразу правильный офис, много организационных вопросов: оборудование удобных рабочих мест, организация рабочего процесса и т.п. Все это требует времени и средств.
Самая важная проблема – это, конечно, привлечение клиентов. Заявить, что ты есть, сказать всем, что ты уже открылся и готов оказывать услуги. Опять же убедить клиента, что ты оказываешь качественно услуги. На первом этапе это особенно важно. Потому что предложений очень много.
И когда люди звонят или смотрят сайт, им он ни о чем не говорит. Единственное, что можно сразу сравнить – ценовую политику. Все остальное ты можешь показать только в работе.
– Как, на Ваш взгляд, человеку ориентироваться в этом многообразии предложений?
– Заметила, что люди используют «метод научного тыка»: звонят и слушают, что отвечают по телефону, как отвечают. Важна и ценовая категория.
Вообще, много нюансов. Люди же разные. Кто-то будет искать индивидуального предпринимателя в надежде, что это будет дешевле, быстрее. Кто-то, возможно, в силу своего положения не хочет идти к «индивидуалу» и считает, что нужна компания более высокого уровня. Важен и спектр услуг, который ты предлагаешь.
– Как решаете вопрос с судами?
– Мы сотрудничаем с адвокатами. Иначе просто невозможно.
– Сколько человек в фирме работает?
– Четыре: три юриста и бухгалтер. В основном, привлекаем со стороны узконаправленных специалистов. Они обладают более глубокими знаниями.
За счет собственных и привлеченных знаний мы можем предлагать своим клиентам широкий спектр услуг.
– В чем лично Ваша сильная сторона?
– Наверное, в позитивном восприятии мира. При любом раскладе есть положительные моменты. И даже неудача – это бесценный жизненный опыт. Все, что нам дается – дается для того, чтобы мы осознали что-то, поняли либо оценили то, что раньше не замечали.
– В чем особенность семейного бизнеса?
– Это совместные решения. Это то, за что ты очень болеешь.
Наверное, семейный бизнес вести сложнее, потому что при обсуждении с партнером я могла бы быть жестче в своих условиях. С мужем же я не должна забывать, что я жена, а не только партнер. Нельзя переступить эту грань.
– Вы управляющий партнер, и, несмотря на участие супруга, у Вашей фирмы женское лицо…
– С мужской поддержкой, с мужским плечом.
– Чем, на Ваш взгляд, женский стиль управления отличается от мужского?
– Я более мягкая с клиентами, более терпимая и спокойная. Не веду переговоры резко, стараюсь человеку объяснить, рассказать, подвести его к принятию решения не вынуждая. Сотрудников стараюсь мотивировать, поскольку только мотивированный человек может быть эффективным. Не терплю повышенных тонов и принуждения.
Мужской стиль, наверное, более властный: сделать такое предложение, от которого невозможно отказаться. Мужчины, как мне кажется, не любят ждать и уговаривать.
Еще для меня важен хороший микроклимат в коллективе. Со мной работают все люди, с которыми у меня теплые и очень дружеские отношения. Мы с ними обсуждаем и очень личные вопросы. Я знаю о них много, а они обо мне. Стараемся поддерживать друг друга и в радости и в горе. У нас такая маленькая семья.
Я бы без них не решилась начать. К моменту, когда я созрела, чтобы открыть свою фирму, они выражали желание меня поддержать и поучаствовать в данном процессе. Вы же понимаете, что когда мы только открылись, никто месяца три первых ничего не зарабатывал, все средства направлялись на развитие. Но люди знали, на что шли и с большим пониманием относились к этой ситуации, морально друг друга поддерживали.
Я очень это ценю. И очень им благодарна за все.
– Когда руководишь фирмой, больше проявляются мужские качества в женщине, а в семье надо быть другой. Как удается быть разной на работе и дома?
– С возрастом я научилась оставлять мысли о работе на работе. Научилась быть слабой, приходя домой. И мне нравится быть слабой, когда рядом есть сильный мужчина.
– Какие качества в дочке развиваете?
– Ребенок рождается с определенными качествами. Мы можем только показать, что в этом мире есть, чтобы ребенок выбрал то, что хочет. Так и воспитываем. Методом проб она оставила себе художественную школу и занятия иностранным языком. Пока так. Дальше будем думать.
Самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей – это научить их обходиться без нас.
– Как отдыхаете?
– Ходим всей семьей в бассейн, сауну, выезжаем за город Выходные – это семейные дни обязательно.
– Бывает так, что выходных из-за работы нет?
– Один день есть обязательно всегда. С годами мы этому тоже научились. Бывает, что нужно работать. Но взяли за привычку, что лучше посидеть вечером в рабочие дни, чем потом заниматься работой в выходные.
– Домой переносите темы с работы?
– Это неизбежно, когда два юриста в семье. Тем более я в построении бизнеса человек новый, и муж мне дает какие-то советы, корректирует мои планы и мысли. Помогает. И я ему за это тоже очень благодарна.
Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»
Комментарии (0)