Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
АННА СЛАВИНА: Мы не расцениваем свою деятельность в бюро как бизнес
«Как-то у нашего партнера стажировалась молодая девушка, которая считала, что самая большая проблема – найти клиентов. Прошло немного времени, и она поняла, что самая большая проблема… объяснить клиенту, как можно решить его вопрос». Можно ли поставить знак равенства между адвокатом и бизнесменом, о задачах адвокатского бюро, принципах, на которых строится партнерство, о сложных делах и в принципе о карьере женщины-адвоката рассказала «Юркаталогу» Анна Славина – адвокат, управляющий партнер «Адвокатского бюро «Анна Славина и Партнеры».
– Анна Александровна, расскажите, как складывалась Ваша юридическая жизнь до образования адвокатского бюро «Анна Славина и Партнеры».
– На практике вхождение в профессию началось на пятом курсе юридического факультета Белгосуниверситета, когда мне предложили должность помощника прокурора Логойского района Минской области. Это было огромное доверие и признание! Ведь в то время большинство выпускников юрфака были парни, имевшие в своем активе и трудовой стаж, и службу в армии. Работа в прокуратуре стала хорошей школой, но хотелось осуществить давнюю мечту и попробовать свои силы в адвокатском деле.
Весной 1995-го я уже работала в качестве индивидуально практикующего адвоката. В 1996-м попросила принять меня в юридическую консультацию, поскольку, кроме юридических знаний, для адвоката очень важны традиции и дух адвокатуры. Это лично мое мнение.
В юридической консультации Ленинского района Минской городской коллегии, куда меня зачислили, приходилось вести гражданские и уголовные дела, а вот практики по работе с хозяйствующими субъектами не хватало. Поэтому в 2011 году я перешла в специализированную юридическую консультацию №2 Минской областной коллегии адвокатов.
Когда были внесены изменения в законодательство, которые позволили создавать адвокатские бюро, мы с моей коллегой из этой же специализированной юридической консультации Марией Леонидовной Коржевич решили попробовать свои силы в совместном проекте и организовали бюро.
– Адвокатскую деятельность традиционно считают ремесленничеством, каково Ваше мнение на этот счет?
– С таким определением не соглашусь в корне. В нашей профессии нельзя набить руку. Адвокатура – это особое творчество. Нет двух одинаковых дел, все очень индивидуально. Если с чем-то и сравнивать юриспруденцию, то только с поэзией, многогранной и четко выстроенной (автор сравнения Тимур Валерьевич Сысуев). Это самое удачное и точное сравнение. Даже работа одного адвоката – больше процесс творческий.
– Если судить по опыту других стран, то бюро предполагает уже развитие бизнес-процессов. Вы ставите цель превратить свою деятельность в бизнес-проект?
– Скорее по-иному: наша деятельность помогает клиентам превращать их цели в бизнес-проекты. Мы помогаем как начинающим бизнесменам, так и уже существующим компаниям, индивидуальным предпринимателям. Бывает, обращаясь за помощью по какому-то конкретному судебному делу, коммерческие предприятия решают работать с нами постоянно, заключая договор на юридическое обслуживание. И мы выполняем функции юридической службы фирмы.
Сейчас еще рано говорить об уровне каких-либо процессов и, тем более, относить эти процессы к бизнесу. Для нас очевидно одно: работа в консультации и работа в бюро – это в первую очередь адвокатская деятельность по защите прав, законных интересов граждан и юридических лиц.
Отличия существуют только в организационной форме. Создавая бюро, в первую очередь мы ставили цель организовать качественную работу с клиентами, с которыми уже давно работали. Совместное обсуждение задач, поиск способов их решения очень эффективно сказывается на результате. И, главное, позволяет экономить время.
Ставить знак равенства между адвокатом и бизнесменом еще рано. У нас иные цели и задачи. Мы не стремимся заработать на клиентах. С экономической точки зрения цель бизнеса – прибыль. А бюро относится к некоммерческой организации. У адвокатов нет фиксированной зарплаты. Наш заработок состоит только из части средств, полученных от ведения дел. Остальное идет на содержание бюро. Это очень стимулирует стараться и выигрывать дела.
– Намерено ли Ваше бюро специализироваться на каких-то конкретных направлениях?
– Сейчас много говорят о преимуществах специализации. Вопрос в том, как клиенту, нуждающемуся в юридической помощи, найти адвоката, который является специалистом именно в его вопросе? Вот как? Перечитывать статьи в интернете, листать каталоги?
К моменту создания бюро каждый из нас работал со своими клиентами по различным вопросам: от создания и сопровождения бизнеса до разрешения наследственных споров и раздела имущества между супругами участников того же бизнеса. Этот опыт работы показал, что проще обратится к адвокату, с которым уже знаком, чем искать кого-то еще.
Сейчас мы готовы к любой юридической работе, даже самой непредвиденной и неожиданной. Совместная работа позволяет нам оказывать всестороннюю юридическую помощь, быть специалистами во всех отраслях права, самим после консультаций с клиентами определять, в чем нуждаются наши клиенты и давать им нужное и самое верное направление.
– Теперь Вы работаете с партнерами и работаете на имя адвокатского бюро. Как привлекаете клиентов?
– Клиенты сами к нам приходят, в первую очередь, по рекомендации тех, кому мы уже смогли помочь. Недавно один из наших клиентов сказал, что самый надежный способ поиска адвоката – «сарафанное радио». Рекомендации сегодня очень важны.
Как-то у нашего партнера стажировалась молодая девушка, которая считала, что самая большая проблема – найти клиентов. Прошло немного времени, и она поняла, что самая большая проблема… объяснить клиенту, как можно решить его вопрос. Например, что делать, если, изучив дело, понимаешь, что шансы на успех минимальны или их практически нет?! Ведь мы не можем отказаться оказывать помощь, если клиент настаивает.
Вот что поражает. Бывают дела, в перспективе которых изначально сомневаешься или вообще думаешь, что нет шансов. Но, когда проанализируешь ситуацию, находишь нужные аргументы и выигрываешь, на первый взгляд, совершенно «безнадежное» дело.
И вывод из этого очень простой: адвокат не имеет права на страх, и не имеет права отказать в помощи тем, кто о ней просит!
– Не нашла сайта «Адвокатского бюро «Анна Славина и Партнеры»…
– Разве это главное в работе адвоката? У бюро пока нет сайта, но информация о нас размещена на официальных сайтах Республиканской и Минской областной коллегии адвокатов. Данные о бюро «Анна Славина и Партнеры» внесены в карту Яндекс-поиска, и даже Google предоставляет эту информацию. Так что мы доступны из любой точки планеты!
К разработке сайта относимся так же серьезно, как и ко всем нашим делам. Мы не стремимся сделать рекламу на наших клиентах. Все партнеры бюро согласились, что создавать сайт просто ради самого факта, что он есть, не стоит.
Создание сайта для адвокатского бюро – это вообще вопрос не простой. Не хотим быть банальными, повторять то, что уже есть. Сейчас разрабатываем проект сайта, составляем техническое задание, продумываем каждую мелочь и штрих. В свое время наш сайт появится.
– В адвокатском бюро «Анна Славина и Партнеры» три партнера. На каком принципе строилась именно такая команда?
– Давнее знакомство, совместная работа, надежные отношения и, конечно, полное доверие.
– Расскажите немного о каждом из своих партнеров.
– Кроме того, что мои коллеги – профессионалы в своем деле, они еще и очень интересные и положительные личности. Мы все дружим, у нас нет никаких конфликтов и притязаний – полная взаимозаменяемость и, еще раз повторюсь, абсолютное доверие!
У меня очень мало друзей – так сложилось. С Машей Коржевич мы подружились уже в зрелом возрасте, когда работали в специализированной консультации. Мария – очень надежный человек. Идея создания бюро – наша общая. Она также давно мечтала стать адвокатом и долго шла к этой цели. Еще в консультации мы стали одной командой, помогали и поддерживали начинания друг друга. Мария хорошо разбирается в налоговом и корпоративном праве, много времени посвящает обучению в данном направлении. В последнее время она активно занимается российским законодательством, представляет интересы наших клиентов в судах в России, повышает свой профессиональный уровень в обучающих центрах Москвы.
А вот с Владимиром Лысяковым мы познакомились еще студентами. Это уникальный человек, который имеет государственные награды за участие в боевых действиях, но никогда об этом не говорит. После университета Володя работал в международных организациях, до настоящего времени является арбитром Международного арбитража при Белорусской торгово-промышленной палате, имеет большой опыт участия в экономических делах. Он наш аналитический центр. Общаться с ним можно бесконечно. Кстати, все желающие могут познакомиться с каждым из нас лично – наши контактные телефоны есть на «Юркаталоге».
И мы не стоим на месте. Ожидаем, что в скором времени, помимо партнеров, у нас появится еще один адвокат. В начале марта первый стажер нашего бюро Снежана Головенчик успешно сдала квалификационный экзамен. Она сейчас получает лицензию. Опыт работы в адвокатуре и судебной системе открывает перед ней как будущим сотрудником большие перспективы.
– Как Вы считаете: лучше строить бизнес на дружбе или дружбу на бизнесе?
– Если вспомнить библейские наставления, то «дом не должно строить на песке, дом должно строить на камне». Начиная что-либо серьезное, особенно бизнес, каждому надо определить, что будет положено в основу основ. Юридические аспекты – это только форма, за которой стоит содержание из отношений. Заработать дивиденды от коммерческого проекта и сохранить приятельские или дружеские отношения между его участниками удается единицам.
– Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предполагал, что юристы-хозяйственники перейдут в адвокатуру и произойдет своеобразная интеграция. Насколько, на Ваш взгляд, это получилось?
– Можно сказать, что наше адвокатское бюро и есть пример такой интеграции. Причем пример удачный, мы этим гордимся. И Владимир Лысяков, и Мария Коржевич, до того как стали адвокатами, были юристами-хозяйственниками, владели юридическими фирмами, осуществляли деятельность индивидуально. Кто-то в адвокатуру пришел задолго до 2012 года, а кто-то получил лицензию на осуществление адвокатской деятельности именно на условиях, предусмотренных Законом «Об адвокатуре».
Возможно, именно потому, что мои коллеги в свое время уже работали в команде, сами строили бизнес, работа в нашем бюро отлажена четко с соответствующим порядком в документообороте.
– Поделитесь секретом, чем еще гордитесь в своей работе?
– Только скорее это не секрет, а общеизвестный факт: теми смелыми шагами, которые делает все адвокатское сообщество в последнее время. Нововведения законодательства, положительное отношение руководства Республиканской коллегии к адвокатскому корпусу в целом способствуют успеху в делах. Тем, что существуют правовые гарантии адвокатской деятельности, а наши коллеги – адвокаты, судьи, прокуроры – нас уважают, хотя часто мы и находимся по разные стороны баррикад. Гордимся и своими клиентами, у которых учимся стойкости и мужеству.
– О Вас говорят, что Вы специализируетесь на сложных делах. Что это за дела?
– Есть дела, которые длительное время рассматриваются судами, например, земельные споры. Также есть уголовные дела с непростой квалификацией, когда клиент настаивает, чтобы его действия были переквалифицированы или, вообще, чтобы в суде была доказана его невиновность при очевидности событий. Иногда требуется аргументировать отсутствие доказательств виновности. Такие дела мы относим к категории «сложных».
Непростыми и, как правило, небыстрыми являются дела по разделу имущества супругов, особенно когда одна из сторон пытается манипулировать интересами детей. Или корпоративные споры, которые требуют работы с большим количеством документов и которые надо изучать очень внимательно.
Вообще, простых дел нет. Часто как раз те дела, которые изначально казались несложными, в итоге требуют максимальных усилий и сосредоточенности.
Кстати, очень важный момент – «достать» из клиента максимум информации по делу, попытаться расширить круг обстоятельств, на которые он указывает. Мы должны быть готовы к тому, что у наших оппонентов эта информация уже есть. Нам надо заранее подготовить контраргументы. Поэтому мы взяли за правило: не верить в простоту дел.
– Среди информации, которую мне удалось найти, также значилось, что Вы активно участвуете в создании законодательных актов…
– Громко сказано. Как такового прямого участия в законотворчестве мы не принимаем. Но проявляем всевозможные инициативы, которые направляем в органы адвокатского самоуправления. В частности, направили предложение о разработке законопроекта, связанного со сферой IT-технологий. Поскольку в Беларуси законодательные акты, которые касаются защиты в области IT, сведены к минимуму, а эта сфера развивается достаточно быстро. Мы полагаем, есть необходимость разработать более широкую нормативно-правовую базу для защиты лиц в сфере информационных технологий, в том числе от недобросовестной конкуренции и от недобросовестных наемных работников, способных причинить вред уникальным разработкам.
– Есть ли какие-то особые приметы, в которые верят адвокаты?
– Скорее, это традиции, которые адвокаты соблюдают. Главная традиция – надо быть очень честным с клиентом и положительно настроенным по отношению к другим участникам процесса, если речь идет о состязательном процессе. И ни в коем случае не считать оппонента слабее тебя!
Надо быть очень доброжелательным во всех случаях, но не упускать тех возможностей, которые дает противоположная сторона для выигрыша дела. Древняя адвокатская мудрость гласит: адвокат должен чуть-чуть говорить, чуть-чуть улыбаться и слушать от пяток до макушки.
– Как в суде воспринимают женщину-адвоката?
– Никакой дискриминации. Особенно, если женщина-адвокат подготовлена к процессу, отлично знает материалы дела и уверенно обосновывает свои доводы нормами закона.
– Кому бы Вы посоветовали стать адвокатом?
– Сейчас для работы в адвокатуре созданы все условия. Надо только желание. Если кто-то думает, что адвокат – это только красивая речь в суде, то должна огорчить: чтобы подготовить речь на 30 минут либо исковое заявление на четырех листах, приходится работать неделю над нормативными актами и судебной практикой. Это не «легкий хлеб».
– Какие, на Ваш взгляд, основные качества должны присутствовать в адвокате, которые отличают его от юристов других специализаций?
– Думаю, что, в первую очередь, умение и желание работать с людьми и только во вторую – с документами. Ведь результат нашей работы – это часто человеческая судьба. Представьте: сколько душевных усилий приходится прилагать, чтобы убедить судью и прокурора, что сидящий на скамье подсудимых мальчишка – просто запутавшийся и напуганный ребенок, который имеет право получить возможность исправиться. А руководитель предприятия, которого обвиняют в уклонении от уплаты налогов, вовсе не совершал ничего подобного.
Основные наши качества – это терпение, здравый смысл и железная логика.
– Опишите свой среднестатистический рабочий день.
– Круглосуточно. Это без преувеличения. Практически все официальное рабочее время я провожу в судебных заседаниях. Для встреч с клиентами планирую время либо рано утром, либо вечером. Даже засыпая, часто думаю о каком-то важном вопросе…
Периодически удается освободить 2-3 часа для спортивного зала или бассейна. Очень редко мы вместе с Машей Коржевич можем сбежать на корт и сыграть в теннис. Но это уже роскошь!..
– Когда Вы последний раз были в отпуске?
– В начале декабря. Больше, чем семь дней, отпуск у меня не получается. Я и летом была в отпуске только неделю. При этом все время приходилось быть на связи с коллегами и клиентами. Наверное, работа – это уже часть моей жизни.
– А какой отдых – активный или пассивный – Вам больше по душе?
– Летом я отдыхала с детьми на море. В декабре – тоже на море. Но только в одиночестве, чтобы собраться с мыслями, подвести итоги за последних полгода.
Когда было больше свободного времени, я много путешествовала: проводила время в горах, на безлюдных побережьях, бывала в пустыне с кактусами выше белорусских елей, много общалась с интересными людьми. Эти воспоминания всегда со мной, они заменяют отпуск, помогают быстро восстановиться после напряженных будней.
– Расскажите об образе состоявшейся женщины в Вашем понимании.
– Если он вообще есть… Никогда не думала о каком-то конкретном образе. Литературные героини отличаются от жизненных образов. Всем женщинам хочется пожелать счастья. Кажется, это самое главное дополнение любого образа.
– Какие цели ставили перед собой на 2014 год?
– Над конкретными целями на целый год я как-то не думала. Для бюро есть программа развития, и мы ее будем придерживаться. Наши клиенты ждут от нас реальной помощи и советов, грамотного составления документов, которые никто не сможет оспорить, и жалоб, которые будут удовлетворены. Мы стремимся быть лучшими в своем деле. Можно сказать, что совершенствование в профессиональной сфере и есть наша цель.
При этом у медали есть и другая сторона: об успешных адвокатах, способных правильно применить тактическое планирование и выработать стратегию спора, говорят много. Однако редко упоминают, что во главу угла надо ставить принцип «не навреди». Главная задача адвоката – не причинить вреда ни клиенту, который находится в сложной ситуации, ни другой стороне.
Дух адвокатуры попыталась прочувствовать Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»
Комментарии (0)