Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

ЕВГЕНИЙ КУКЕТА: Открыли адвокатское бюро, как только появилась возможность

«Единственная сложность, которая была при создании нашего бюро, – очень долго ждали регламентирующего документа. Несмотря на то, что закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», предусмотревший подобную организационную форму адвокатской деятельности, вступил в силу с 6 апреля 2012 года, до 11 июля не было документа, который бы устанавливал непосредственно порядок создания адвокатского бюро». Одним из первых адвокатских бюро, которое было зарегистрировано в соответствии с указанным выше законом, стало брестское адвокатское бюро «ПравоВиК».

Управляющий партнер, адвокат Евгений Кукета рассказывает об особенностях работы бюро, обозначает слабые стороны закона, делится планами на будущее, а также рассуждает о студентах Брестского государственного университета и о современной роли медиатора.

Евгений Кукета

Евгений Кукета

– Евгений Александрович, адвокатское бюро «ПравоВиК» было одним из первых, зарегистрированных в нашей стране после начала действия Закона «Об адвокатуре» в 2012 году…

– Мы зарегистрировали «ПравоВиК» 12 июля 2012 года – это тот день, когда в республике были созданы три первых адвокатских бюро.

– А что означает в названии «ПравоВиК» концовка «ВиК» – Вершило и Кукета? Чем обусловлено такое название, и кто был генератором идеи?

– Действительно, аббревиатура «ВиК» образована от начальных букв фамилий партнеров, учредителей адвокатского бюро (Вершило Егор и Кукета Евгений – А. К.). Кроме того, толковый словарь Ушакова «правовиком» именует ученого, специалиста по праву, что нам показалось интересным. Генератором идеи была супруга Егора Вершило, которая, что естественно, оказывает моральную поддержку начинаниям своего мужа.

– Что привело вас к мысли зарегистрировать адвокатское бюро?

–Мысль создать адвокатское бюро возникла буквально сразу же, когда возникли первые проекты нового Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Они появились еще в 2009 году. И сразу стало ясно, что суть реформы заключается в создании оперативных и новых форм адвокатских образований, среди которых было, в том числе, и адвокатское бюро. Когда появилась возможность, мы с моим теперь уже партнером стали учредителями «ПравоВиК».

Эта форма адвокатской деятельности дает возможность заключать договоры с клиентами от имени юридического лица. Иными словами, мы позиционируем адвокатское бюро как вторую сторону по договору на оказание юридической помощи, а не какого-то конкретного адвоката. То есть мы позиционируемся как коллектив, который оказывает юридическую помощь, а не как отдельный адвокат.

Именно возможность выработки коллективного мнения (с учетом опыта и познаний каждого из адвокатов) в решении той или иной правовой проблемы, возможность взаимозаменяемости участия адвокатов бюро в судебных процессах, среди прочего, повышают наш интерес именно к указанной форме деятельности. Названные возможности также сказываются на высоком уровне оказываемой в таком случае юридической помощи клиентам.

– С какими проблемами Вы столкнулись при регистрации бюро «ПравоВиК»?

– Единственная сложность, которая была при создании нашего бюро, – очень долго ждали регламентирующего документа. Несмотря на то, что закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», предусмотревший подобную организационную форму адвокатской деятельности, вступил в силу с 6 апреля 2012 года, до 11 июля не было документа, который бы устанавливал непосредственно порядок создания адвокатского бюро. Иными словами, закон был, возможность создания адвокатского бюро как организационно-правовой формы уже существовала. Но подобная возможность была номинальной, потому что самого порядка регистрации такого юридического лица не существовало.

А уже 22 июня 2012 года вступило в силу Положение о государственной регистрации республиканской и территориальных (Минской городской, областных) коллегий адвокатов, адвокатских бюро, которым и регламентировался порядок создания адвокатских бюро. Но технически самих форм заявлений и прочих документов, предоставляемых в регистрирующий орган – Министерство юстиции, разработано тогда вновь не было. Формы заявлений были утверждены Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.06.2012 № 188 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 июня 2012 г. N 265», которое вступило в силу лишь 11 июля 2012 года.

Одиннадцатого числа данный документ вступил в силу – двенадцатого числа мы подали документы на регистрацию. Хотя были готовы зарегистрировать адвокатское бюро, как только появилась такая возможность. То есть если бы эта возможность была 7 апреля, мы бы это сделали и 7 апреля.

Проект устава как адвокаты подготовили сами.

– Когда адвокатское бюро «ПравоВиК» начало работать, с какими проблемами столкнулись на начальном этапе?

– Фактически существенных трудностей не было. Нас, как и любое другое юридическое лицо, поставили на учет все необходимые органы. Мы сделали печать, открыли расчетный счет. Пришли к мнению, что нам в любом случае в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» необходим бухгалтер.

Стали осуществлять свою деятельность. И только когда мы приняли на работу помощников адвоката, столкнулись с тем, что не можем оперативно получить бланки трудовых книжек как обычное юридическое лицо. Поскольку, занимаясь этим видом деятельности, за бланками трудовых книжек мы должны обращаться непосредственно в Министерство юстиции.

В процессе деятельности дважды нам закрывали расчетный счет по признакам неосуществления деятельности. А все почему? Адвокатское бюро освобождается в соответствии с налоговым законодательством от необходимости уплаты сумм налогов, сборов (пошлин), установленных Налоговым кодексом. Оно платит налоги только как налоговый агент, т.е. с дохода своих работников и партнеров. Соответственно, у сотрудника налогового органа, привыкшего иметь дело, если так можно выразиться, с «обычными юридическими лицами», складывается впечатление, что мы не осуществляем деятельность, так как не подаем ему соответствующие налоговые декларации (расчеты).

Но это мелкие неприятности. Каких-либо больших трудностей нет.

Евгений Кукета– Расскажите, как формируете базу клиентов? Как продвигаете свое бюро?

– Мы с партнером, адвокаты по найму, которые стали частью нашего коллектива, на момент формирования адвокатского бюро уже имели определенную клиентскую базу, которая, конечно, с течением времени ощутимо возросла. Кроме того, мы арендуем помещение, которое само по себе способствует доступности юридической помощи для потенциального клиента. Мы находимся в самом центре города, в пяти шагах от памятника 1000-летию Бреста, иранского бизнес-центра «Дидас Персия». В районе нашего расположения сосредоточены судебные инстанции, государственные органы и иные учреждения. Окна нашего офиса выходят на главную пешеходную улицу города –  Советскую. Соответственно, простое упоминание на шторах-роллетах нашего наименования «Адвокатское бюро «ПравоВиК»  уже является, помимо вывески, еще и  хорошей рекламой. Вообще, мы не забываем о своем позиционировании.

Правда, не очень лояльно относимся к прямой рекламе, то бишь каким-то объявлениям о нашем существовании в газетах, журналах, на каких-то штандартах, флайерах, где бы говорилось, что «мы лучшие, приходите к нам».

Предпочитаем косвенную рекламу. Поэтому ведем постоянные рубрики на местном радио «Брест» 104,8 FM и газете «Вечерний Брест», пишем статьи по правовым вопросам в иные издания, ориентированные как на широкий круг читателей, так и на специалистов в области права, выступаем по возможности на телевидении. Активно представляем себя в интернете – создали свой сайт pravovik.by, у нас есть странички на Фейсбуке, Вконтакте, в LiveJournal, в Twitter (кстати адвокатское бюро «ПравоВиК» стало одним из первых зарегистрированных участников Юркаталога – А.К.).

Да и любой адвокат Вам скажет, что лучшая реклама– это рекомендация одного клиента другому клиенту.

– Активно обсуждается тема нехватки клиентов в регионах. Как с этим дело обстоит в Бресте?

– Брест – это областной центр, поэтому недостатка с клиентами здесь нет. Полагаю, что достаточно большие проблемы с клиентами могут возникать в районных центрах.

– Брест находится недалеко от границы с Польшей. Есть ли приток клиентов из-за границы?

– Да, действительно, географическое расположение накладывает отпечаток на нашу деятельность. У нас были и есть клиенты из Польши, России, Италии. Обращались к нам также из Германии, Великобритании, Ирландии.

– А есть ли у «ПравоВиК» основное направление, по которому ведется наибольшее количество дел?

– Такого направления я выделить не смогу. Адвокаты бюро ведут дела практически во всех сферах нашей деятельности:  уголовной, административной, гражданской, хозяйственной. Как адвокатское бюро мы никакой строгой специализации не придерживаемся – в этом наша позиция. У нас может быть внутренняя специализация – каждый адвокат по определенной категории дел работает, но в целом направления деятельности по каким-то делам адвокатского бюро выделить не могу.

Условно и в шутку мы разделили коллектив на две «коллегии»: уголовно-правовую и по делам об административных правонарушениях, а также по хозяйственным и гражданским делам. Но стоит повториться, что мы практикуем обсуждение возникающих спорных вопросов совместно, с учетом опыта и мнения каждого адвоката бюро, что позволяет выработать в процессе подобных дебатов наиболее приемлемую для клиента позицию, комплексно подойти к решению возникшей проблемы и оценить возможные риски. Таким образом, фактически, заключая с нашим бюро договор, клиент «нанимает» для решения своих проблем не одного, а всех адвокатов бюро.

– Уже полтора года работает адвокатское бюро «ПравоВик». За это время Вам наверняка стали хорошо видны слабые стороны Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Можете поделиться мыслями о самом законе на примере своей деятельности?

– В принципе, в этом виде закон получился лучше, чем могли принять, и хуже, чем хотелось. И это по ряду моментов. Например, наши коллеги из Бреста, да и мы по мере своего роста имеем намерение в будущем создать филиалы, например, в городе Минске либо других административно-территориальных единицах. Со временем. Но, к сожалению, есть одно непонятное обстоятельство, поскольку предполагается (это не в законе предполагается, а просто прямо не предусмотрено), что адвокатское образование должно быть привязано к той территории, на которой оно образовано. Это такая на сегодня принципиальная проблема для нас как адвокатского бюро.

Также нам до сих пор непонятен вопрос о необходимости заключения трудового договора с управляющим партнером адвокатского бюро. Управляющий партнер, как и партнер в целом, является участником адвокатского бюро и осуществляет деятельность, исходя из требований самого устава. Управляющим партнером может быть только один из партнеров, который к тому же может быть назначен на эту должность общим собранием без наличия какого-либо трудового договора. А заключаемый трудовой договор может быть поводом для проблем и вопросов с некоторыми государственными органами, в данном случае с ФСЗН.

Также, на мой взгляд, стоит изменить, конкретизировать и сделать более гибкой статью 28 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», которая касается безвозмездного оказания юридической помощи. Я  бы предложил, чтобы бесплатно юридическая помощь оказывалась все-таки только малоимущим гражданам. Мы столкнулись с такой ситуацией, когда к нам обращался инвалид 2 группы – молодой человек 26 лет. Приятно одет, видно, что денежные средства и источники дохода у него есть. Но, пользуясь этой нормой, получал помощь бесплатно. И наоборот, у реально малообеспеченных граждан, которые не могут оплатить помощь адвоката, возникают сложности с оказанием им юридической помощи без оплаты. Мы освобождаем их от оплаты этой помощи, учитывая, что территориальная коллегия адвокатов должна оплатить нам оказание такой помощи. А коллегия может в возмещении денег отказать, объясняя, что для этого нет оснований.

Но все это не мешает работе. Конечно, хотелось бы лучше. Знаете, есть такое выражение: враг хорошего – лучшее.

– Какие у Вас планы на ближайшее будущее?

– Наше адвокатское бюро плотно сотрудничает с Брестским государственным университетом им. А.С. Пушкина в части как наличия базы учебной и иных практик студентов, так и проработки вопроса создания филиала кафедры гражданско-правовых дисциплин университета на базе нашего бюро, что позволит совместить опыт практика с теоретической подготовкой преподавателя. Кстати, большая часть коллектива «ПравоВиК» помимо основной деятельности является преподавателями упомянутой кафедры нашего регионального ВУЗа. В ближайшее время планируем провести ряд олимпиад и тому подобных мероприятий среди студентов вторых и третьих курсов юридического факультета Брестского госуниверситета.

Также мы планируем остаться на том же уровне освещения своей деятельности и правового просвещения граждан. Планируем участвовать в тех же мероприятиях, что и ранее, – писать статьи в журналы, публиковать научные статьи, размещать их на интернет-ресурсах, участвовать в теле- и радиопередачах.

Евгений Кукета– Преподавая в Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина, можете наверняка рассказать много интересных историй о студентах.  Насколько они амбициозны и чем отличаются от студентов, например, Вашего поколения?

– Наговаривают на нынешнее поколение. Мы были такими же, как и они сейчас. Ни больше, ни меньше. Я преподаю большее время, чем являюсь адвокатом, – с 2005 года я адвокат, а с 2004 – преподаватель. Не меняются студенты как в лучшую, так и в худшую сторону.

Что касается многих студентов юридического факультета, то треть из них нацелены не столько на учебу, сколько на получение диплома. Еще треть – на получение знаний, но в таком плане, что «в будущем практика покажет, практика научит, а тут мне отсидеться пять лет до получения диплома».

И оставшаяся треть действительно изъявляет желание получить не только теоретические, но и практические знания. Они участвуют в работе как нашего адвокатского бюро, так и других адвокатских образований, оказывающих юридическую помощь в городе Бресте в рамках общественной помощи, практики или даже стажировки.

– Помимо управления адвокатским бюро и преподавания в университете,  Вы выступаете в роли медиатора при внесудебном урегулировании споров. Расскажите об этой своей деятельности. Как часто приходится заниматься урегулированием споров?

– Медиативная сторона деятельности достаточно обширна. Сегодня данная процедура уже становится популярной. Опыт медиативной процедуры в рамках хозяйственных судов (сейчас уже экономических) показал живучесть и перспективность.

Но, на мой взгляд, проблема медиации в том, что она эффективна только в рамках суда, где соглашение, которое было достигнуто, утверждается судом и подлежит исполнению в принудительном порядке. А те соглашения, которые были достигнуты вне суда, сталкиваются с проблемами невыполнения, потому что какая-то сторона «просто передумала».

– То есть в том виде, в котором медиация существует сейчас, она малоэффективна. Что, на Ваш взгляд, может это изменить?

– Думаю, нужно сделать всего лишь так, чтобы было невыгодно обращаться в суд, когда можно договориться. Поскольку многие судебные споры  не являются принципиальными, а возникают часто из-за того, что люди не услышали или не приложили усилий, чтобы услышать друг друга.

Кроме того, некоторые из сторон, договорившись, не соблюдают условий достигнутого соглашения. И это вынуждает их обращаться в суд. Если бы договорившиеся заранее стороны каким-то образом имели возможность закрепить условия, которые в упрощенном порядке подлежали бы защите в суде, то это позволило привлечь в сферу урегулирования отношений, помимо обращения в судебные инстанции, больше спорящих сторон. Да и подобное решение проблем получилось бы менее затратным для них.

 

Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»

6825
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.