В четверг 12 декабря и пятницу 13 декабря на сайте ВХС появились ответы на вопросы по объединению судов, данных в ходе интернет-конференции ВХС.
Приятно отметить, что среди вопросов очень много тех, что были собраны редакцией Юркаталога.
Итак, публикуем ответы ВХС:
Вопрос:
Какими причинами вызвано объединение судов в Беларуси?
Ответ:
Причины, в соответствии с преамбулой Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», следующие:
совершенствование судебной системы Республики Беларусь,
обеспечение единства судебной практики,
повышение качества осуществления правосудия,
дальнейшее развитие специализации судов и судей при рассмотрении дел,
улучшение материально-технического и кадрового обеспечения судов.
Вопрос:
Останутся ли в силе все новации ВХС? Означает ли присоединение хозсудов к общим то, что общие будут перенимать все новации ВХС?
Ответ:
В связи с объединением Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда все вопросы относительно новаций Высшего Хозяйственного Суда будут решаться непосредственно руководством Верховного Суда, который будет являться единым высшим судебным органом, возглавляющим систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.
Применение видеосвязи и элементов электронного правосудия в судах позволяет оптимизировать судопроизводство, минимизировать время рассмотрения судебных дел и расходы сторон по участию в судебном заседании.
Вопрос:
Кому будут подчиняться хозяйственные суды? Одной из коллегий Верховного Суда?Ответ:
Единая система судов общей юрисдикции, в соответствии с пунктом 2.1. Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» состоит из:
Верховного Суда;
Областных (Минского городского) суда, экономических судов областей (города Минска);
районных (городских) судов.
Возглавит систему Верховный Суд.
Верховный Суд, Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда помимо полномочий, отнесенных к их компетенции законодательными актами, наделяются полномочиями, предусмотренными законодательными актами соответственно для Высшего Хозяйственного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Президиума Высшего Хозяйственного Суда
В соответствии с пунктом 7 Декрета № 6 Верховный Суд наделяется полномочиями, в частности, по осуществлению в установленном порядке ведомственного контроля за соответствием деятельности судов общей юрисдикции требованиям законодательства.
Вопрос:
Высший Хозяйственный Суд станет коллегией при Верховном Суде?
Ответ:
В соответствии с пунктом первым Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» с 1 января 2014 г. в результате объединения Высшего Хозяйственного Суда с Верховным Судом образуется единый судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам — Верховный Суд.
Декретом предусмотрено, что Верховный суд будет действовать, в том числе, и в составе судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда.
Судебные коллегии формируются с учетом специализации.
Судьи Высшего Хозяйственного Суда включаются в судебный корпус Верховного Суда.
Хозяйственные суды областей (города Минска) переименовываются в экономические суды областей (города Минска).
Право утверждать штатное расписание и структуру аппаратов Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), районных (городских) судов в пределах установленной Президентом Республики Беларусь численности работников аппаратов этих судов предоставлено Председателю Верховного Суда (пункты первый, второй Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь»).
Вопрос:
Будет ли осуществлять с 1 января 2014 года деятельность интернет-портал www.court.by, а также электронные сервисы для подписчиков Вестника ВХС (реестр должников, судебная практика и т.д.)?
Ответ:
Интернет-ресурс http://court.gov.by/ (http://court.by) прекратит функционировать с 01.01.2014, поскольку Высший Хозяйственный Суд прекращает свое существование как юридическое лицо.
Что касается таких упомянутых в вопросе электронных сервисов, как банки данных «Судебная практика» и «Реестр должников», а также банка данных «Информация о банкротстве», то они были разработаны специально для подписчиков журнала «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь» и были доступны именно данной категории пользователей портала http://court.gov.by/.
С 1 января 2014 года выпуск журнала «Вестник ВХС» прекращается. Однако с 2014 года будет выходить учрежденный Верховным Судом Республики Беларусь ежемесячный журнал «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие» (информационно-аналитическое приложение к журналу «Судовы веснiк»). Указанное издание станет тематическим преемником «Вестника ВХС», в нем будут представлены судебная практика экономических судов, разъяснения по вопросам судопроизводства в указанных судах и правового сопровождения хозяйственной деятельности, а также будут публиковаться сведения (объявления) по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
Говорить о сохранении после 01.01.2014 банков данных «Судебная практика» и «Информация о банкротстве» на данный момент преждевременно.
Вопрос:
Будет ли сохранена система «Электронное правосудие» в рамках общей судебной системы? Когда можно будет подавать документы через интернет-сайт в экономические суды всех областей? Планируется ли развивать систему по примеру российской «Мой арбитр»?
Ответ:
Дальнейшее развитие электронного правосудия в рамках будущей судебной системы судов общей юрисдикции будет развиваться с учетом передовых мировых и отечественных тенденций в этой сфере.
Говорить о конкретных сроках внедрения тех или иных элементов электронного правосудия во всех без исключения судах Республики Беларусь до выработки общей концепции электронного правосудия преждевременно.
Вопрос:
Планируется ли разработка специальных мобильных приложений для устройств на платформе android по аналогии с российскими?
Ответ:
Разработка и применение специальных мобильных приложений на платформе Android, предназначенных для судопроизводства, конечно же, перспективно. Высший Хозяйственный Суд уже апробировал одно из таких приложений – мобильное приложение журнала «Вестник ВХС». К слову, журнал «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь» — первое белорусское правовое издание, которое, запустило приложение для мобильных устройств. Сегодня приложение бесплатно и доступно всем желающим.
Вопрос:
Судебная реформа осуществлена Декретом и Указом, в то время как Конституция (ст. 109) указывает на то, что судоустройство определяется законом. Закон и законодательный акт не являются однородными явлениями. Вопрос в следующем: не возникнет ли проблема при признании и приведении в исполнение решений будущих экономических судов РБ за рубежом? В качестве основания для отказа в признании может быть использована оговорка о публичном порядке (нарушение процессуально-правового публичного порядка), т.к. решение вынесено судебным органом, созданным в нарушение Конституции.
Ответ:
Совершенствование судебной системы Республики Беларусь проводится в соответствии с конституционными полномочиями Президента на издание декретов, имеющих силу законов и указов, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, на основании конституционных принципов территориальности и специализации построения системы судов, а также на условиях перехода прав и обязанностей Высшего Хозяйственного Суда к Верховному Суду в порядке правопреемства.
Вопрос:
В период гарантийного срока эксплуатации мноофункционального здания Собственником (он же — эксплуатирующая организация) были выявлены недостатки (дефекты), допущенные при строительстве здания Генеральным подрядчиком. Наличие недостатков подтверждается заключением организации, уполномоченной проводить обследование зданий. Генеральный подрядчик не подписал дефектный акт и уклонился от устранения выявленных недостатков. Вправе ли Собственник здания в судебном порядке требовать оплаты стоимости устранения выявленных недостатков на основании сметы на планируемые ремонтные работы по устранению недостатков (если да, то кем данная смета должна быть составлена) либо в данной ситуации возможно только возмещение стоимости фактически выполненных Собственником (или привлеченным им третьим лицом) работ по устранению недостатков?
Ответ:
Проводимая 12.12.2013 на интернет-портале хозяйственных судов Республики Беларусь www.court.by интернет-конференция освещает вопросы экономического правосудия и не предусматривает предоставление ответов на вопросы, не относящиеся к освещаемой теме.
Судебная практика по вопросам рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда, представлена в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6. С текстом данного нормативного правового акта можно ознакомиться на интернет – портале ВХС (http://court.gov.by/online-help/regulatory-info/resolution-plenum/cf8b7d0194f458a6.html) в разделе «Электронная справочная».
Вопрос:
Каким кодексом: ГПК или ХПК – надо руководствоваться при подаче иска в экономический суд в январе 2014 года и рассмотрении дела?
Ответ:
Один из принципов совершенствования судебной системы – развитие специализации судов и судей при рассмотрении дел.
С переименованием хозяйственных судов областей (города Минска) в экономические их компетенция не изменилась. Не отменен (не утратил силу) и процессуальный закон, определяющий правила о судопроизводстве в хозяйственных судах, — Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Но в соответствии с пунктом 17 Декрета №6 до приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом ХПК будет применяться в той части, в которой не противоречит этому Декрету.
Поэтому при обращении в экономический суд области (города Минска) за разрешением хозяйственного (экономического) спора с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, с участием организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан, следует руководствоваться нормами ХПК.
Вопрос:
Необходимо ли субъекту хозяйствования в действующие договора вносить изменения в части определения наименования суда, который будет рассматривать спор, т.е. не хозяйственный суд, а экономический суд?
Ответ:
Любые изменения договора требуют соглашения сторон с учетом соблюдения требований, предусмотренных статьей 392 ГК. Внесение изменений в договор в части наименования суда, который будет рассматривать спор, в связи с переименованием хозяйственного суда в экономический в обязательном порядке не требуется.
Вопрос: По каким вопросам судебной практики между общими и хозяйственными судами были различные подходы (в частности, по п.2.ст.366 ГК- по вопросу индексации долга Письмо ВХС от 27.12.2011 № 02-38/2369 «О взыскании инфляции».Решение Конституционного суда от 31.10.2012 № Р-777/2012 «О правовом регулировании ответственности за неисполнение денежного обязательства».)
Ответ:
В судебной практике общих и хозяйственных судов действительно имели место случаи различного применения и токования судом норм материального и процессуального права при рассмотрении конкретных споров (в частности, по отдельным вопросам подведомственности, по применению статьи 366 ГК, некоторых норм, регулирующих отношения страхования).
Совершенствование судебной системы на данном этапе, имеет целью, в том числе, и обеспечение единства судебной практики. Вместе с тем, следует отметить, что эти вопросы постоянно находились в поле зрения судебной власти и по мере возможности разрешались.
Вопрос:
Будут ли действовать с 1 января 2014 года нормативно-правовые и иные акты, принятые Пленумом, Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, включая официальные письма и разъяснения?
Ответ:
Согласно пунктам 1, 8, абзацу третьему пункта 18 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» постановлено с 1 января 2014 г. объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам — Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь. Права и обязанности Высшего Хозяйственного Суда переходят к Верховному Суду в порядке правопреемства.
В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета № 6 Верховный Суд, Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда помимо полномочий, отнесенных к их компетенции законодательными актами, наделяются полномочиями, предусмотренными законодательными актами соответственно для Высшего Хозяйственного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Президиума Высшего Хозяйственного Суда.
Частями первой и третьей статьи 6 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон) предусмотрено, что в случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать (издавать) нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать (издавать) нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов. Изменение статуса государственного органа (должностного лица), который принимает (издает) соответствующие нормативные правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов.
С учетом изложенного с 1 января 2014 г. действие ранее принятых нормативных правовых актов — постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не прекращается, а полномочия по их изменению и прекращению действия переходят к Пленуму Верховного Суда Республики Беларусь.
В случае возникновения юридических коллизий их разрешение должно осуществляться по правилам статьи 71 Закона.
Аналогичные правила действуют в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда (правопреемник Президиум Верховного Суда) и в отношении иных актов Высшего Хозяйственного Суда (правопреемник Верховный Суд).
Вопрос:
Каким образом и в каком объеме будет применяться Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь с 1 января 2014 года?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 Декрета №6 с 01.01.2014 хозяйственные суды областей (города Минска) переименовываются в экономические суды областей (города Минска) и входят в систему судов общей юрисдикции.
Пунктом 17 Декрета №6 предусмотрено, что до приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в той части, в которой не противоречат этому Декрету.
Таким образом, компетенция экономических (хозяйственных) судов не изменяется, а действующий процессуальный закон – Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, определяющий правила, по которым осуществляется судопроизводство в хозяйственных судах, будет применяться экономическими судами областей (города Минска) в части, не противоречащей Декрету №6.
Фактически сохраняются и будут действовать без изменений почти все институты хозяйственного судопроизводства, предусмотренные ХПК, в том числе исковое и приказное производство, примирительная процедура, производство в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций, производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа, а также общие положения.
С изъятиями будут действовать нормы главы 33 ХПК, регламентирующие производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора (в силу положений пункта 2.5 Декрета №6), а также положения главы 35 ХПК об исполнительном производстве (пункт 14 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»).
Вопрос:
Какая судьба ждет дела, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Кассационной коллегии ВХС Республики Беларусь, а также рассматриваются в порядке надзора? Будут ли поданные жалобы возвращены заявителям?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6) Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе Пленума, Президиума и судебных коллегий, в том числе, судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда.
Судебные коллегии Верховного Суда согласно подпункту 2.5 пункта 2 Декрета № 6 рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В связи с чем дела, которые в настоящее время находятся в производстве Кассационной коллегии ВХС, будут рассматриваться как до 31.12.2013, так и после 01.01.2014 в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством судебными составами Кассационной коллегии.
Что касается вопроса рассмотрения надзорных жалоб, то до 31.12.2013 надзорные жалобы, по которым будет принесен протест, должны рассматриваться Президиумом ВХС.
Находящиеся в производстве надзорные жалобы, срок рассмотрения которых наступит в 2014 году, должны в силу подпунктов 2.3 и 2.5 пункта 2 Декрета № 6 рассматриваться Президиумом Верховного Суда.
Поступающие надзорные жалобы в ВХС в конце декабря 2013 и в начале января 2014 возвращать заявителям, на мой взгляд, нельзя. Их следует перенаправлять в надзорную инстанцию Верховного Суда.
Вместе с тем в целях единообразного подхода, исключения формального возврата надзорных жалоб заявителям, данный вопрос (место и порядок регистрации, судье какой судебной коллегии передавать надзорную жалобу на изучение и др.) необходимо согласовать с Верховным Судом.
Вопрос:
Как подавать и куда адресовать кассационные жалобы, подаваемые в декабре 2013 года, в январе 2014 года? Какая инстанция (какой орган) будет рассматривать кассационные жалобы по экономическим спорам с января 2014 года?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6) Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе Пленума, Президиума и судебных коллегий, в том числе, судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда.
Судебные коллегии Верховного Суда согласно подпункту 2.5 пункта 2 Декрета № 6 рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В связи с чем дела, которые в настоящее время находятся в производстве Кассационной коллегии ВХС, будут рассматриваться до 31.12.2013 в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством судебными составами Кассационной коллегии ВХС, а с января 2014 судебными составами кассационной инстанции судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь.
В силу статьи 284 ХПК кассационная жалоба (протест) подается до 31.12.2013 в Кассационную коллегию ВХС через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление. А с января 2014 года в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда через экономический суд, принявший обжалуемое судебное постановление, то есть через экономический суд области (города Минска).
Вопрос:
В связи с эффективным и справедливым судебным контролем со стороны ВХС за деятельностью судов на протяжении всего периода его деятельности, будет ли, по Вашему мнению, обновленный ВС способен на компетентное и профессиональное правовое обеспечение деятельности экономических судов?
Ответ:
Объединение Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда направлено на обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов.
В результате объединения Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда образуется единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам — Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.
Судьи Высшего Хозяйственного Суда будут считаться судьями Верховного Суда. Хозяйственные суды областей (города Минска) будут переименованы в экономические суды областей (города Минска).
Указанные преобразования обеспечат не только дальнейшее рассмотрение экономических дел судьями, составляющими на данный момент судейский корпус хозяйственных судов, должное правовое обеспечение деятельности экономических судов областей (города Минска) со стороны Верховного Суда, но и появление реальной возможности воплотить в новой объединенной системе все лучшие и наиболее прогрессивные достижения как общих, так и хозяйственных судов.
Вопрос:
Президент заявил 9 декабря: «Самое главное, чтобы мы не обидели судей, которые будут работать завтра, и чтобы ситуация не ухудшилась». Насколько эта установка выполняется сейчас при объединении судов?
Ответ:
Развитие ситуации предопределено уже в самих законодательных актах, принятых Президентом Республики Беларусь по вопросам совершенствования судебной системы.
В соответствии с пунктом 1 Декрета №6 Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд объединяются с образованием единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховного Суда. Хозяйственные суд областей (города Минска) переименовываются в экономические суды областей (города Минска).
Одновременно с Декретом №6 29.11.2013 Президентом Республики Беларусь подписан Указ №529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь».
Пунктом 1 данного Указа предписано считать судей Высшего Хозяйственного Суда судьями Верховного Суда; председателей, заместителей председателей и судей хозяйственных судов областей (города Минска) председателями, заместителями председателей и судьями экономических судов областей (города Минска).
Таким образом, совершенствование судебной системы не влечет для судей хозяйственных судов изменения статуса судьи. Все правовые, материальные и социальные гарантии сохранены. Никаких дополнительных процедур для подтверждения их полномочий с 01.01.2014 также не требуется.
Вопрос:
Сохранится ли разграничение подведомственности и (или) подсудности между экономическими судами и судами общей юрисдикции?
Ответ:
Пунктом 17 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» установлено, что до приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в той части, в которой не противоречат этому Декрету.
Таким образом процессуальное законодательство, в том числе Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК), а также Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) применяются в той части, в которой не противоречат Декрету.
По ХПК, в частности:
1) компетенция экономических судов областей (города Минска) и судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда регулируется главой 5 ХПК, которая содержит правила подведомственности и подсудности;
2) если спор не подлежит рассмотрению в экономическом суде области (города Минска), судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда имеются основания для отказа в его принятии (абзац второй части первой статьи 164 ХПК), а если производство по делу возбуждено — для прекращения производства по делу (абзац второй статьи 149 ХПК);
3) рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется апелляционными инстанциями экономических судов областей (города Минска) (глава 31 ХПК);
4) рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется кассационной инстанцией судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда (глава 32 ХПК);
5) протесты в порядке надзора вправе приносить (статья 301 ХПК):
Председатель Верховного Суда и Генеральный прокурор — на судебные постановления любых судебных инстанций экономических судов областей (города Минска), судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда, Президиума Верховного Суда (по экономическим делам), за исключением постановлений Пленума Верховного Суда (по экономическим делам);
заместители Председателя Верховного Суда и заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любых судебных инстанций экономических судов областей (города Минска), судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда (по экономическим делам);
6) судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых судами первой, апелляционной инстанций экономических судов областей (города Минска), судами первой, кассационной инстанций судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда, являетсяПрезидиум Верховного Суда (часть первая статьи 302 ХПК);
судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Верховного Суда (по экономическим делам) является Пленум Верховного Суда (часть вторая статьи 302 ХПК).
По ПИКоАП, в частности:
1) дела об административных правонарушениях, указанных в части 2 статьи 3.2 ПИКоАП рассматриваются единолично судьей экономического суда области (города Минска);
2) экономический суд области (города Минска) рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении, указанные в части 2 статьи 12.3 ПИКоАП;
3) судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда рассматривает жалобы (протесты) на постановления экономических судов областей (города Минска) (часть 4 статьи 12.3 ПИКоАП);
4) в соответствии с частью 2 статьи 12.11 ПИКоАП постановление органа, ведущего административный процесс, по делу об административном правонарушении, обжалованное до вступления его в законную силу в:
районный исполнительный комитет либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может быть пересмотрено по жалобе либо протесту экономическим судом области (города Минска) в соответствии с подведомственностью и подсудностью, установленнымистатьей 12.3 ПИКоАП,
экономический суд области (города Минска), — председателем Верховного Суда. Вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено председателем Верховного Суда независимо от наличия жалобы или протеста.
Вопрос:
По каким ставкам: для общих или хозяйственных судов – надо будет уплачивать госпошлину при подаче иска в экономический суд в январе 2014 года?
Ответ:
Пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 №6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее — Декрет № 6) постановлено с 1 января 2014 г. переименовать хозяйственные суды областей (города Минска) в экономические суды областей (города Минска). Согласно пункту 17 Декрета №6 до приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в той части, в которой не противоречат этому Декрету.
Подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) к объектам обложения государственной пошлиной отнесено рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, а также выдача хозяйственными судами копий документов и предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников, если иное не установлено пунктом 2 данной статьи.
Следовательно, до вступления в силу соответствующих изменений в НК при подаче иска в экономический суды областей (города Минска), судебную коллегию по экономическим делам и должностным лицам Верховного Суда Республики Беларусь необходимо применять ставки пошлины исходя из юридически значимого действия, за совершением которого обращается плательщик, согласно Приложению 16 к НК.
Вопрос:
Каковы будут процедура и сроки передачи исполнительных производств из хозяйственных судов в новую систему судебных исполнителей? Будут ли каким-то образом об этом уведомляться взыскатели? Как такая передача скажется на сроках и эффективности уже ведущихся исполнительных производств?
Ответ:
В соответствии с п.14 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» права и обязанности общих и хозяйственных судов в части исполнительного производства переходят к органам принудительного исполнения в порядке правопреемства с 1 января 2014 г.
Соответственно, исполнительные производства хозяйственных судов будут переданы органам принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
О месте дальнейшего исполнения исполнительных производств стороны будут уведомлены в порядке, установленном законодательством.
Комментарии (0)