Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Как сдать автомобиль по гарантии

50843307_370924977033410_7140130362184695808_n

Покупая новый автомобиль, каждый рассчитывает на то, что он будет исправно служить ему, как минимум, в течение гарантийного срока. Когда же новая машина начинает сыпаться, после n-ного ремонта задумываешься о том, чтобы сдать ее продавцу по гарантии и вернуть свои деньги.

Я прошел через эту процедуру и сдал автомобиль обратно продавцу. Не скажу, что это было легко и быстро, как это положено по Закону. Но я это сделал и считаю, что при желании это может сделать каждый владелец некачественного автомобиля. 

У меня есть адвокаты, которых могу рекомендовать и которые готовы работать по таким делам. Поэтому обращайтесь (+375 29 349 19 25, ilat@ilat.info) – поделюсь контактами.

 

Радостные минуты обладания ПатриотомМоя история или Как вернуть автомобиль по гарантии без суда

С детства у меня была мечта ездить на вездеходе под маркой УАЗ. В конце декабря 2016 года я осуществил ее – купил в салоне обновленный УАЗ Патриот, самый активно дорабатываемый российский автомобиль, но при этом и самый неоднозначный. Отзывы в Сети по нему были диаметрально противоположные. Поэтому морально я был готов к тому, что не все во владении Патриотом будет гладко. Однако все-таки надеялся на лучшее.

Первая крупная проблема возникла в мае 2017 – во время движения при переключении передачи оторвалась верхняя часть рычага КПП. Эту проблему полностью дилер мне решил только через 10 месяцев – до этого завод все никак не мог прислать дилеру рычаг нужного образца.

А потом пошло-поехало. Стал уходить тосол – заменили радиатор (на установление этой неисправности у дилера ушло больше полугода, до этого мне все говорили, что тосол испаряется). Накануне дальней поездки с выездом в ночь перестал гореть ближний свет – заменили электронный блок управления светом. Ушло масло – заменили прокладку масляного картера (это отдельная интересная история, так как на автомобиль дается 3 года гарантии, а на прокладки – только 1 год и дилер менять прокладку по гарантии изначально не хотел, но потом после моих объяснений норм Закона все же поменял).

Всех мелочей я уже и не помню: вышел из строя парктроник, перестал работать повторитель поворота в зеркале, концевик водительской двери на СТО «разрабатывали» раз пять, потом поменяли, одна за другой отвалились обе форсунки стеклоомывателя… В общем и целом я насчитал штук 18 неисправностей, которые я заявлял дилеру в процессе эксплуатации автомобиля.

Когда спустя пару месяцев после замены верхняя часть рычага КПП оторвалась во второй раз (опять на скорости, причем в этот раз я ехал за город с тремя детьми), а на следующий день полностью отключилась мультимедийная система, оставив меня без громкой связи, навигации, камеры, музыки и т.д., — я понял, что с Патриком пора прощаться. Если он так сыплется на гарантии, то что же с ним будет, когда гарантия закончится?..

В августе 2018 года я написал заявление о расторжении договора и возврате денег компании, продавшей мне Патриота (на тот момент она уже перестала быть дилером УАЗ). И стал ждать положенные по закону 7 дней, в течение которых продавец обязан вернуть деньги за товар ненадлежащего качества.

По истечении этого срока я получил по почте формальный отказ в возврате денег. Основанием для отказа продавец указал пункт договора купли-продажи о том, что если неисправность автомобиля можно устранить, то она не является основанием для расторжения договора и возврата денег.

Неформально по телефону юрист продавца сказала мне, что моей ситуацией занимается сам завод и решение по ней будет принимать он. Для уточнения деталей мне нужно связаться с заводом. Я позвонил по данному мне номеру. Это оказался номер начальника экспортного отдела. Он крайне удивился, почему я звоню ему, взял все мои данные для передачи юристам завода и сказал, что юристы со мной свяжутся «завтра». Это «завтра» длится до сих пор))

После этого я еще несколько раз общался по телефону с юристом компании-продавца. Затем – с начальником их СТО (он приезжал для осмотра автомобиля и составления акта). Им обоим я старался донести мысль, что договориться без суда для них будет дешевле. Без суда я готов был согласиться на сумму, которую я отдал за Патриота при покупке.

В суде же я планировал заявить иск по полной: взыскать разницу в цене автомобиля на дату продажи и дату возврата денег (это было около 3000 долларов), взыскать пеню за несвоевременный возврат мне денег (на тот момент это было уже около 5000 долларов, за время судебных разбирательств эта сумма могла бы утроиться) и взыскать моральный вред (на усмотрение суда).

Спустя пару недель, когда я уже планировал подавать иск в суд, со мной связался руководитель компании-продавца и сказал, что готов уладить вопрос мирным путем. Здесь не обошлось без субъективного фактора – в 2007-09 годах мы пересекались с ним в суде по одному делу – и он прямо мне сказал, что прекрасно понимает, чего от меня ждать в случае, если дело дойдет до суда.

По итогу 29 сентября 2018 года я получил назад деньги за Патриота и подписался под тем, что больше претензий к продавцу не имею.

В пересчете на валюту я получил практически ту же сумму, которую платил за Патриота при покупке (разница была вызвана тем, что за несколько дней, которые прошли с момента согласования с продавцом суммы в рублях до момента выплаты курс доллара вырос).

 

Теория и практика возврата автомобилей

Когда я готовился к решению вопроса с Патриком, то плотно занялся изучением практики по возврату автомобилей по гарантии: пообщался с юристами из обществ потребителей, коллегами, работающими у автодилеров. Теорию по защите прав потребителей я и так хорошо знаю, но, как оказалось, судебная практика по автомобилям у нас идет вразрез с теорией.

Действовавшая на момент моего обращения к продавцу статья 20 Закона «О защите прав потребителей» предусматривала, что в случае продажи потребителю товара ненадлежащего качества он имеет право требовать гарантийный ремонт товара (замену товара, уменьшение его стоимости) либо вместо этого потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

ответ МингорисполкомаПри этом наличием существенного недостатка Закон обуславливал лишь право потребителя на замену технически сложного товара или дорогостоящего товара (пункт 2 статьи 20 Закона). То есть право потребителя на возврат денег за автомобиль было безусловным и он мог реализовать его при любой поломке автомобиля (это кстати подтвердили в ответах на мои запросы Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Мингорисполком).

Однако, несмотря на это, суды, по словам моих коллег, расширительно толковали указанную выше норму и считали, что продавец обязан был вернуть деньги за неисправный автомобиль только в случае его существенного недостатка (к таковым относятся неустранимые недостатки, недостатки, ремонт которых стоит 30 и более процентов от стоимости товара, неоднократно появляющиеся недостатки, недостатки, которые проявляются вновь после их устранения, либо другие подобные недостатки).

Соответственно, нет существенного недостатка – нет судебного решения о возврате денег за автомобиль.

Коллеги рассказали мне про судебное дело в отношении дилера Renault по иску потребителя, который купил новый автомобиль и в течение небольшого периода времени вынужден был его более 10 раз красить. Дилер добровольно возвращать деньги за автомобиль отказался. Но суд счел, что в данном случае имеет место существенный недостаток и принял решение деньги с дилера взыскать.

В моей ситуации я не сомневался, что докажу в суде существенность недостатков Патриота. Как минимум, двукратная поломка рычага КПП плюс неоднократный ремонт концевика водительской двери (хотя, как потом оказалось, эти ремонты СТО в документах не фиксировала) – да и общее количество поломок (более 15) вполне, на мой взгляд, тянуло на существенность. Хотя, зная по собственному опыту белорусские суды, 100% уверенности в этом у меня не было.

В новой редакции Закона, которая действует с 23 декабря 2018 года, норму о возврате денег за товар ненадлежащего качества поменяли.

Теперь пункт 7 статьи 20 Закона предусматривает, что в отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования о его замене либо возврате денег в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных частью первой пункта 1 статьи 22 Закона.

Таким образом, теперь если новый автомобиль ломается в течение месяца после продажи, то потребитель при любой поломке может потребовать заменить автомобиль или вернуть за него деньги. Если автомобиль ломается по прошествии месяца, тогда требовать замену или возврат денег можно только в случае, если поломка относится к категории существенных недостатков либо если гарантийный ремонт превысил установленные законом сроки (срок так и остался в 14 дней, по письменному соглашению с потребителем он может быть увеличен до 30 дней). При превышении сроков гарантийного ремонта недостаток не обязательно должен быть существенным.

Как пойдет судебная практика после изменения Закона, посмотрим.

 

Как вернуть автомобиль по гарантии

Итак, если вы хотите вернуть автомобиль по гарантии, то вам необходимо:

1. Четко фиксировать все обращения к дилеру по неисправностям автомобиля.

Смотрите, чтобы вам давали на руки подписанную заявку на ремонт и чтобы в заявке были зафиксированы все названные вами неисправности. Смотрите, чтобы в заказ-наряде, который вам дадут после гарантийного ремонта, были зафиксированы работы по всем устраненным неисправностям. Чтобы не получилось как у меня: по неработающему концевику я обращался 5 раз, 4 раза его чинили и в заказ-нарядах не фиксировали, а зафиксировали только один раз, когда заменили.

2. Подготовить претензию к продавцу автомобиля.

В претензии необходимо описать характер недостатков автомобиля и со ссылкой на статью 20 Закона «О защите прав потребителей» заявить соответствующее требование – заменить автомобиль или расторгнуть договор купли-продажи и вернуть за автомобиль деньги.

3. В течение 7 дней получить деньги за автомобиль и порадоваться торжеству справедливости.

Шучу))

Готовьтесь к тому, что добровольно продавец вам деньги не вернет и вам придется с ним судиться. Суд затянется месяца на три-четыре, а если будет назначена экспертиза, то может быть и дольше. И в суде продавец будет доказывать (в том числе и с помощью экспертизы), что поломка вашего автомобиля это не гарантийный случай, а вы сами его сломали. А в этом случае возврат денег или замена автомобиля по гарантии вам не положены. И даже если экспертиза подтвердит, что случай гарантийный, продавец будет требовать от суда уменьшить требуемую вами пеню (1% от цены автомобиля за каждый день просрочки возврата денег свыше семи) и заявленный вами моральный вред (размер вы определяете сами, суд взыскивает на свое усмотрение).

Поэтому в любом случае вам лучше всего еще до суда обратиться за помощью к адвокату, поскольку в одиночку судиться с продавцом будет сложно, нужна будет и юридическая, и моральная поддержка.

У меня есть адвокаты, которых могу рекомендовать и которые готовы работать по таким делам. Поэтому обращайтесь (+375 29 349 19 25, ilat@ilat.info) – поделюсь контактами.

 

 

Илья Латышев, юрист, директор юридической компании

12314
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.