Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Как поменять неисправный автомобиль Lada Vesta по гарантии
От редакции. Наша предыдущая статья «Как сдать автомобиль по гарантии» не оставила читателей равнодушными. Мы получили массу звонков и писем от людей с аналогичными проблемами. Некоторые из них обратились за консультацией к адвокату, которого мы рекомендовали по этой теме. Однако начать тяжбу с дилером решился только один – обладатель автомобиля Лада Веста с двигателем 1,8 л., который «кушал» по 1,5 литра масла на 1000 км. пробега. Подключение к процессу адвоката позволило решить проблему за неделю. Получив претензию, дилер заменил неисправный автомобиль по гарантии на новый!
Далее – рассказ адвоката.
В своей юридической практике, да и в целом, по жизни, мне часто приходилось сталкиваться с мнением людей о том, что покупатель транспортного средства (автомобиля) в Республике Беларусь на законодательном уровне никак не защищен. Конечно, существует Закон «О защите прав потребителей», однако на практике, решение тех или иных проблем, возникающих у владельцев новых автомобилей в процессе их эксплуатации, полностью зависит от «лояльности» официального дилера по отношению к Клиенту и чаще всего заканчивается неудовлетворительно по отношению к Клиентам.
Данное мнение бытует как в интернете, так и у Клиентов, которые обращаются ко мне за юридической помощью по данным вопросам. Причем, это касается собственников транспортных средств абсолютно любых марок, которые продаются официальными дилерами, как на территории Республики Беларусь, так и которые реализуются на территории Российской Федерации с последующей эксплуатацией на территории Республики Беларусь. Хочу отметить, что эта тенденция последнее время набирает все большие обороты в связи с относительной доступностью многих торговых марок, занимающихся реализацией новых автомобилей в ценовом диапазоне 8 000 – 20 000 долларов США.
Безусловно, данную тенденцию я наблюдаю последние несколько лет, хотя бы той причине, что речь идет о приобретении и эксплуатации новых автомобилей в период действия гарантии. Кроме того, приходится сталкиваться с тем, что большинство граждан либо просто не хотят заниматься защитой своих прав, либо прислушиваются к мнению знакомых, коллег, друзей о том, что защита своих прав собственника автомобиля – «борьба с ветряными мельницами», все зависит от официального дилера и от завода-изготовителя, с которым официальный дилер регулярно согласовывает гарантийный ремонт ранее реализованных автомобилей.
Учитывая тот «скепсис», который распространен среди белорусских граждан, относительно их незащищенности в вопросах взаимоотношений между дилерами и покупателями мною было принято решение о подготовке данной статьи с целью информирования граждан о целесообразности правового диалога и «претензионный работы» с официальными дилерами, занимающимися реализацией транспортных средств.
Так, относительно недавно ко мне обратился Клиент, который в январе 2019 года приобрел по договору купли-продажи автомобиль Lada Vesta, 2018 года выпуска, двигатель 1,8 бензин, мощностью 122 л.с., коробка передач 5 AMT, стоимостью около 25 000 рублей. За непродолжительное время эксплуатации с момента покупки автомобиля в нем неоднократно возникали дефекты, связанные с работой двигателя, в частности, постоянно наблюдался повышенный расход моторного масла и дымный выхлоп, в связи с чем, при пробеге, около 10 000 км., было зафиксировано первое обращение к дилеру по данному вопросу. Дилер произвел гарантийный ремонт двигателя. Однако при пробеге автомобиля около 15 000 км. неисправность повторилась и владелец повторно обратился к дилеру по тому же вопросу.
Завод санкционировал дилеру замену двигателя в данном автомобиле, однако владельца это предложение не устроило.
Необходимо отметить, что поводами для обращения за ремонтом двигателя данного автомобиля являлся постоянный повышенный расход моторного масла в размере, эквивалентном 0,5 литра моторного масла на 300 километров пробега автомобиля, т.е., 1,5 литра на 1 000 километров пробега, что является недопустимым для автомобиля с пробегом, около 15 000 километров, и находящемся в пользовании Клиента в период гарантийного срока эксплуатации.
Согласно ст.1 Закона «О защите прав потребителей» под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.
Очевидно, что указанные проблемы автомобиля могли свидетельствовать о существенном недостатке работы двигателя, а значит, и в целом о существенном недостатке самого автомобиля.
На тот момент уже можно было готовить документы для обращения в суд с исковым заявлением, однако в ходе работы по данному делу по согласованию с Клиентом было принято решение до обращения в суд провести «претензионную работу» с официальным дилером, реализовавшим данным автомобиль.
В процессе работы официальному дилеру были заявлены требования о замене автомобиля ненадлежащего качества, на товар надлежащего качества, т.е. на новый автомобиль аналогичной марки и модели.
Итогом работы стало решение генерального директора официального дилера о том, что в целях устранения спора официальный дилер готов удовлетворить заявленное требование.
Необходимо отметить, что после получения итогового решения Клиент в течение суток снял автомобиль с учета в ГАИ и сдал его по акту-приемки официальному дилеру, получив в тот же день документы и ключи от нового автомобиля 2019 года выпуска без пробега по Республике Беларусь.
По сути «претензионная работа» с документами и дилером заняла не более 7 дней, как это предусмотрено Законом «О защите прав потребителей».
Причем самым забавным для меня в этой истории было то, что официальный дилер предложил на выбор новое авто красного либо черного цвета. Клиент, выбрал красный цвет. Я так думаю, его душе захотелось ярких красок после такого неожиданного для него, быстрого и безболезненного решения проблемного вопроса.
Хочу отметить к вопросу о «скепсисе» наших граждан, что по результатам сотрудничества Клиент сам говорил, что не ожидал такого быстрого и положительного результата.
Таким образом, главное, что нужно усвоить гражданам, ознакомившись с данной статьей, это то, что нельзя относиться «абыякава» к вопросу защиты своих прав потребителей, поскольку «абыякавасть» окружения может привести к тому, что и сам человек начинает верить в бесполезность и бесперспективность правового диалога с официальными дилерами, занимающимися реализацией автомобилей в Республике Беларусь.
В заключение хочу сказать, что по многим моим делам, в том числе, и по делам рассмотренной категории, люди часто спрашивают про то, каковы шансы на итоговый благоприятный результат. Данный пример из моей юридической практики, да и жизнь в целом, показывает, кто не борется за свои права, шансов не имеет.
Коробко Вадим Валерьевич, Адвокат Минской областной юридической консультации № 2, магистр права
Комментарии (0)