Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
ТОП-9 изменений в Законе «О защите прав потребителей»

С 23 декабря 2018 года Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон) действует в новой редакции. Рассмотрим самые принципиальные, на наш взгляд, изменения Закона для тех, кто работает с потребителями.
9. Закреплена обязанность продавца предъявить документы по качеству
Начинает наш ТОП изменений пункт 12 статьи 7 Закона, который закрепил обязанность продавца (исполнителя) предъявить потребителю по его требованию для ознакомления документы (их копии) подтверждающих качество и безопасность товаров (работ, услуг) в случае, если законодательством реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) допускается при наличии определенных законодательством соответствующих документов. Либо продавец (исполнитель) обязан или подтвердить качество и безопасность товаров (работ, услуг) иным способом в порядке, установленном законодательством.
Раньше такая обязанность напрямую закреплена не была (хотя и подразумевалась). И потребителям приходилось переживать, даст продавец такой документ или нет. К примеру, газовая служба при подключении варочной панели требует сертификат соответствия, а продавцы в пакет документов к товару его не прикладывают.
8. Закреплена обязанность продавца (исполнителя) обеспечить выбор формы оплаты
В закон введена статья 9-1, которая содержит нормы про формы оплаты товаров (работ, услуг).
Эта статья закрепляет обязанность продавца (исполнителя) обеспечить потребителю выбор формы оплаты. При этом продавец не вправе устанавливать разные цены на один и тот же товар (работу, услугу) в зависимости от формы оплаты.
Исключение составляют ситуации, когда законодательство позволяет продавцу (исполнителю) принимать оплату только в одной форме. Также нормы этой статьи не распространяются на ремесленников и физических лиц, осуществляющих реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке (выполняющих работы, оказывающих услуги).
Эта же статья содержит норму о том, что при оплате товаров (работ, услуг) через ЕРИП потребитель вправе подтвердить факт оплаты, используя учетный номер операции в ЕРИП. То есть теперь можно смело со ссылкой на Закон, а не на письмо Минфина отказывать тем, кто по старой памяти требует подтвердить факт оплаты бумажным документом.
7. При возврате денег продавец не вправе требовать у потребителя паспорт
Закон теперь прямо предусматривает, что при возврате потребителю уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы (к примеру, при расторжении договора либо возврате внесенного аванса) продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность. Исключение составляют случаи, когда при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя.
Исходя из этой нормы, теперь для возврата денег достаточно будет обращения потребителя и подтверждение того, что товар он приобретал у данного продавца. Хотя возникает вопрос – если деньги потребителю продавец возвратит не в момент обращения (как это обычно и бывает), то как без предъявления потребителем паспорта продавец сможет идентифицировать, что человек, который пришел за деньгами, и человек, который писал заявление на их возврат – одно и то же лицо.
Поэтому, как будет эта норма работать на практике, покажет время.
6. Сервисный центр при гарантийном ремонте обязан заполнять гарантийный талон
Пункт 5 статьи 22 Закона прямо предусматривает, что при безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организацией заполняется гарантийный талон, переданный потребителю одновременно с товаром при его приобретении, а в случае его отсутствия оформляется документ, подтверждающий безвозмездное устранение недостатков товара, в порядке и по форме, установленным Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Раньше такая обязанность сервисных центров подразумевалась. Однако на практике она не всегда соблюдалась. Тот же автодилер при гарантийном ремонте автомобиля даже заказ-наряды на такой ремонт мне не выдавал, не говоря уже о заполнении гарантийного талона (который на автомобиль и не выдается) или сервисной книжки. Теперь же от него можно требовать заполнить если не гарантийный талон, то по крайней мере документ о гарантийном ремонте по форме, утвержденной МАРТ.
5. Срок гарантийного ремонта может продляться до 1 месяца
В статье 22 Закона общий срок гарантийного ремонта так и остался в 14 дней. Однако эта норма теперь предусматривает, что по письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до тридцати дней.
Здесь важно обратить внимание на два момента. Первое – максимальный срок гарантийного ремонта составляет 30 дней. Указание на то, что он составляет больший срок (как некоторые пишут в гарантийных талонах – 90 дней), юридической силы иметь не будет. И второе – продолжительность гарантийного ремонта может быть увеличена только по соглашению с потребителем. Простое указание продавца или сервисного центра на то, что срок гарантийного ремонта составляет 30 дней, без письменного согласия на это потребителя опять же юридической силы иметь не будет.
Законодатель в рассматриваемой статье четко конкретизировал, что ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для устранения недостатков товара обязана устранить недостатки с учетом сроков, предусмотренных частью первой настоящего пункта. Раньше этого прямо предусмотрено не было и многие считали, что срок гарантийного ремонта в 14 дней установлен Законом для сервисных центров, а время на доставку товара от продавца в сервисный центр и обратно (если потребитель сдавал товар для гарантийного ремонта продавцу) прибавляли к этому сроку. Если продавец находился на периферии, а сервисный центр в Минске, то срок на доставку товара мог быть те же 14 дней.
4. Появились нормы про реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) по подарочному сертификату
В Закон введена статья 9-2, которая заложила основу законодательного регулирования применения подарочных сертификатов или иных подобных документов.
В ее развитие Совет Министров Республики Беларусь своим Постановлением от 22.12.2018 № 935 утвердил Положение о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу.
Ранее вопросы использования подарочных сертификатов и реализации товаров (работ, услуг) по ним законодательно не регулировались. И каждый, кто их использовал, разрабатывал для этого собственные локальные нормативные акты. Теперь же эти акты необходимо привести в соответствие с Законом и указанным постановлением Совмина (если, конечно, они им не соответствуют).
3. Установлен 3-дневный срок на проведение проверки качества товара
Пункт 11 статьи 20 Закона наконец-то ввел срок на проведение проверки качества товара. Раньше для потребителей было реальной проблемой сдавать товар именно на проверку качества – ее срок (в отличие от срока на возврат денег) закон не устанавливал. И недобросовестные продавцы этим пользовались – проверка качества могла занимать несколько месяцев.
Однако законодатель все равно решил этот вопрос как-то половинчато. Указанная норма предусматривает буквально следующее: «Ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для проведения проверки качества товара обязана провести такую проверку в течение трех дней со дня получения товара».
То есть срок на проведение проверки качества установлен исключительно для ремонтной организации. А в течение какого срока продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен провести проверку качества своими силами либо какой срок проверка качества должна занимать с момента передачи товара потребителем продавцу, Закон все равно не устанавливает.
2. Установлены последствия для потребителя в случае неявки за товаром
Пункт 15 статьи 20 Закона установил долго ожидаемое многими продавцами и сервисными центрами правило.
Теперь в случае неявки потребителя за товаром после проведения проверки качества товара, экспертизы товара или безвозмездного устранения недостатков товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) вправе, в письменной форме предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня направления такого предупреждения взыскать с потребителя убытки, понесенные в связи с хранением товара, за исключением случая, если потребитель не мог забрать товар по уважительной причине.
А пункт 3 статьи 22 Закона предусматривает, что в случае гарантийного ремонта при несвоевременной явке потребителя за товаром течение гарантийного срока приостанавливается до до дня уведомления потребителя об окончании ремонта (по общему правилу – до момента получения потребителем товара из ремонта).
С одной стороны, эти нововведения положительные и ожидаемые. Нам часто приходилось слышать от клиентов истории о том, как недобросовестные потребители сдавали товары в ремонт (причем не всегда в гарантийный) и забирали их оттуда через полгода, а то и больше. Например, осенью сдавали в ремонт мотоблок (или газонокосилку и т.д.), а забирали только весной – не надо думать, где зимой хранить, да и гарантия продлевалась на все время нахождения товара в ремонте. А сервисный центр, исходя из ранее действовавшей редакции Закона, сделать с такими «экстремистами» по сути ничего не мог.
С другой стороны, рассматриваемые нововведения все равно полностью проблему не решат. Уже сейчас навскидку видится несколько проблем и/или вопросов.
Кто будет определять уважительность причин неявки за товаром? Судя по всему, суд.
Как будут определяться убытки продавца (сервисного центра)? Как неполученная прибыль за хранения товара? Но белорусские суды неполученную прибыль не взыскивают.
Что значит «несвоевременная явка за товаром»? Кто, как и где должен определить эту своевременность?
На наш взгляд, проще было бы прописать в Законе право продавца (сервисного центра) спустя 2 месяца после уведомления потребителя невостребованный товар продать, а деньги за вычетом платы за хранение перечислить в депозит нотариусу.
1. Вернуть деньги за товар теперь можно будет не при любой поломке
И основным изменением в Законе является, на наш взгляд, ограничение безусловного права потребителя при обнаружении недостатка товара требовать расторжения договора и возврата уплаченных за товар денег.
Раньше потребитель при любой поломке любого товара мог требовать расторгнуть договор купли-продажи и возвратить ему деньги. Теперь эта норма поменялась.
Пункт 7 статьи 20 Закона сейчас предусматривает, что в отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования о его замене либо возврате денег в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных частью первой пункта 1 статьи 22 Закона.
Таким образом, теперь если технически сложный или дорогостоящий товар ломается в течение месяца после продажи, то потребитель при любой поломке может потребовать заменить товар или вернуть за него деньги. Если товар ломается по прошествии месяца, тогда требовать замену или возврат денег можно только в случае, если поломка относится к категории существенных недостатков либо если гарантийный ремонт превысил установленные законом сроки (срок так и остался в 14 дней, по письменному соглашению с потребителем он может быть увеличен до 30 дней). При превышении сроков гарантийного ремонта недостаток не обязательно должен быть существенным.
Напомним, что дорогостоящим является товар, цена которого составляет 400 базовых величин и выше (на сегодняшний день – 9800 белорусских рублей и более).
Перечень технически сложных товаров утвержден Советом министров Республики Беларусь. С декабря 2018 года он претерпел значительные изменения. Теперь в него входят также, в частности:
- мебель с механизмами трансформации, приводимыми в движение электроприводом;
- посудомоечные машины, варочные панели, электроплиты с духовым шкафом, электрошкафы жарочные автоматические или с элементами программного управления;
- планшеты, ноутбуки;
- отопительное оборудование (котлы и аппараты отопительные автоматические или с элементами программного управления);
- телекоммуникационное оборудование бытового назначения, обладающее двумя и более функциями и имеющее сенсорный экран или элементы программного управления (на наш взгляд, под этим понимаются мобильные телефоны, однако почему-то прямо так законодатель написать не смог);
- фотоаппараты и фотокамеры цифровые;
- часы электронно-механические и электронные с двумя и более функциями.
В отношении товаров, которые к дорогостоящим или технически сложным не относятся, право потребителя на расторжение договора и возврат денег изменений не претерпело.
Илья Латышев, юрист, директор юридической компании
Комментарии (0)