Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Обновлено: Должен ли туроператор вернуть турагентству деньги?
Одной из первых сфер, которую задела пандемия коронавируса, оказалась сфера туристических услуг. Туристы, которые по ранее приобретенным турам не могут поехать в страны, границы которых закрыты, устремились в турагентства, чтобы вернуть свои деньги. В то же время турагенства начали получать от туроператоров письма о том, что те не могут исполнить свои обязательства по договорам из-за наступившего форс мажора. О возврате денег в таких письмах речи не идет.
Рассмотрим поступивший от турагентств вопрос, должен ли туроператор вернуть им деньги.
Вопрос: Турагент взял у туриста 1000 денег на основании договора с туристом об оказании туруслуг и за исключением своей комиссии 900 перевел туроператору по договору комиссии, чтобы тот для туриста забронировал тур. Туроператор, соответственно, исполняя свои обязанности дальше эти деньги направил отелю, авиакомпании и пр. Но! Закрыли границы и туроператор не может выполнить свои обязательства перед агентством. Вчера ряд агентов получили от туроператора письмо, мол вот карантин и вирус форс-мажор, поэтому оператор не может выполнить свои обязательства перед агентом. Но про возврат денег ни слова. Как в этом случае трактовать форс-мажор? Обязан ли оператор, ссылающийся на форс-мажор, как на фактор неисполнения своих обязательств, вернуть агенту ранее переведенные ему деньги? Ведь у агентов очередь из тех, кто пишет заявления на возврат (в 14-дневный срок), а 90% денег агент автоматически уже перевел оператору.
Ответ: Как я указывал в своей статье «Коронавирус и договоры. Общие моменты» , универсального определения форс мажора и универсального ответа для всех ситуаций в данном случае нет и быть не может. Надо смотреть условия каждого конкретного договора по платежам, исполнению обязательств, возврату денег, определению обстоятельств, которые именно по этому договору относятся к форс мажору, применимому праву, арбитражу и т.д. Нужно разбираться в конкретной ситуации: какая страна, есть там карантин или нет, закрыты ли границы, наступил ли срок поездки конкретного туриста и т.д. И только исходя из анализа всех документов и ситуации, можно делать какой-то вывод по ней.
Если говорить в общем, исходя из законодательства Республики Беларусь, то следует иметь в виду следующее.
1. По общему правилу, наступление форс мажора не освобождает от исполнения обязанностей по договору и не прекращает договорные отношения. Форс мажор освобождает только от ответственности за неисполнение обязательств.
2. Обычно договор предусматривает механизм уведомления второй стороны о наступлении форс мажорных обстоятельств – срок направления уведомления и приложение к нему документа компетентного органа, подтверждающего наличие форс мажора. Если закрепленный в договоре механизм не соблюден (к примеру, отсутствует подтверждающий форс мажор документ от компетентного органа), ссылаться на форс мажор заявляющая о нем сторона не может.
3. В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать норму пункта 1 статьи 386 ГК. Она говорит о том, что если в двустороннем договоре исполнение стало невозможным для одной из сторон вследствие обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, она при отсутствии в законодательстве или договоре иных указаний не вправе требовать от другой стороны удовлетворения по договору. Каждая из сторон вправе требовать от контрагента возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения.
Таким образом, если туроператор не исполнил своих обязательств перед турагентом и его клиентами, то согласно указанной статье ГК туроператор обязан вернуть полученную по договору сумму.
Соответственно, схема действий турагентства должна быть следующей:
1. изучить договор с туроператором;
2. проверить, соблюден ли порядок уведомления о наступлении форс мажора, приложен ли документ компетентного органа;
3. если срок исполнения обязательств туроператора наступил или наступит в течение срока действия обстоятельств, на которые сейчас ссылается туроператор, тогда можно направлять туроператору требование о возврате полученной от турагентства суммы.
За скобками данного материала остался вопрос по условиям и срокам возврата денег турагентством своим клиентам. Этот вопрос я рассмотрю и опишу отдельно.
После публикации материала от турагентств поступили уточняющие вопросы. Отвечаю на них:
1. «Наличие обстоятельств форс мажора только освобождает от ответственности сторону договора, которая не исполнила свои обязательства по договору или которая исполнила их ненадлежащим образом. От исполнения обязательств по договору форс мажор не освобождает». Пожалуйста, прокомментируйте эту фразу более доступным языком, для турагентов. Большинство коллег не понимает, что имеется ввиду.
Объясняю более доступно) Сосед должен вам 100 $. Пеня за несвоевременный возврат 1$ в день. Он говорит: «Наступил форс мажор, я тебе сотку вообще не отдам». Это неверно. Верно то, что сотку он должен отдать, только на время форс мажора он не платит штраф по 1$ в день.
2. Оператор уведомил турагентства о наступлении ФМ, но подтверждения компетентного органа нет. В данной ситуации что делать агенту в договорных отношениях с туристом, тоже уведомлять о наступлении ФМ, чтобы подстраховаться?
Если подтверждения компетентного органа нет, то о ФМ говорить рано. Если, конечно, турагентство не согласиться с тем, что у оператора ФМ и не подпишет с ним соответствующий документ.
Если агентство с этим не согласно, то оператор может ссылаться на ФМ только когда полностью соблюдет процедуру, предусмотренную договором. Если процедура предусматривает предоставление заключения компетентного органа, значит – с момента уведомления агентства с приложением этого заключения.
Опять же – даже при наличии заключения органа агентство может не согласиться с наличием ФМ. В этом случае окончательное решение о наличии или отсутствии ФМ будет принимать суд.
3. Может ли быть так, что в отношениях турагент-оператор имеет место ФМ, а в отношении агент-турист – нет. Говорим о конкретном туре, когда агент заключил договор с туристом и забронировал этот тур у оператора, не в общем. Есть ли подобные случае в практике в какой-либо сфере.
Да, такое может быть. Если в договоре между турагентом и туристом не сказано о том, что неисполнение договора контрагентом агентства является ФМ для агентства, тогда ФМ в отношениях турагента и туриста не будет.
В любом случае для конкретных ответов нужно смотреть, как минимум, договоры агент-турист, агент- оператор. Вполне может быть, что туриста с его претензиями вообще можно будет отправить к оператору.
Илья Латышев, юрист, директор Частного предприятия «Юридическая компания Ильи Латышева»
Если информация в статье была для вас полезной, вы можете поддержать наш проект, перечислив любую сумму.
Если у вас возникла похожая ситуация и нужна юридическая помощь — пишите на ilat@ilat.info или звоните +375 29 349 19 25 (viber, telegram, whatsapp).
Подпишитесь на мой Инстаграм, чтобы самыми первыми читать свежие материалы и новости.
Комментарии (0)