Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Способы внесудебной защиты интересов субъектов хозяйствования при проверках

При проведении любой проверки любого органа цель каждого субъекта - минимизировать возможные негативные последствия проверки, защитить себя, используя законные методы и способы.

Универсальных способов защиты нет и не может быть. Избрать тот или иной способ защиты либо вообще от нее отказаться - каждый выбирает исходя из конкретных обстоятельств.

Например, к проведению плановой проверки можно заранее подготовиться и не обращать внимания на некоторые нарушения проверяющих при проверке (особенно, если эти нарушения непринципиальные).

В настоящей статье рассмотрены способы защиты интересов субъектов хозяйствования от незаконных действий проверяющих, права проверяющих, пути минимизации возможных финансовых последствий проверки и т. д.

Правовое регулирование проведения проверок, план проверок

Основной нормативный акт, регулирующий порядок проведения проверок, - Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), которым утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение).

Плановые проверки проводятся в соответствии с координационными планами контрольной надзорной деятельности, формируемыми Комитетом государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) в порядке, указанном в п.15 Положения.

Планы проверок публикуются на каждое полугодие на сайте КГК (www.kgk.gov.by/ru), раздел «Координационный план контрольной (надзорной) деятельности» (http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans).

Рекомендация

Необходимо изучать план проверок, размещенный в сети Интернет, в целях подготовки к проведению проверки.

Как следует из п.9 Указа № 510, внеплановая проверка - это проверка, проводимая без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Внеплановая проверка проводится лишь для проверки определенных вопросов, которые должны быть прописаны в предписании о проведении проверки.

Уведомление о назначении проверки

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (п.22 Положения). Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.

В силу п.24 Положения № 510 проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.

Рекомендации

1. Необходимо требовать предъявления предписания о проведении проверки «правильному» лицу, которым является руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (либо по доверенности, либо назначенные приказом).

Так как проверка будет считаться начатой, только когда предписание о проведении проверки предъявлено уполномоченному лицу, о чем проверяющие делают запись в самом предписании, то отсутствие в день начала проверки на работе по каким-то причинам (например, уход во внеочередной отпуск по семейным обстоятельствам) директора организации, делает невозможным начало проверки и совершение проверяющими любых проверочных мероприятий.

Второй вариант: субъект может приказом назначить, например, юриста, заместителя директора по юридическим вопросам в качестве лица, уполномоченного представлять организацию проверяющим при проведении любых проверок. Об этом изначально при проведении проверки сообщается проверяющим, представляется копия приказа. И тогда любое проверочное мероприятие, любые действия проверяющих (вручение предписаний, актов, писем, требований и т. д.) проверяющие обязаны будут проводить с участием назначенного уполномоченного лица.

2. Отказаться от получения предписания, если предписание проверяющие пытаются вручить неуполномоченному лицу (например, бухгалтеру, юристу, заместителю директора).

Поскольку законодательно не предусмотрено, что проверяющие в обязательном порядке в предписании должны сделать отметку, кому вручено предписание, поэтому проверяющие могут на предписании написать, что с предписанием ознакомлен уполномоченный представитель субъекта и начать проведение проверки. Это затруднит впоследствии возможность доказать, что как раз уполномоченное лицо и не было ознакомлено с предписанием. Поэтому можно предложить следующий выход из ситуации: лицо, которого знакомят с предписанием о проведении проверки и от которого проверяющие не хотят слышать, что он не уполномоченное лицо, на предписании делает запись: «Мне предъявлено предписание о проведении проверки, от ознакомления с которым я отказываюсь, так как я не являюсь руководителем или уполномоченным лицом. От предъявления предписания о проведении проверки уполномоченному лицу проверяющие отказываются. Дата, подпись».

3. Отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию в случае непредставления надлежащего предписания либо вручения предписания неуполномоченному лицу. Попросить удалиться из проверяемого помещения.

4. Требовать вручить копию предписания после того, как произвели необходимые записи.

Так как проверяющие не обязаны вручать копию предписания, нужно самим об этом побеспокоиться, попросив выдать копию предписания. Это важно, так как позже, в спокойной обстановке, можно внимательно изучить содержание предписания, сопоставить его с нормами Указа № 510 и Положения, и сделать вывод: законно ли пришла проверка, есть ли основания для обжалования проверки.

5. Проверять содержание предписания на предмет следующего:

- уполномоченное ли лицо подписало предписание (руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель), заверено ли печатью контролирующего (надзорного) органа или оформлено на фирменном бланке;

- тот ли орган пришел на проверку, который указан в предписании;

- те ли лица пришли на проверку, которые указаны в предписании (если пришли на проверку еще и лица, не указанные в предписании, попросить посторонних лиц покинуть помещение.В противном случае - вызвать сотрудников милиции);

- имеет ли право этот орган проводить проверку;

- указано ли основание проверки;

- законно ли это основание проверки;

- период проверки;

- законен ли данный период;

- проводились ли ранее проверки по данным вопросам, по данным периодам;

- какие вопросы подлежат проверке;

- имеют ли право проверять по указанным вопросам;

- период проверки.

6. Заявить отводпроверяющим.

В соответствии с п.10 Положения № 510 проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:

• является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

• является близким родственником проверяемого субъекта - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена) или руководителя проверяемого субъекта, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций), или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться, либо является лицом, находящимся с указанными лицами в отношениях свойства или состоящим с одним из них в браке;

• являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки;

• имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее 2 рабочих дней со дня начала проверки.

7. Принять решение о переносе сроков проведения проверки.

Как следует из п.31 Положения № 510, по заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

8. Контролировать, чтобы в предписание были внесены необходимые изменения, дополнения.

Согласно п.24 Положения № 510, если в период с даты выдачи предписания на проведение проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки, руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель вправе внести в предписание соответствующие изменения и (или) дополнения.

О приостановлении проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта.

9. Контролировать, чтобы проверка проводилась в рабочее время проверяемого субъекта.

10. Представлять проверяющим только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке.

11. Требовать присутствия уполномоченного лица субъекта при проведении проверки.

12. Обеспечивать проверяющихпомещением, пригодным для проведения проверки в случае его наличия.

13. Принять решение о признании проверки незаконной.

Согласно п.22 Указа № 510 невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при представлении данных книги, журнала), нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта. Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена - также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы КГК или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной. В случае несогласия с решением вышестоящего органа (руководителя контролирующего (надзорного) органа) об отказе в признании проверки незаконной в 10-дневный срок со дня получения такого решения, а если ответ заявителем в установленные сроки не получен, - со дня истечения указанных в части третьей п.22 Указа № 510 сроков рассмотрения вышестоящим органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной и направления ответа по ней, действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, перечисленные в части первой п.22 Указа № 510, могут быть обжалованы проверяемым субъектом в суд в соответствии с установленной подведомственностью. Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц, указанных в части первой п.22 Указа № 510, в суд не приостанавливает проведения проверки.

Удостоверение на проведение проверки

Согласно п.6 Положения № 510 контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки.

Рекомендации

1. Требовать предъявить удостоверение.

2. Проверить удостоверение.

3. Переписать, сфотографировать данные удостоверения.

4. Сравнить сведения из удостоверения с данными, указанными в предписании о проведении проверки.

5. Отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию в случае отсутствия удостоверения.

Книга учета проверок

Согласно п.14 Указа № 510 контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги), за исключением следующих случаев:

• при проведении проверки соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ;

• проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), при осуществлении которой такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг);

• отсутствии проверяемого субъекта по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному контролирующему (надзорному) органу. В этом случае копия предписания направляется проверяемому субъекту, лицам, имеющим полномочия представителя проверяемого субъекта, по почте по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства). При этом проверяемый субъект считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении 3 дней со дня такого направления.

Рекомендации

1. Представить книгу учета проверок для внесения записи о проверке. В противном случае это не остановит проверку, а проверяющие в акте проверки напишут, что книга учета проверок не представлена.

В том случае, если проверяющие не требуют книгу учета проверок либо отказываются сделать запись в ней, можно составить в произвольной форме акт с удостоверением данного факта, в котором чем больше людей распишутся, тем лучше.

2. Проверить, все ли сведения внесены в книгу учета проверок на предмет указания:

- наименования органа, пришедшего на проверку, о проведении совместной проверки;

- вида проверки, основания проверки;

- номера, даты выдачи предписания;

- фамилии, имени, отчества, должности проверяющих;

- даты начала проверки.

3. Контролировать, вносятся ли соответствующие дополнения в книгу учета проверок.

4. Отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию в случае невнесения записи в книгу учета проверок.

Представление документов

Проверяющие имеют право требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п.4 Положения). Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий).

При этом если документы должны находиться в месте проверки, такие документы должны быть представлены проверяющим незамедлительно.

При внеплановой проверке согласно п.88 Положения проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам, указанным в п.84 Положения, а при проведении проверок, указанных в подп.9.3 п.9 Указа № 510, - по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий).

В отношении таких документов проверяющими оформляется письменное требование о представлении документов (их копий). В требовании о представлении документов указывается дата, время, когда необходимо представить конкретные документы.

Рекомендации

1. Если назначенного проверяющими времени недостаточно, необходимо заранее сказать об этом проверяющим. В том случае, если проверяющие уже в требовании указали неудобное для проверяемого время, необходимо в самом требовании написать: «Предоставленное время недостаточно для представления документов. Документы объективно могут быть представлены к ________».

2. Представлять лишь те документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке. Если, например, проверяющие пришли проверять вопрос уплаты единого налога индивидуальным предпринимателем, а требуют представить все товарно-транспортные накладные на реализуемый товар, то такое требование проверяющих незаконно. Проверяемый имеет право отказать проверяющим представить затребованные документы.

3. Представлять документы должны лишь те сотрудники, которые имеют непосредственное отношение к данным документам в силу своих должностных обязанностей.

Изъятие документов плательщика

Проверяющие имеют право изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий (п.4 Положения).

В этих случаях изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится с соблюдением требований п.41 Положения в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (а в случае их отсутствия - в присутствии не менее двух понятых) на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, подписанного проверяющим, производящим изъятие, с последующим утверждением его руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов, иных носителей информации. При изъятии таких документов, иных носителей информации проверяемый субъект изготавливает их копии за свой счет.

Изъятые документы перечисляются в акте изъятия, копия которого должна вручаться под подпись проверяемому.

СправочноВ соответствии со ст.23.82 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, а равно неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо нарушение срока и порядка выдачи такого специального разрешения (лицензии), либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Рекомендации

1. Получить постановление об изъятии документов, подписанное проверяющим, где должно быть указано, что изымаются подлинники или копии документов. При этом постановление должно быть утверждено руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов, иных носителей информации.

2. Изготовить копии изымаемых документов за свой счет.

3. Изъятие документов производится в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии - в присутствии не менее двух понятых.

4. Помнить, что оригиналы документов, иных носителей информации изымаются лишь в следующих случаях:

- невозможно снять с них копии (представить выписки из них);

- в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них);

- при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;

- для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку;

- если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов, иные носители информации будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время, когда эти ценности остались без движения или отсутствуют).

5. Передать проверяющим для изъятия подлинники лишь тех документов (иных носителей информации), которые имеют отношение к выявленным нарушениям.

6. Передавать проверяющим документы по акту изъятия либо в прилагаемым к нему описям с точным указанием наименования и количества изъятых документов, иных носителей информации.

7. Получить копию акта изъятия документов, иных носителей информации под подпись.

Дача объяснений, пояснений

Дача объяснений может производиться как во время проведения проверки, так и путем вызова в контролирующий орган.

Проверяющие имеют право требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (п.4 Положения).

Согласно п.4 Положения проверяющие имеют право вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта. Вызов осуществляется заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться. Уведомление вручается лицу под подпись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение.

При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия.

Рекомендации

1. Проинструктировать работников организации, что каждый работник должен давать объяснения только по вопросам, относящимся к предмету проверки, к его должностным обязанностям.

2. В том случае, если работник не знает, что можно говорить, лучше сказать: «Сейчас не могу ответить на заданный вопрос. Письменные пояснения представлю дополнительно». За такой ответ ни к какой ответственности привлечь нельзя.

Доступ проверяющих на территорию или в помещение плательщика и осмотр помещений

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) в порядке, установленном в п.38 Положения, свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки. Условия и порядок доступа проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли определяются в соответствии с частями второй-четвертой п.38 Положения.

Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основаниимотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.

При недопущении проверяющего на указанные территории или в помещения им составляется акт.

При отказе проверяемого субъекта или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись.

Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта либо иных объектов для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него).

Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.

Рекомендации

1. Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты.

2. Если проверяющие на законном основании не допускаются в помещение, то в акте следует указать, что в данном помещении нет документов бухгалтерского учета и что такие документы хранятся в бухгалтерии по другому адресу.

Личный досмотр, досмотр вещей, автомобилей

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств (п.4 Положения).

Часто при проведении внеплановой проверки проверяющие, прибыв в офис организации, на торговую точку, начинают проверять не только бухгалтерские документы, но и личные вещи сотрудников (сумочки, пакеты и т. д.). При этом акт личного досмотра не составляется. По результатам такого личного досмотра изымаются, например, деньги из личного пакета бухгалтера, продавца, которые затем рассматриваются проверяющими как средства, не внесенные в кассу организации (реализация товара, оказание услуг за наличные денежные средства). По результатам проверки составляется акт проверки, где отражается факт реализации товара за наличный расчет. Последствия - применение санкций согласно ст.12.18 КоАП: нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем влекут наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин.

Еще хуже обстоит дело, если в личных вещах находят валюту. Проверяющие факт нахождения валюты рассматривают как принятие иностранной валюты в качестве платежного средства.

Справочно. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 100 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за вышеуказанное правонарушение влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 150 до 300 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации (подп.1.2 п.1Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций»).

Как правило, проверяемые не оказывают никакого противодействия незаконному поведению контролирующих органов.

Личный досмотр - исключительная форма контрольного мероприятия, которая проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства. До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и товарно-материальные ценности, обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.

При производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым.

При проведении досмотра составляется акт личного досмотра, досмотра находящихся при проверяемых вещей, документов, ценностей и транспортных средств согласно установленной форме. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых.

Рекомендация

При изъятии личных денег, вещей без проведения вышеуказанной процедуры, нужно писать жалобу на неправомерные действия проверяющих, доказывая, что изъятые деньги личные, а изъятие проведено с грубыми нарушениями законодательства.

Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого субъекта

Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого субъекта (далее - опечатывание) производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (при их отсутствии - не менее двух понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания и с обязательным указанием:

• должности, фамилии, имени, отчества проверяющего, контролирующего (надзорного) органа, произведшего опечатывание;

• наименования проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), фамилии, имени, отчества представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании;

• основания для опечатывания;

• описания способа опечатывания;

• расписки проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места (п.54 Положения).

В случае если в опечатанном помещении находится имущество на сумму, превышающую 1 000 базовых величин, и (или) имеются предположения о возможности несанкционированного вскрытия данного помещения, руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем принимаются меры по обеспечению выставления охраны из числа сотрудников подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на территории которого находится опечатанное помещение. Выставление охраны производится подразделением Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь на безвозмездной основе (п.55 Положения).

Рекомендация

Если опечатывание производится без участия уполномоченного лица проверяемого субъекта, можно обжаловать действия налогового органа как незаконные.

Приостановление (запрет) деятельности

Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены Положением или иными законодательными актами (часть первая п.5 Положения).

При этом приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, а продлеваться только по решению суда.

Например, органы государственного пожарного надзора вправе приостанавливать (запрещать) деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей, их цехов (производственных участков), оборудования, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), а также приостанавливать (запрещать) эксплуатацию государственными органами, нотариусами и гражданами зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в случае выявления создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения нарушений законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации (п.6 части первой ст.36 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности»).

Министру торговли и его заместителям предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании (п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей»).

Кроме того, Министр торговли вправе запретить работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы.

Требование о приостановлении (запрете) деятельности выносится в день выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Указанное требование (предписание) подписывается проверяющим (руководителем проверки) и вручается немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемому субъекту или его представителю и вступает в силу с момента его получения проверяемым субъектом или его представителем. Факты, изложенные в этом требовании (предписании), включаются в акт проверки. Данное требование (предписание) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его вручения (направления), утверждается должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки (часть первая п.74 Положения).

Рекомендация

Следует обеспечить знание и соблюдения работниками законодательства в целях недопущения причинения убытков субъекту хозяйствования в связи с запретом осуществления деятельности.

Заключение

Исходя из перечисленных требований, которые предъявляются к проверяющим, и учитывая те законные права, которыми проверяемые могут пользоваться при проведении проверки, возможны следующие общие рекомендации.

1. Разработать, например, правила действий, когда приходят проверяющие, с которыми ознакомить всех работников под подпись (как с правилами внутреннего трудового распорядка).

2. Периодически напоминать работникам о правилах действий, когда приходят проверяющие.

3. Сотрудникам, от которых проверяющие могут что-либо потребовать, распечатать и раздать выписки из правил действий, когда приходят проверяющие, касающиеся их обязанностей.

Правила действий, когда приходят проверяющие, должны содержать:

• фамилию, имя, отчество того лица, к которому нужно направлять проверяющих (кому проверяющие должны вручить предписание о проведении проверки);

• перечень конкретных действий каждого работника: что он может (не должен) давать, показывать, говорить, делать;

• последовательность действий по обжалованию актов, решений, писем, требований и тому подобного проверяющих (кто что делает, где что хранится).

Элла Онуфриевич, адвокат

Материал опубликован в аналитической правовой системе «Бизнес-Инфо»

10101
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.