Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Что нужно знать о проверках

В минском офисе международной юридической компании Raidla Lejins & Norcous 29 января прошел круглый стол по теме «Защита бизнеса при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности», который провел старший юрист отдела консалтинга Алексей Лукашов.

Тема проверок очень обширна и охватить ее за раз практически невозможно. Но есть некоторые принципиальные вещи, которые должны обязательно знать  первые лица организаций, руководители структурных подразделений, работники бухгалтерии и те люди, которые непосредственно имеют отношения к проверкам. 

Алексей Лукашов сразу отметил: «Всякая сфера деятельности эффективна, если она управляема. И элементом этого управления является контроль. Есть контроль внутренний и внешний. Проверки – это контроль внешний. И нет сомнения, что такой контроль необходим. Проверяющие специалисты проводят свою работу не всегда на должном уровне. В таком случае у проверяемых появляется возможность оспорить действия такой проверки и решить вопрос в свою пользу. Именно еще и поэтому тем, кого проверяют, необходимо самим знать, что такое проверка, как она проводится, каковы ее условия, какие есть права и возможности».

Старший юрист РЛН отметил 10 основных законодательных и подзаконных актов о проверках финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, а также отметил, что есть еще масса подзаконных актов, которые имеют отношения к проверкам.

Основной документ, который позволяет определить, кто будет проводить проверку, по каким вопросам, как она проводится, каковы у проверяемых возможности для защиты своих интересов в ходе этой проверки, это  Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510) и утвержденные им Положение о порядке организации и проведения провероки Положение о порядке проведения мониторинга.

Кроме того, Алексей Лукашов подчеркнул, что, в соответствии с Процессуально исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) и Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), проверки могут проводиться и по требованиям органов, которые осуществляют административный или уголовный процесс.

Случаи, когда проверки не проводятся, как отметил старший юрист РЛН, относятся к перечню мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30. 11. 2009 № 1105. Нужно помнить, что осуществляются такие мероприятия в соответствии с актами законодательства. Плановые и внеплановые проверки по мероприятиям, которые указаны в данном перечне, запрещаются. Поэтому когда приходит кто-то и начинает задавать какие-то вопросы, проверять, надо определиться, в рамках проверок или в рамках технических мероприятий это происходит. Достаточно поинтересоваться у самих проверяющих.

Проверки бывают разных видов. Наиболее часто встречаются плановые проверки, о проведении которых можно узнать на сайте Госконтроля. (В соответствии с требованиями Указа № 510 на каждое полугодие в нашей стране формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.) Там обозначены субъекты, которых будут проверять, дата, кто будет проверять и по каким вопросам.

Алексей Лукашов отметил, что благодаря указанию на сферу проверки, можно заранее решить ряд проблем, если они существуют. Помимо всего прочего, например, стоит обратить внимание на документацию, насколько она соответствует требованиям законодательства. Старший юрист РЛН порекомендовал тем, кто не в состоянии сам это сделать, привлекать финансистов, аудиторов и юристов со стороны. Потому что иногда, как рассказал Алексей Лукашов, в практике бывают такие случаи, когда договор вроде бы на бумаге есть, но де-юре этого его нет, так как существенные условия в нем отсутствуют. Из-за чего при надобности такой договор не поможет защитить права в суде.

Еще один наиболее популярный вид проверок – внеплановые тематические оперативные проверки. На проведение такой проверки обязательно должно быть предписание, выполненное на фирменном бланке, а если фирменного бланка нет, то должен быть оттиск гербовой печати на этом документе. Кроме того, на нем должна стоять подпись руководителя или заместителя руководителя соответствующего государственного органа. Также внеплановые проверяющие должны представиться, указать, кто руководитель группы, предъявить служебные удостоверения, сделать отметку в книге учета проверок и ревизий, которая есть в любой организации.

С момента начала проверки, чтобы оспорить законность ее назначения, у проверяемого есть десять дней. Восстановить этот срок, если проверяемый его пропустил, пусть даже по уважительной причине, нельзя. Это важно, потому что если проверка признается незаконной, то все ее результаты равны нулю.

Вопрос о том, надо ли жаловаться и надо ли добиваться справедливости в каждом конкретном случае, когда речь идет о проверке, каждый решает сам. Однако Алексей Лукашов подчеркнул, что это обязательно нужно делать, если речь идет о больших суммах и незаконности выводов проверки.

В ходе проверки нередко могут проверяться складские помещения, места хранения материальных ценностей. Алексей Лукашов посоветовал обязательно довести до сведения работников, что подобного рода действия проверяющие должны осуществлять в присутствии представителя организации (директора, заместителя директора, главного бухгалтера).

Также стоит помнить, что при изъятии какого-либо имущества это должно в обязательном порядке документироваться. И если в протоколе не обозначен какой-либо документ, из-за которого в будущем возникает спор, будут сложности с вопросами доказывания того или иного обстоятельства. При изъятии проверяющий должен указать название документа, его дату и номер. В этом случае его можно идентифицировать. Если же это не делается, в обязательном порядке стоит требовать от проверяющего записать всю эту информацию в протокол.

На вопрос одного из участников круглого стола о том, кто именно должен делать опись документов, Алексей Лукашов подчеркнул, что это должна делать проверяющая сторона. Во время проверки требования о совершении каких-то действий, о предъявлении каких-то документов могут быть устными и письменными. В случае, когда возникает недопонимание между сторонами, можно просить, чтобы требования были предъявлены в письменном виде. Когда появляется письменный запрос, у проверяемого появляется возможность, в случае нарушения со стороны проверяющих, обжаловать их действия.

Если в протоколе что-то не отмечается и требования проверяемой стороны отметить игнорируются, то она также вправе просить проверяющего сделать определенную отметку в протоколе, что о таком требовании было заявлено. Если и это требование игнорируется, тогда незамедлительно нужно жаловаться руководителю проверяющей группы. Если и руководитель не найдет нарушения, то надо жаловаться вышестоящему должностному лицу. Причем старший юрист РЛН подчеркнул, что отказываться от подписи и требовать обжаловать протокол нужно сразу же. Иначе в подписанном протоколе не будут отражены все замечания.

Алексей Лукашов также напомнил, что человек обязан давать объяснение, но у каждого человека также есть и право не давать объяснение, если спрашивают об обстоятельствах, имеющих отношение к его деятельности и к деятельности его близких. Это конституционное право.

На вопрос, кто должен писать объяснение, старший юрист РЛН ответил следующим образом: «У вас спрашивают, вы отвечаете, проверяющий записывает. Если же вы пожелаете, то можете написать свое объяснение сами лично. Если не пожелаете, то никто не вправе заставить вас писать их собственноручно. В случае же ошибки проверяющий обязан поправить записанные объяснения. Причем черкать в объяснении нельзя. Если вы видите, что проверяющий так делает, нужно сразу же пресекать эти действия. Все правки вносятся в конце объяснительной после слов «Сделано замечание: такие-то слова в таком-то месте уточняю». Подписывается каждая страница объяснения».

Если в ходе проверки выявляется административное правонарушение, то об этом делается соответствующая отметка в акте проверки. Выявленное правонарушение закрепляется следующим образом: берут объяснения, изымают определенные документы. Но когда происходит изъятие документов, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, то в соответствии с ПИКоАП такое действие, как изъятие, наложение ареста на какое-то имущество рассматривается как начало административного процесса, который идет теперь в то же время, что и проверка.

Вопрос о том, по каким правилам должны работать проверяющие – по правилам проведения проверок (в соответствии с Указом № 510) или по правилам ПИКоАП, – должным образом в законодательстве не решен. И хотя эти правила во многом схожи, они все же имеют и существенные отличия. Например, в соответствии с ПИКоАП, детально прописано, как надо фиксировать использование технических средств, в отличие от Положения о проведении проверок, согласно которому достаточно просто указать, что применялась фото- и видеосъемка в акте.

Если речь идет об административном процессе, то проверяемый имеет право требовать включить в протокол осмотра протокол применения фото, видео и прочих технических средств. Алексей Лукашов подчеркнул, что никто не вправе ссылаться на документ, если он не оформлен должным образом.

По завершении проверки проверяемый получает справку, если нарушений не выявлено, или акт, если выявлены какие-то нарушения. Акт вручается либо лично, либо пересылается по почте. У проверяемого есть 15 дней, чтобы ознакомиться с содержанием этого акта и определиться, правильно ли там все изложено, насколько существенно затрагивает его интересы написанное в акте и каковы последствия, если этот акт он признает и не оспорит. Именно в течение этих 15 дней можно решать, писать возражение по акту или нет.

Возражения направляются проверяющим, которые их исследуют и могут провести дополнительную проверку. В результате, например, проверяющие могут согласиться с проверяемым в одной из частей и выдать новый акт, который тоже должен быть изучен. К слову, по этому акту также в течение 15 дней может быть написано возражение.

Алексей Лукашов отметил, что возражения стоит направлять: «В случае признания вас виновным в административном правонарушении, эта информации будет помещена в базу, вас отнесут к группе риска и станут чаще проверять».

В ходе круглого стола участников также интересовал вопрос о налоговом хронометраже, насколько он законен и как должен проходить.

«Он законен, поскольку нормативно определен. Определена и процедура проведения налогового хронометража. Налоговые органы могут отслеживать вас в течение определенного промежутка времени (до 10 дней). Они будут определять выручку за это время. Затем, подсчитав, сопоставят ее со значением, которое было указано вами в налоговой декларации за такой же период времени. Если эти значения будут отличаться несущественно, то результат налогового хронометража является подтверждением того, что вы работаете честно в соответствии с законодательством. Если разница будет существенной, то это может стать причиной внеплановой тематической оперативной проверки», – ответил Алексей Лукашов

Также была затронута и тема встречных проверок, в ходе которых проверяются не только документы проверяемого и его контрагента, но и третьих лиц, которые имели отношение к проверяемым операциям.

Алексей Лукашов рассказал, что если кто-то из контрагентов оказался в перечне лжепредпринимателей, который ведется в соответствии с Указом № 488 от 23 10 1012 г. «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», это не значит, что все те операции, которые проверяемый осуществляли с ним, являются бестоварными и фиктивными.

Если налоговые органы признают операцию с субъектом, который был помещен в этот перечень, бестоварной, то в акте должны быть представлены доказательства – пояснение участников этой сделки и документы, которые берутся в основу сделки. Иначе это можно оспаривать.

На круглом столе были представители разных сфер деятельности. По окончании некоторые участники поделились впечатлением о полезности такого мероприятия.

Ирина, ООО «Элин»: «Всякая информация подобного рода очень полезна. Поняла для себя, что мы не являемся беззащитными перед проверяющими органами и что мы имеем право и возможность побороться за свои слова. Для меня было познавательно».

Елена, Хоккейный клуб «Юность-Минск»: «Интересно было все, потому что первый раз на таком мероприятии была. Очень много по своему вопросу узнала о составлении актов, как подавать опровержение – эта информация нас очень интересовала».

Анаит, Национальный центр интеллектуальной собственности: «Тема, мне кажется, актуальна для всех организаций как государственных, так и хозяйственных. Было достаточно интересно, информация подавалась систематизированно. Учитывая еще большой уровень знаний и опыт спикера старшего юриста Алексея Лукашова, было достаточно интересно узнать и какая практика по данного рода проверкам. Некоторые аспекты, которые были освещены,  даже нам, юристам, не все были известны. Например, каким образом, где, как себя вести. Тем более представляю, насколько полезнее и познавательнее эта информация была для участвовавших сотрудников различных организаций, которые не являются юристами».

6471