Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Авторское право и копирайтеры

Весной 2010 года ко мне обратился известный российский копирайтер и блоггер Денис Каплунов (http://www.blog-kaplunoff.ru) с просьбой ответить на наболевшие вопросы копирайтеров:

«Здравствуйте, Илья! Спасибо Вам за то, что нашли время для ответов на мои вопросы. В последнее время в мире Интернет-копирайтинга наблюдаются бурные обсуждения темы авторского права. Слишком много противоречивой информации. И мне захотелось узнать мнение профессионального юриста с высокой квалификацией.

Основная специфика «нашего брата» – это написание текстов на заказ, а также для продажи через специализированные биржи копирайтинга. И периодически мы сталкиваемся с некоторыми «щепетильными» ситуациями, которые реально способны поставить нас в тупик.

Я был бы Вам признателен, если бы Вы нам подсказали, как себя правильно вести, чтобы защитить свои права. И, хотелось бы узнать, имеем ли мы вообще какие-то права?  Чтобы наша беседа носила предметный характер, предлагаю ее выстроить в форме конкретных ситуаций».

СИТУАЦИЯ 1.

Копирайтер получает заказ для написания текста. Выполняет работу в четком соответствии со всеми требованиями. Статья принимается заказчиком. Автор получает вознаграждение через биржу. Вопрос: имеет ли он право размещать данную работу в собственном портфолио, указывая себя автором? Или такое действие обязательно должно быть согласовано с заказчиком? Ситуация в том, что данный текст может появиться в Интернете, подписанный совсем другим автором. Но, фактически он был написан копирайтером. Как себя вести в такой ситуации? Имеет ли в данном случае заказчик или покупатель готового текста право распоряжаться им по своему усмотрению и ставить под ним свое авторство?

…………………………………………………………………………………….

Ответ по ситуации 1

Илья Латышев: Возможность разместить статью в собственном портфолио автора зависит от того, как этот вопрос урегулирован в договоре, заключенном между автором и заказчиком.

Договор этот может быть заключен в виде отдельного документа (напечатанного и подписанного сторонами). Либо этот договор может быть заключен путем обмена письмами, которые содержат все существенные условия договора.

Если автор работает через биржу, то заключение договора может происходить путем присоединения автора и заказчика к определенным правилам работы этой биржи.

Поэтому если договор в любом из описанных выше вариантов есть, вопрос о возможности дальнейшего использования автором написанной им статьи необходимо смотреть в договоре.

В договоре необходимо обратить внимание на то, какие права на статью автор передает заказчику. Если заказчику передаются исключительные права – тогда без прямого указания в договоре на возможность разместить статью в портфолио автор этого сделать не может, необходимо в каждом случае использования статьи просить на это разрешения заказчика. Если заказчику передаются неисключительные права – то автор может использовать статью наравне с заказчиком, не испрашивая его разрешения.

Если договора ни в одном из указанных выше вариантов между автором и заказчиком не заключено, то можно говорить вообще о том, что заказчик не получил от автора никаких прав на статью и поэтому использовать ее не может. J Автор же, как обладатель исключительных авторских прав, в этом случае может использовать статью любым способом без согласования с заказчиком.

Что касается вопроса с авторством, то независимо от того, какие права переданы заказчику на статью, право авторства остается за копирайтером. Никто не имеет права называться автором данной статьи кроме того конкретного человека, который ее реально написал. Это касается как заказчика, так и любых иных лиц.

Если копирайтер столкнется с ситуацией, когда его статья публикуется с указанием в качестве автора другого лица, он может написать соответствующие претензии заказчику (если статья писалась на заказ) и/или владельцу ресурса, где статья опубликована. В претензии необходимо описать ситуацию, привести доказательства своего авторства, потребовать указать под статьей имя копирайтера или снять статью с ресурса.

Если претензия останется без ответа и никто никаких действий по исправлению ситуации не предпримет, то можно обратиться в суд либо в правоохранительные органы для привлечения нарушителей к ответственности.

СИТУАЦИЯ 2.

На бирже копирайтинга появляется «заманчивый» заказ по написанию серии статей. При этом гонорар весьма привлекательный. Как условие, заказчик предлагает исполнителям написать тестовое задание размером с полноценный текст. Весь заказ достанется тому, чья работа заинтересует заказчика больше всего. К примеру, в таком «конкурсе» согласилось принять участие 10 авторов. Через несколько дней, допустим, один автор получает отказ по причине того, что его работа не подошла. Но, со временем он ее обнаруживает в Интернете опубликованной «слово в слово» за подписью другого автора. Как себя правильно вести такому обманутому автору?

……………………………………………………………………………………..

Ответ по ситуации 2

Илья Латышев: На этапе участия в выполнении тестовых заданий необходимо собирать доказательства того, что: а) конкретное лицо объявило такой конкурс, б) этот автор написал такой текст, в) этот автор передал написанный им текст организатору конкурса.

При наличии доказательств указанных моментов в случае появления плагиата можно будет отстоять свои права и наказать нарушителей, поскольку прав на использование текста копирайтер в данном случае заказчику не передавал.

Если же доказательств не будет, то копирайтеру можно будет лишь посокрушаться на тему того, что авторские права в Интернете не соблюдаются…

СИТУАЦИЯ 3

Серьезный журнал оформляет заказ через биржу на подготовку аналитической статьи. Выбирает копирайтера. Статья принимается. И публикуется (как в самом печатном издании, так и в его Интернет-версии). Авторство указывается копирайтера. Так происходит несколько раз. Но статьи публикуются на внутренних страницах. Приходит очередной заказ на серьезную аналитическую статью. Журнал остается очень доволен работой. И текст публикуется как «главная статья номера» на первом развороте. Но, авторство стоит уже другого человека. В интернет-версии данный текст появился под авторством копирайтера, но, в значительно  урезанном варианте, без иллюстративного и графического материала. Копирайтеру сообщили, что это ошибка верстальщика. Вопрос: как поступить копирайтеру в таком случае, если он очень дорожит такой статьей и желает, чтобы под ней стояло его авторство?

……………………………………………………………………………………..

Ответ по ситуации 3

Илья Латышев: Вопрос здесь заключается опять же в наличии доказательств: а) договорных отношений между журналом и автором, б) передачи конкретной статьи для публикации в журнале.

Если автор может доказать, что это именно его статья опубликована в журнале, тогда «ошибка верстальщика» может стоить журналу суммы от 120 до 585 000 долларов США (иск на взыскание штрафа в таком диапазоне автор может предъявить журналу, однако белорусский суд обычно взыскивает суммы, близкие к нижнему пределу этого диапазона).

До суда дело можно не доводить, предложив журналу опубликовать информацию о том, что автором этой статьи в действительности является этот копирайтер, и выплатить копирайтеру определенное возмещение за нарушение его права авторства.

СИТУАЦИЯ 4

Копирайтер получает заказ на бирже. Готовит текст. Заказчик его не принимает, мотивировав тем, что ему не понравилась манера изложения. И просит исполнителя отказаться от выполнения работы. При этом говорит, что не будет оставлять негативного отзыва и восстановит рейтинг. Через время выясняется, что текст уже опубликован благополучно в сети. Классический пример обмана автора. Как себя вести в такой ситуации?

……………………………………………………………………………………..

Ответ по ситуации 4

Илья Латышев: Ответ аналогичен ответу по ситуации 2.

СИТУАЦИЯ 5

Копирайтер получил заказ. Выполнил работу. Заказчик отправляет текст на доработку с рекомендациями переписать все в другом стиле. В конечном счете, копирайтер обнаруживает, что оба текста опубликованы. А, фактически, ему оплатили только как за одну работу. Как ему себя вести в таком случае?

………………………………………………………………………………………

Ответ по ситуации 5

Илья Латышев: Если заказчик отказался принимать первый текст, то даже при наличии договора между ним и автором нельзя говорить о том, что он получил права на этот текст.

Соответственно, использование этого текста заказчиком является т.н. «бездоговорным». За это автор может потребовать от заказчика, как минимум, выплаты авторского вознаграждения. По максимуму автор может подать иск в суд на взыскание компенсации в размере, указанном в ответе по ситуации № 3.

СИТУАЦИЯ 6

Копирайтер по заказу выполнил работу. Текст получился очень интересный, актуальный и востребованный. Копирайтер получил свое вознаграждение. При этом заказчик указывает свое авторство. Данная статья неоднократно публикуется на разных носителях. И за это заказчик получает гонорары, как автор. Является ли такая ситуация правомерной? И должен ли в таком случае заказчик делиться с копирайтером гонорарами?

………………………………………………………………………………………

Ответ по ситуации 6

Илья Латышев: Здесь необходимо разделить вопрос авторства и вопрос распределения гонорара.

Право авторства, как я уже указывал выше, непередаваемо. Заказчик ни в каком случае не может указывать себя в качества автора публикуемой статьи. Если он так делает, то это нарушение прав копирайтера, влекущее ответственность.

Что касается гонорара, то здесь ответ на вопрос будет зависеть от наличия между автором и заказчиком договора и условий этого договора.

Если договор есть и по нему права на статью переданы заказчику, то он может использовать эту статью любыми предусмотренными в договоре способами и не должен делиться гонораром с автором.

Если договора нет либо он есть, но права на статью по нему заказчику не передаются, то права на гонорар заказчик вообще не имеет. Гонорар в таком случае полностью принадлежит автору.

СИТУАЦИЯ 7

Данная ситуация актуальна для тех, кто имеет собственный сайт или блог. Есть такая практика, что при написании текстов используются иллюстративные материалы. Вопрос заключается в следующем – если определенная картинка скачивается с какого-то сайта (в том числе и с базы бесплатных клипартов), в ней меняется фон, некоторые расцветки, но сам рисунок остается неизменным – является ли это плагиатом?  Как лучше поступать в подобных случаях, если есть желание воспользоваться той или иной картинкой?

……………………………………………………………………………………….

Ответ по ситуации 7

Илья Латышев: Общее правило здесь таково. Любой объект авторского права (в том числе фотографии, рисунки и т.д.) может использоваться третьими лицами только с разрешения автора или иного правообладателя. Использованием в данном случае будет также переделка изображения (замена фона, расцветки и т.д.) – если это будет делаться без согласия автора, то это тоже будет плагиатом.

И здесь главная проблема заключается именно в нахождении автора или иного правообладателя на тот объект, который хочет использовать копирайтер.

Если на сайте указано, что все рисунки или фотографии с него можно использовать бесплатно любым желающим, — это еще не означает, что такое использование будет правомерным. Ведь тот же самый рисунок или фотографию могут разместить на сайте бесплатного клипарта без согласия автора, то есть с нарушением его прав.

Поэтому можно конечно дать совет копирайтерам – ищите автора изображения, которое вы хотите использовать, получайте от него разрешение и используйте его со спокойной совестью. Однако учитывая то, что найти автора в данном случае практически нереально (Интернет-то большой J), я такой совет давать не буду.

Совет будет другим: использовать – используйте, но будьте готовы к тому, что в любой момент может появиться автор или иной правообладатель и предъявить претензии.

В моей практике был похожий случай, когда белорусский дизайнер брал за основу разрабатываемых им обойных декоров рисунки с французского (!) сайта аналогичной тематики, а потом получил претензию от российской компании, которая имела лицензию от французов на использование их рисунков. В претензии его просили прекратить нарушение авторских прав под угрозой взыскания с него компенсации.

СИТУАЦИЯ 8

Данный вопрос из области налогового права уже. Копирайтеры, которые работают через биржу, получают вознаграждение за свою работу. И подлежит ли данный вид заработка налогообложению? Далеко не все зарегистрированы как предприниматели. Обязательно ли это делать вообще? Посоветуйте, пожалуйста, как в такой ситуации правильно поступить?

………………………………………………………………………………………

Ответ по ситуации 8

Илья Латышев: Вопрос, является ли деятельность по созданию объектов авторского права предпринимательской, довольно давно дискутируется и имеет аргументы как «за», так и «против».

Я не буду вдаваться в подробности этой дискуссии. Скажу так – для налоговой инспекции понятнее, когда человек, который получает систематический доход от занятия определенной деятельностью, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Более того, этот вариант более надежен и выгоден для самого копирайтера. Во-первых, его нельзя будет обвинить в незаконной предпринимательской деятельности (дискутировать в суде, а надо ли здесь регистрировать ИП, копирайтеру вряд ли будет интересно). Во-вторых, если после регистрации ИП выбрать упрощенную систему налогообложения, то можно будет экономить 4% на налогах (ставка подоходного налога 12%, а налога при УСН – 8%).

Заключение

Из данных конкретных ситуаций у Вас, наверняка, сложилась общая картина того, что сейчас интересно знать и понимать для копирайтеров. В качестве итога, какую Вы можете дать общую рекомендацию авторам?

………………………………………………………………………………………

Илья Латышев: Какую-то одну «общую» рекомендацию авторам, работающим для Интернет, через Интернет и в Интернет, дать сложно.

Основным здесь, наверное, является необходимость четко осознавать специфику Интернет – здесь твою статью могут «передрать» десятки (а то и сотни) раз, а ты об этом и знать не будешь. А если и узнаешь, то «достать» нарушителя вряд ли сможешь: либо сайт будет безымянным, либо нарушитель будет в другой стране.

Соответственно, копирайтер должен четко осознавать, хочет ли он творить или хочет он тратить время и нервы (а может быть – и деньги) на выявление нарушителей его авторских прав и их преследование.

Исключениями являются ситуации работы с конкретными заказчиками: напрямую или через специальную биржу. Во избежание конфликтных ситуаций отношения с заказчиками необходимо максимально подробно прописывать в договорах. Передачу текстов заказчикам необходимо фиксировать. Если этого не делать, то доказать потом что-либо будет нереально.

Необходимо также помнить, что в договоре должны быть четко прописаны права, передаваемые автором заказчику. Если эти права в договоре не прописаны, они сохраняются за автором. Этот момент можно применять к недобросовестным заказчикам – при возникновении конфликтов говорить им, что статью они использовали без наличия на то прав, за что должны понести ответственность (здесь важно доказать авторство).

Ответственность за нарушение авторских прав может быть гражданско-правовая (штраф с нарушителя в пользу автора от 120 до 585 000 долларов США), административная (штраф с нарушителя в пользу государства: 230 – 580 долларов США с физического лица, до 1160 долларов США с ИП, до 3480 долларов США с юридического лица), а также уголовная (максимальная санкция – 5 лет лишения свободы).

8458