Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Указ №450 — зеленый свет для инвестиционных проектов в определенных сферах

Одним из факторов, который сдерживает вливание прямых иностранных инвестиции в экономику государства, является национальная разрешительная система. Это означает, что перед тем, как непосредственно приступить к осуществлению задуманной деятельности — практической реализации инвестиционного проекта — необходимо получить от государства специальное разрешение (лицензию), которым последнее легитимирует деятельность инвестора.

Парадокс подобной разрешительной системы иногда заключается в том, что государство стремиться взять под контроль все отрасли экономики. С одной стороны, такое «злоупотребление» правом реализуется в рамках принципа национального суверенитета государства, а также необходимости поддержания основ национальной безопасности и публичного порядка.

С другой стороны, могут нарушаться общеправовые принципы достаточности и пропорциональности, при которых соотносятся методы регулирования и их реальные последствия. И если реальная ситуация показывает, что конкретный метод правового регулирования избыточен или неадекватен, то он подлежит пересмотру.

Однако помимо чисто теоретических нюансов возникают и серьезные практические последствия. Отсрочка практического начала реализации инвестиционного проекта из-за продолжительного срока совершения административных процедур, неопределенности в предвидении их результатов, а также всевозможных бюрократических препонов, заставляет инвестора серьезно задумываться и тщательно взвешивать все риски такого проекта.

В результате такой «сдерживающей» разрешительной политики теряет в первую очередь государство. Потенциально интересные сферы вложения частного капитала остаются менее привлекательными, инвестиционные проекты остаются на бумаге, в страну не поступают иностранные инвестиции, не создаются новые рабочие места, не растет национальное богатство нашей страны.

Отметим, что по результатам ежегодного рейтинга Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) за 2011 г. Беларусь расположилась на 68-м месте, несколько ухудшив результат минувшего года. В другом отчете Всемирного банка «Инвестирование через границы» (Investing across borders), в составлении которого участвовали юристы ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ», Беларусь получила довольно высокие показатели.

Тем не менее, результаты ни первого, ни второго исследования не отразили последствий принятия Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ №450). Указанный документ, по нашему мнению, может быть очень интересен и полезен как национальным, так и иностранным инвесторам.

Теперь остановимся подробнее на сферах, в которых произошла либерализация и которые с 1 января 2011 г. станут более открытыми и, возможно, перспективными для инвесторов.

Касательно изменений в регулировании реального сектора отметим, что Указ №450 отменят лицензирование деятельности по заготовке и переработке древесины, а также добыче полезных ископаемых. Несомненно, что это является значительным шагом со стороны государственной власти.

Также хочется отметить, что деятельность в указанных направлениях может быть особенно интересной и очень перспективной в рамках экспорта продуктов такой деятельности. Если инвестор воспользуется нормами, предусмотренными в Декрете от 28.01.2008 №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (далее — Декрет № 1), то сможет использовать серьезные льготы. Среди прочих, при осуществлении внешней торговли товарами собственного производства к предприятиям, применяющим Декрет № 1, не применяются:

— меры нетарифного регулирования путем введения количественных и (или) иных ограничений;

— исключительные права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров;

— требование обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»;

— установление минимальных при импорте и максимальных при экспорте цен на товары;

— специальные процедуры закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями.

Дополнительными областями инвестирования могут стать охотничьи и рыболовные хозяйства, деятельность которых также не подлежит лицензированию с 1 января 2011 г.

Более значительной либерализации подверглась сфера услуг. С 2011 года можно будет осуществлять без получения лицензии такие виды деятельности как: деятельность в области авиации; деятельность в области таможенного дела; транспортно-экспедиционная деятельность; туристическая деятельность; аудиторская деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; деятельность в области связи — пересылка (прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) отправлений ускоренной почты); розничная торговля (за исключением торговли алкогольной и табачной продукцией); деятельность модельных агентств, организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды).

Отдельно хочется отметить, что из сферы лицензирования исключается геодезическая и картографическая деятельность. Предполагаем, что это обстоятельство очень положительно скажется на IT фирмах, которые смогут создавать и вести географические информационные системы без лишних препятствий.

Помимо этого значительным шагом является отмена лицензирования деятельности инвестиционных фондов и посреднической деятельности по видам добровольного страхования, перестрахованию.

Все эти тенденции являются благоприятными для иностранных и национальных инвесторов, а также могут в значительной степени повысить международный инвестиционный рейтинг Беларуси. Тем не менее, хотелось бы надеяться, что это все лишь первые шаги, направленные на либерализацию сферы лицензирования.

 

Максим Черняк, начальник Отдела административных процедур ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ» (с сентября 2012 года «Raidla Lejins & Norcous»)

2362