Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
ДМИТРИЙ БОРОВКО: Турция рассматривает белорусский рынок как перспективный
В сентябре 2015 года в Минске открылся офис международной компании «Кетенджи», головной офис которой находится в Стамбуле. На сегодня у компании еще есть офисы в Москве и Баку. Историю компании, причины открытия офиса в Минске, стратегию развития офиса, какие перспективы видит управляющий аппарат на белорусском рынке, кто является основными клиентами и на что направлен маркетинг компании, а также об общении с турецкими работодателями и клиентами «Юркаталогу» рассказал директор минского офиса «Кетенджи» Дмитрий Боровко.
Как складывалась Ваша юридическая карьера?
Изначально я работал в органах государственного управления, в том числе в сфере уголовного права – по расследованию экономических преступлений, по борьбе с коррупцией. Это было на протяжении пяти лет. После чего я вернулся к своей специализации «хозяйственное право». Пришел в «Арцингер и партнеры», где работал на должности старшего юриста до сентября 2015 года.
В августе турецкие партнеры предложили мне возглавить офис «Кетенджи»в Минске. Я согласился.
Как Сергей Машонский [управляющий партнер «Арцингер и партнеры» - А.К] отреагировал на Ваш уход?
Мы остались друзьями. Я благодарен «Арцингер и партнеры». Я получил там колоссальный опыт.
У меня в «Арцингер и партнеры» осталось много хороших знакомых, с которыми сохраняются добрые отношения. Возможно, в дальнейшем мы будем как-то сотрудничать. Сейчас компания движется дальше, но без меня.
Что дала Вам работа в «Арцингер и партнеры»?
Опыт и знания. Прежде всего опыт работы в крупных проектах, опыт работы с международными клиентами. В «Арцингер и партнеры» я работал в основном в двух практиках: строительство и недвижимость и разрешение споров, в том числе разрешение споров по российскому арбитражному праву в судах Российской Федерации. Это был интересный опыт. За это я им благодарен.
Они помогли мне вернуться из уголовного права в мою первую специализацию «хозяйственное право».
Как опыт первой работы в уголовном процессе помогает в работе сейчас?
Если консультируешь бизнес в Беларуси, ты должен понимать грань, до которой может доходить клиент, и где та черта, после которой могут наступить уголовные последствия для его деятельности.
В голове у меня всегда есть грань, опасения, которые я стараюсь подчеркнуть клиенту, когда консультирую его в налоговом или таможенном законодательстве.
Как представители «Кетенджи» на Вас вышли?
Я сотрудничал с посольством Турции, оказывал им услуги. У нас сложились доброжелательные отношения. Они меня рекомендовали головному офису в Стамбуле.
Я не был единственным кандидатом на должность управляющего партнера. Представители головного офиса приезжали сюда регулярно. Мы несколько раз встретились, нашли взаимопонимание и решили попробовать сотрудничать.
Чем Вас заинтересовало предложение «Кетенджи»?
Это определенный карьерный рост. Это возможность работать самостоятельно. Это шанс развить что-то новое, начать бизнес с самого нуля, несмотря на то, что это достаточно сложно. Наверняка более логично было остаться на предыдущей работе и попытаться там стать партнером.
Была перспектива?
Была.
С какими сложностями столкнулись при открытии минского офиса?
Ни с какими. Белорусское законодательство предельно открыто и лояльно по поводу открытия офиса и получения всех документов.
Были небольшие трудности с поиском офиса, чтобы он подходил концепции, соблюдаемой всеми офисами. Это должно быть здание в центре города, класса «А», чтобы клиентам было удобно приходить к нам. Было три варианта, остановились на бизнес-центре «Титул», потому что он похож на офисы в Москве и в Стамбуле. Трудности были с подбором мебели, чтобы она подходила под дизайн других офисов.
На чем специализируется «Кетенджи»?
Мы специализируемся на полной юридической поддержке иностранных и белорусских клиентов, в частности с экономической деятельностью в Республике Беларусь и/или Турции.
У нас нет какой-то конкретной специализации. Мы консультируем по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности: корпоративное право, слияние и поглощение, антимонопольное право. Также мы консультируем по финансово-банковскому праву, в том числе по вопросам привлечения экспортного финансирования, вопросам инвестиционного законодательства, строительства и недвижимости, разрешения споров.
Кроме того, сотрудники нашего минского офиса имеют опыт представления интересов клиентов в арбитражных судах Российской Федерации и в арбитражном суде Белорусской торговой промышленной палаты.
Планируется, кто будет основными клиентами?
Пока тяжело говорить про основных клиентов. На данный момент у нас есть несколько крупных турецких корпораций, которые заинтересованы в выходе на белорусский рынок и работают над этим. Мы им помогаем с договорами по поставкам продукции, по досудебным взысканиям задолженностей с наших белорусских контрагентов.
Также мы сейчас консультируем ряд белорусских компаний по приведению в исполнение решений белорусского суда на территории Турции.
Еще на данный момент работаем в сфере строительства и инвестиций по поводу строительства новых административных зданий. Здесь «Кетенджи» консультирует действующие белорусские компании, иностранные компании, в том числе с турецким капиталом.
Мы только полтора месяца на рынке. Немного тяжело, но налаживаем контакты. Особое внимание сейчас будем уделять белорусскому инвестиционному форуму, который пройдет в Стамбуле 12-13 ноября 2015 г., будем пытаться привлечь турецкий бизнес.
Наш головной офис является официальным партнером Стамбульской фондовой биржи и имеет возможности по организации и привлечению экспортного финансирования. Мы активно сотрудничаем с посольством Беларуси в Турции, посольством и консульством Турции в Беларуси, планируем также начать сотрудничать с посольством Беларуси в Австрии. Учитывая, что в ближайшей перспективе Турция может стать членом Евросоюза, планируется открытие офисов на Мальте и в Швейцарии.
На что направлен маркетинг «Кетенджи»?
У нас уже есть список клиентов, работающих с офисами в других странах. Мы определились с теми клиентами, которые сейчас присутствуют на рынке Беларуси, со всеми провели деловые встречи, презентовали нашу компанию, рассказали им о наших возможностях и о наличии определенной сети.
Также мы провели переговоры с 80% турецкого бизнеса, который присутствует на белорусском рынке, и представили свою стратегию развития. Особое внимание будем уделять мероприятиям, проводимым за рубежом для потенциальных инвесторов. Первое из них – это инвестиционный форум в Стамбуле, о котором я уже говорил. Дальше планируем участвовать в австрийско-белорусских деловых кругах, германских деловых кругах.
Если офис в Минске открывается в кризис, значит, головной офис видит перспективы на белорусском рынке. Какие?
В области инвестиций.
Из Турции?
Не только из Турции. Из России, из Европы, из США. У «Кетенджи» есть юристы в офисе, которые уполномочены вести и оказывать юридические услуги в США, есть юристы, зарегистрированные в Англии.
Потихонечку сеть разрастается, пополняется новыми юристами, международными экспертами в определенных отраслях права, которые работают на несколько офисов.
Моя задача, помимо всего прочего, – искать инвесторов и убеждать их работать на этом рынке. Сейчас не то время, когда можно ждать, что к юристу придут и дадут какую-то работу. Ты тоже должен найти работу, предложив инвестору интересные перспективы на белорусском рынке с точки зрения безопасности и прибыльности его работы.
На белорусском рынке еще присутствуют офисы каких-то турецких юридических компаний?
Нет. У многих белорусских юридических компаний есть партнеры в Турции. «Кетенджи» является первой и на данный момент единственной международной юридической компанией с турецким капиталом, вышедшей на белорусский рынок.
Мы открыты к сотрудничеству с белорусскими, литовскими, украинскими и польскими юридическими компаниями.
Кого Вы видите своими основными конкурентами?
Сложно говорить о конкуренции в самом начале пути. Конкурентом может быть любая юридическая компания, у которой похожая с «Кетенджи» позиция и стратегия работы с клиентами, а также спектр и уровень услуг.
Какое у минского офиса «Кетенджи» конкурентное преимущество перед другими юридическими компаниями Беларуси?
У нас несколько юристов-экспертов, которые работают по международному праву, прежде всего по внешней торговле. Наши юристы владеют несколькими иностранными языками, имеют опыт работы за границей и право оказывать юридические услуги в США и ЕС.
Например, Анна Стахеева, наш международный юрист. Она работала в ведущих юридических компаниях мира, в том числе в «Бейкер и Макензи» и «Кинг и Вуд Малэсонз». Она представляет интересы клиентов и консультирует их, в частности, по различным вопросам антимонопольного права ЕС.
Плюс мы ориентированы на то, что Беларусь входит в орбиту ЕС. Белорусскому бизнесу необходимы услуги по европейскому праву и представление интересов в различных организациях на территории ЕС.
Расскажите историю «Кетенджи»?
Компания была основана в 1989 году в Стамбуле адвокатом Дениз Кетенджи. Сейчас она входит в управляющий состав компании вместе со своим братом адвокатом Сельчуком Эрдоганом.
Юридическая фирма «Кетенджи» открылась как небольшая фирма, специализирующаяся на уголовном праве и праве средств массовой информации и коммуникаций. Быстро развиваясь, «Кетенджи» в 90-х годах расширила спектр юридических услуг, включив в свою команду экспертов из различных областей права.
Несмотря на интенсивный рост компании, каждый офис должен позиционироваться как бутик – юридическая компания с максимальным вниманием на каждого конкретного клиента. Мы оказываем сугубо индивидуальные услуги крупным клиентам.
Последнее время на белорусском рынке видна тенденция к укрупнению юридических компаний. Почему Вы думаете, что формат «бутика» будет выгоден?
Сложно сказать, что на белорусском рынке есть очень крупные компании.
Наша компания вписывается в концепцию «бутик – юридическая фирма», где около 40–50 юристов. Возможно, это мое понимание, но до 40 юристов – это еще не крупная фирма. Юридическая фирма «Кетенджи» гордится своей ориентированностью на клиента. Этот метод настраивает на достижение желаемых целей и поддержание высочайшего уровня связи с клиентом на протяжении работы с ним.
Сколько в минском офисе сотрудников?
Пять сотрудников и один адвокат.
Будет открываться адвокатское бюро?
Пока мы только сотрудничаем с адвокатом. На данном этапе сложно сказать, насколько необходимо открытие адвокатского бюро.
Откуда набирали сотрудников?
Из ведущих юридических компаний. Подбираем под практики: корпоративное законодательство, трудовое право, инвестиции.
Из каких компаний?
Не хотелось бы говорить об этом на данном этапе.
Трудно переманить сотрудников?
Трудно найти хорошего сотрудника, а переманить… Наверное, в большинстве случаев это вопрос заработной платы. Ведь в стране кризис, и зарплата сегодня имеет значение. Плюс карьерные перспективы.
Человек, который приходит в новую компанию, прекрасно понимает, что у него здесь больше шансов стать партнером в случае удачного развития офиса. Человек работает с нуля и изначально имеет большую лояльность у головного офиса и у руководства минского офиса.
Нанимаете сотрудников со знанием турецкого языка?
У нас есть сотрудники со знанием турецкого языка. Антонина Вольская, мой ассистент, – официальный переводчик с турецкого языка. Она присутствует на всех встречах с турецкими коллегами или клиентами. Может осуществлять и нотариальный перевод. Екатерина Чикляукова, менеджер по развитию бизнеса, также свободно владеет турецким.
Хотя основным языком общения с головным офисом у нас все равно является английский.
Руководитель минского офиса только один – Вы?
Да. Управляющий партнер головного офиса Сельчук Эрдоган регулярно курсирует между стамбульским и минским офисом. Планируем пригласить в нашу команду еще одного старшего юриста. На данный момент ведем переговоры.
Какие перспективы у белорусского юридического рынка в ближайшее время, на Ваш взгляд?
Перспективы будут зависеть от экономической ситуации. Хотя юридический рынок не всегда к этому привязан. Иногда в кризисные времена юристы получают работы больше, чем когда идет определенный экономический подъем.
Юридический рынок у нас находится в стадии становления по сравнению даже со странами Прибалтики или с Турцией. Люди не так часто прибегают к юридическим услугам. Хотя ситуация меняется. Думаю, в дальнейшем обращения к юристам будут носить более массовый характер. Практика показывает, что тот, кто работает с юристами на аутсорсинге, юркомпаниями, имеет больший успех и меньше проблем. И это находит свой отклик среди бизнесменов, государственных предприятий, которые столкнулись с такой проблемой в рамках модернизации определенных производств. Иногда лучше сразу начать работать с юристами, чем иметь проблемы на конечном этапе, когда разрешить их становится действительно сложно.
Часто государственные организации изначально считают, что стоимость юруслуг высокая. Однако, получая конкретный результат, понимают, что они платят деньги за определенную качественную работу. И это стоит того.
Расскажите про офис в Баку. Почему там?
Офис в Баку открылся на год раньше офиса в Минске. Стамбульский офис на Баку возлагает надежду, так как Азербайджан является одним из самых динамично развивающихся регионов на постсоветском пространстве с учетом природных ресурсов.
Баку рассматривается как очень перспективный рынок.
Турецкий народ имеет свою культуру общения. Как Вам работается с турецкими работодателями и клиентами?
Что касается непосредственно работодателя, на данный момент опыт сугубо позитивный. Что касается клиентов – это крупные компании, поэтому тяжело сказать, насколько они являются турецкими. По большей части это международные компании с интернациональным персоналом. Общение нечасто происходит с гражданами Турции.
К слову, наш стамбульский офис является ярким примером интернациональной семьи, где наряду с турецкими гражданами работают представители Украины, России и других стран Европы.
Что Вы почерпнули из правил ведения турецкого юридического бизнеса?
Отношение к клиенту – максимально уделить внимание клиенту, работать на предупреждение проблем. Каждому клиенту уделяется повышенное внимание и разъясняются потенциальные риски, связанные с текущей или планируемой деятельностью.
Тому, с каким трепетом подходят к работе с клиентом наши международные юристы с опытом работы более 10-15 лет, мне еще стоит поучиться.
Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»
Комментарии (0)