Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Как иностранцам вести бизнес в Беларуси — 2014
За последний год белорусское законодательство значительно поменялось. В результате этого для нерезидентов сократилось количество вариантов ведения бизнеса в Беларуси.
Год назад, планируя выход на белорусский рынок, иностранная компания могла выбирать: работать здесь через агента, открывать юридическое лицо или открывать представительство (российские бизнесмены часто называли его филиалом). Сейчас остались только первые два варианта.
Работа через представительство
С 1 января 2014 года представительствам иностранных компаний в Беларуси запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
Они могут открываться только для осуществления от имени и по поручению головной компании деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в том числе по: изучению товарных рынков Республики Беларусь, изучению возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и т.д.
До 2014 года возможность работать в Беларуси через представительство использовали многие иностранные компании. Кто-то из них вел полноценную коммерческую деятельность, уплачивая все предусмотренные налоги в белорусский бюджет. Кто-то – просто нанимал в представительство белорусских сотрудников и они отрабатывали «заказы» головной компании (этот вариант был хорош тем, что позволял не уплачивать НДС и налог на прибыль с суммы финансирования, направляемой представительству).
С начала 2014 года им пришлось переформатировать свою работу. Многие представительства иностранных компаний сейчас закрываются, а выполнявшиеся ими коммерческие функции передаются вновь создаваемым нерезидентами юридическим лицам. Другие – меняют характер своей деятельности с коммерческой на подготовительную и вспомогательную. Коммерческая деятельность в данном случае также возлагается на юридические лица.
Работа через юридическое лицо
Открыть в Беларуси юридическое лицо и вести бизнес через него – это на сегодняшний день, по сути, основной вариант для нерезидентов. Однако и в его регулировании произошли изменения.
В конце января 2014 года утратил силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, действовавший с октября 2001 года. На смену ему пришли два закона: Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» и Закон Республики Беларусь «О концессиях».
В своей первоначальной редакции Инвестиционный кодекс предусматривал значительные льготы для иностранных инвесторов: освобождение от ввозного НДС и таможенных пошлин оборудования, вносимого в качестве вклада в уставный фонд, освобождение от обязательной продажи валютной выручки, возможность нанимать иностранного директора без получения дополнительных разрешений, мораторий на изменение налогового законодательства для компаний с иностранными инвестициями, иные налоговые и неналоговые льготы.
За годы действия Инвестиционного кодекса льготы для иностранных инвесторов из него постепенно исключались. И в последние несколько лет их практически не осталось.
Тем не менее, Инвестиционный кодекс разделял юридические лица на две категории: обычные белорусские и со специальным статусом компаний с иностранными инвестициями (объяснить разницу между ними иностранным бизнесменам, особенно не русскоговорящим, было довольно тяжело).
Статусом компаний с иностранными инвестициями обладали юридические лица с участием нерезидентов, в которых вклад нерезидентов составлял не менее 20 000 долларов США.
Это могли быть либо совместные, либо иностранные предприятия (в сокращенном варианте – СП, ИП, СООО, ИООО – в зависимости от организационно-правовой формы). В совместных предприятиях был также и белорусский капитал, в иностранных – только иностранный.
Соответственно, принимая решение об открытии компании в Беларуси, иностранный инвестор раньше мог выбирать: вкладывать 20 000 долларов США и больше и получать специальный статус, дававший право на тот или иной объем льгот (в зависимости от действующей редакции Инвестиционного кодекса), или же вкладывать денег меньше и открывать обычное белорусское юридическое лицо. Льгот в последнем случае для таких компаний не было.
Как показывала практика, многие нерезиденты выбирали первый вариант. Даже тогда, когда льгот по Инвестиционному кодексу почти не осталось. Дело в том, что субъективное отношение со стороны чиновников или контрагентов к ИООО или СООО было лучше, чем к обычным ООО. Буква «И» или «С» в аббревиатуре организационно-правовой формы подчеркивала статус.
С отменой Инвестиционного кодекса и этого не осталось.
Теперь статус компаний с иностранными и национальными инвестициями уравняли. И специальные льготы для иностранных инвесторов и компаний с их участием отменили. Даже открытым до отмены Инвестиционного кодекса ИООО и СООО пришлось в срочном порядке получать спецразрешения на работу для своих директоров-иностранцев (за исключением разве что граждан Российской Федерации).
Поэтому сейчас любой нерезидент может открыть в Беларуси исключительно обычное белорусское юридическое лицо. Выбирать он может только его организационно-правовую форму: унитарное предприятие, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, открытое или закрытое акционерное общество и т.д.
Из перечисленных организационно-правовых форм наиболее популярными являются унитарное предприятие и общество с ограниченной ответственностью.
Общества с дополнительной ответственностью в Беларуси были популярны тогда, когда законодательство закрепляло минимальные размеры уставных фондов 400 евро для ОДО и 1600 евро для ООО. После того, как требования к размеру уставных фондов уравняли, смысла открывать ОДО и брать на себя дополнительную ответственность для учредителей не стало.
Акционерные общества в Беларуси не столь популярны из-за отсутствия нормального рынка ценных бумаг.
Основное отличие между унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью – это количество учредителей. ООО с одним учредителем, в отличие от России, в Беларуси создать нельзя. Поэтому если учредитель у новой компании один, то вариант для него тоже один – открывать унитарное предприятие.
В ООО (также как и в ЗАО) учредителей может быть от двух до пятидесяти. Если больше пятидесяти – то открывается открытое акционерное общество.
Иные отличия унитарного предприятия от ООО заключаются в следующем. Юридический адрес унитарного предприятия может быть в жилом помещении (квартире, доме) учредителя, а юридический адрес ООО – только в административном (офисном) помещении. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности его учредителю, а само предприятие владеет им на праве хозяйственного ведения.
Раньше унитарное предприятие от ООО отличала также возможность первого не иметь главного бухгалтера (ведение бухгалтерского учета в данном случае возлагалось на директора независимо от его квалификации и познаний в бухгалтерском учете). Однако в 2014 году новая редакция Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» распространила данную возможность на микроорганизации (организации со средней годовой численностью сотрудников до 15 человек) независимо от их организационно-правовой формы. Однако теперь директор, чтобы вести бухгалтерский учет, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам: специальное образование и опыт работы не менее трех лет.
Процедура открытия юридического лица особых изменений в последнее время не претерпела: подготовка документов, подача их в регистрирующий орган, прохождение т.н. пострегистрационных процедур (заключение трудовых договоров (контрактов) с руководителем и главным бухгалтером, изготовление печати, открытие счета в банке и т.п.).
Единственным принципиальным изменением здесь стала отмена необходимости открывать временный счет для формирования уставного фонда, который раньше требовалось открывать до обращения за государственной регистрацией компании. Теперь уставный фонд можно формировать в течение одного года после государственной регистрации компании. Соответственно, денежные вклады участников можно вносить непосредственно на расчетный счет компании после его открытия.
Требований по минимальному размеру уставного фонда для унитарных предприятий и ООО законодательство сейчас не предусматривает. Можно вложить хоть 1 доллар и начинать работу.
Процедура открытия компании «под ключ» занимает около двух недель. При этом начинать деятельность (в частности, заключать договоры) новая компания может уже на следующий день после государственной регистрации (при условии, что в оперативном порядке у нее назначены директор и бухгалтер, изготовлена печать и открыт расчетный счет).
Работа через агента
Что касается варианта работы с агентом, то несомненными его плюсами будут следующие. Работа с агентом (юридическим или физическим лицом Республики Беларусь) требует от нерезидента меньшего участия и меньших капиталовложений за счет того, что нерезидент не будет создавать в Беларуси какую-либо структуру.
В то же время, агент менее подконтролен нерезиденту и при желании может в любое время расторгнуть договор или вступить в деловые отношения с конкурентами нерезидента. В договоре, который будет заключаться между нерезидентом и агентом, можно предусмотреть невозможность одностороннего его расторжения со стороны агента и невозможность агента вступать в аналогичные договорные отношения с другими нерезидентами, однако в случае несоблюдения этих требований агентом защитить свои интересы нерезидент сможет только в судебном порядке.
При этом следует учитывать и налоговые аспекты. При определенных договорных схемах работы через агента у нерезидента может возникнуть в Республике Беларусь постоянное представительство для целей налогообложения. А это повлечет необходимость уплачивать здесь НДС и налог на прибыль.
——————————
Есть у нерезидентов еще вариант работы через проведение на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ. Но в силу специфичности и узкой направленности этой сферы мы его рассматривать не будем.
Комментарии (1)