Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Платные дороги Беларуси: можно ли не платить?
До недавнего времени единственной белорусской платной дорогой была трасса М1 (от Бреста до границы с Россией). А с 01 июля 2013 года (фактически с 01 августа текущего года) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2012 года №268 введена в действие система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь (ЕТС-система, BelToll).
За непродолжительный срок действия системы электронного сбора платы в ее адрес было множество нареканий и претензий со стороны рядовых пользователей дорог. Во многих случаях недовольство обусловлено недостаточным знанием пользователями платных дорог своих обязанностях, легкомысленным отношением к необходимости внесения платы за проезд, а часто и вовсе неведением о самом существовании ЕТС-системы. Настоящая статья призвана дать общее представление о функционировании системы электронного сбора платы за проезд, а также правах и обязанностях пользователей платных дорог.
Кто должен платить за проезд?
Прежде всего следует отметить, что начало и конец платной дороги можно определить соответственно по дорожным знакам «5.42 Платная автомобильная дорога» и «5.43 Конец платной автомобильной дороги». Взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным дорогам осуществляется только при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.
Платить за пользование платной дороги не придется, если вы являетесь собственником (владельцем) или водителем транспортного средства, зарегистрированного на территории государства-члена Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонн, в том числе при буксировке прицепа. Не взимают оплату и с водителей мопедов и мотоциклов; зарегистрированных на территории Республики Беларусь колесных тракторов и самоходных машины; транспортных средств оперативного назначения; транспортных средств, используемых в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Всем остальным (включая белорусские грузовики) для пользования платной дорогой придется обеспечить наличие в транспортном средстве устройства электронной оплаты (бортового устройства), для чего заключить договор пользования платной дорогой с ГУ «Белавтострада» и зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы.
Пользователи, использующие маршрутные транспортные средства, осуществляющие городские перевозки пассажиров, а также транспортные средства, используемые в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Республики Беларусь и других государств не освобождены от обязанности заключить договор и обеспечить наличие устройства электронной оплаты, однако вносить плату за пользование платной дорогой им не надо.
Как пользоваться платной дорогой?
При заключении договора на пользование платной дорогой и регистрации в системе пользователь получает устройство электронной оплаты, которое находится в собственности Республики Беларусь и предоставляется в безвозмездное пользование под условием внесения залоговой стоимости устройства: для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны – 20 евро, для транспортного средства с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны – 50 евро.
Каждое устройство электронной оплаты персонализируется под отдельное транспортное средство. Запрещается переустанавливать устройство электронной оплаты на другое транспортное средство вне зависимости от его категории и класса.
В случае отчуждения транспортного средства его собственник (владелец) обязан снять данное транспортное средство с учета в системе электронного сбора платы и вернуть устройство электронной оплаты. При возврате устройства, как правило, возможно вернуть его залоговую стоимость и остаток средств предоплаты.
Плата взимается за проезд по расчетному сегменту платной дороги (с перечнем расчетных сегментов можно ознакомиться на www.beltoll.by). Обязательство по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного расчетного сегмента. Размер платы определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности расчетного сегмента в километрах с точностью до 10 метров.
Плата за проезд может вносится пользователями в режиме предоплаты или в режиме оплаты по факту (с использованием топливных карт) как в наличной, так и безналичной форме. Плата взимается с пользователей платной автомобильной дороги в белорусских рублях исходя из установленных тарифов в Евро по официальному курсу Национального банка на дату оплаты из расчета:
- для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно – 0,04 Евро за 1 км;
- для транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонн с 2 осями – 0,08 Евро за 1 км, с 3 осями – 0,10 Евро за 1 км, с 4 осями – 0,12 Евро за 1 км.
В случае выявления факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной дороге собственником (владельцем) транспортного средства вносится плата в увеличенном размере. Взимание платы в увеличенном размере осуществляется уполномоченными должностными лицами Транспортной инспекции.
Плата в увеличенном размере по своему целевому назначению не отличается от обычной платы и не относится ни к одному из видов юридической ответственности.
Размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере на сегодняшний день составляет за проезд одного сегмента платной дороги:
- для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно – 50 Евро (в случае фиксирования неполной оплаты) и 100 Евро (в случае фиксирования неоплаты);
- для транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонн (независимо от количества осей) – соответственно 130 Евро и 260 Евро.
Вопреки расхожему мнению, уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции обладают весьма широким спектром прав в рамках контроля за соблюдением пользователями платной дороги порядка взимания платы за проезд, среди которых, в том числе, следующие:
- производить в соответствии с законодательством Республики Беларусь остановку транспортных средств;
- истребовать у водителя транспортного средства водительское удостоверение и свидетельство о регистрации (технический паспорт) на транспортное средство, а также иные документы в соответствии с законодательством;
- принимать в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании и (или) принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Что делать, если вы не согласны с требованиями или решениями, связанными с начислением и взиманием платы за проезд?
Все споры и разногласия в связи с пользованием платной дорогой, начислением и взиманием платы за проезд, в том числе платы в увеличенном размере, разрешаются путем направления претензий по форме, утвержденной Минтрансом (скачать форму можно на www.beltoll.by).
Претензии в связи с начислением и взиманием платы за проезд предъявляются в ГУ «Белавтострада» (220073 г. Минск, пер. 4-й Загородный, д. 58а, кабинет № 12) не позднее 15 рабочих дней с момента, когда пользователь узнал или должен был узнать об обстоятельствах, ставших основанием для предъявления претензии, но не позднее 6 месяцев с даты, когда такие обстоятельства имели место, путем заполнения установленной формы претензии на официальном сайте, пункте обслуживания (пограничном пункте обслуживания), направления в службу технической поддержки.
Претензии в связи с начислением и взиманием платы в увеличенном размере предъявляются в Транспортную инспекцию (220088, г. Минск, ул. Смоленская, 15-717), в срок не позднее 15 календарных дней с момента составления акта нарушения.
Претензии, не связанные с начислением и взиманием платы за проезд по платным дорогам, в том числе претензии в связи со сбоями и неисправностями в работе системы электронного сбора платы, предъявляются в ГУ «Белавтострада» в течение одного рабочего дня с момента обнаружения сбоя или неисправности.
Полезные Интернет-ресурсы:
www.beltoll.by – Официальный интернет-сайт системы Beltoll (регистрация транспортного средства в системе электронного сбора платы; общая информация о системе; карта платных дорог; перечень расчетных сегментов; порядок предъявления претензий; форма претензии; информация о бортовых устройствах; порядок его технологической эксплуатации; информация о пунктах обслуживания; карта пунктов обслуживания; калькулятор оплат);
http://www.belavtostrada.by – Официальный интернет-сайт ГУ «Белавтострада» (ставки за проезд; регистрация транспортных средств; общая информация о системе);
http://www.mtkrbti.by – Официальный интернет-сайт Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (общая информация о системе; порядок предъявления претензий; форма претензии).
Полезные телефоны:
+375 172 798 798 – Инфолиния Beltoll (общие вопросы функционирования системы, не связанные со взиманием оплаты);
8 (017) 259 80 05 (тел.); 8 (017) 216 93 42 (факс) – ГУ «Белавтострада» (вопросы, связанные со взиманием оплаты, иные вопросы);
+375 17 293 47 84 (тел.); +375 17 293 43 95 (факс) – Транспортная инспекция Минтранса (вопросы, связанные со взиманием платы в увеличенном размере, иные вопросы);
8 (0162) 29 87 67 – Отдел информационной и аналитической работы Филиала Транспортной инспекции Минтранса по Брестской области (вопросы, связанные со взиманием платы в увеличенном размере, иные вопросы).
Уважаемые читатели! Присылайте Ваши вопросы, касающиеся гражданского, коммерческого, налогового, жилищного, семейного, трудового и иных отраслей права, а также пожелания по поводу интересующей вас тематики последующих статей на электронный ящик адвокатского бюро «ПравоВиК» info@pravovik.by.
Прудников Евгений Владимирович, стажер адвоката адвокатского бюро «ПравоВиК»
Прудников Сергей Владимирович, помощник адвоката адвокатского бюро «ПравоВиК»
Комментарии (0)