Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Меню

Экономику поддержали. Когда поддержат бизнес?

Комментарий к указу Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики».

Когда в день принятия Указа № 143 я разместил новость о нем у себя в Фейсбуке в виде фразы, вынесенной в заголовок статьи, основная масса комментариев от людей бизнеса была такой – не надо нам поддержки, лишь бы работать не мешали. К сожалению, белорусский бизнес в текущей ситуации рассчитывает исключительно на себя. В отношении государства особой надежды на поддержку нет, есть опасения, чтобы не сделали еще хуже.

Принятый Указ «О поддержке экономики» полностью соответствует такому настрою бизнеса. Он не содержит ожидаемых деловым сообществом норм о налоговых или арендных каникулах. Он не предусматривает субсидирования бизнеса. Он не содержит норм, упрощающих ведение бизнеса в Беларуси. Зато он возвращает внеплановые проверки (в том числе и вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования) с возможностью до 90 дней закрывать объекты торговли и общепита. Он уполномочивает «задним числом» Совмин на «определение порядка формирования и применения цен и тарифов, принятие иных мер в области ценообразования, необходимых для стабилизации ценовой ситуации». И еще много чего.

Но давайте обо всем по порядку.

 

От вируса пострадали еще не все

В самом первом пункте Указ № 143 делит бизнесы на тех, кто «наиболее подвержен неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации» и всех остальных. Основные из предусмотренных Указом мер поддержки касаются только первой категории. Перечень соответствующих видов экономической деятельности вынесен в Приложение к Указу (далее – Перечень, Приложение). Туда включены, в частности, туристическая деятельность, образование, торговля и общепит, аренда и лизинг (автомобилей, воздушных судов, бытовых товаров и т.п.), операции с недвижимым имуществом (в том числе, деятельность агентств недвижимости), услуги по временному проживанию, транспортная деятельность и т.д.

Сам по себе подход – поделить бизнесы на более и менее пострадавшие и предоставить основную поддержку только первым – мне кажется неверным.

Сегодняшняя ситуация в экономике имеет эффект домино, когда из-за эпидемиологической ситуации страдают все бизнесы, а не только включенные в Приложение к Указу. Упавший спрос на многие услуги не первой необходимости ведет к падению выручки всей цепочки бизнесов. Но при этом, к примеру, отсрочку по оплате аренды предоставят только тем, чьи виды деятельности включены в Перечень. А те бизнесы, которые не включены в Перечень, но чья выручка упала из-за неплатежей «пострадавших» бизнесов, должны будут платить аренду по полной.

 

Налоговых каникул не будет

Уже сам факт принятия Указа № 143 после истечения срока для уплаты налогов за 1 квартал показывает отношение государства к идее налоговых каникул для бизнеса.

Налоговых каникул не будет.

Будет только отсрочка, рассрочка и налоговый кредит по местным налогам и арендной плате за земельные участки, подлежащим уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. Да и то будет это не для всех, а только для двух категорий плательщиков:

- для юрлиц и ИП, основной вид деятельности которых включен в Перечень;

- для государственных (доля государства более 50%) арендодателей (ссудодателей), предоставивших отсрочку по оплатам своим арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, а также тем, чей основной вид деятельности которых включен в Перечень.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.

При этом указанная отсрочка, рассрочка и кредит действуют только при условии полной и своевременной уплаты республиканских налогов и сборов.

Нет денег на уплату республиканских налогов – нет отсрочки на уплату местных!

Местные органы власти также вправе принимать решения об уменьшении сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки. Это будет касаться «отдельных категорий» плательщиков (арендаторов) и пока распространяется только на 2 и 3 кварталы 2020 года. Будем ждать местного нормотворчества, чтобы понять, что это будут за категории. Радует только то, что льготы все же будут предоставлять отдельным категориям, а не отдельным плательщикам.

Указ вводит и иные моменты, которые касаются налогов:

- в 2020 году можно однократно поменять порядок налогового учета курсовых разниц;

- ИП-единщики вправе перейти на иной порядок налогообложения (к примеру, УСН) с 1-го числа календарного месяца 2020 года, не дожидаясь, как это было раньше, начала следующего календарного года;

- самозанятым в случае временного неосуществления деятельности с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. производится зачет или возврат единого налога в соответствии со статьей 66 Налогового кодекса Республики Беларусь;

- из объектов налогообложения подоходным налогом с физических лиц исключены доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий;

- затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в состав внереализационных расходов;

- и т.д.

Также областным и Минскому городскому Советам депутатов в течение II и III кварталов 2020 г. рекомендовано уменьшать до 2 раз размер применяемых в этот период ставок единого налога. Посмотрим, прислушаются ли они к этой рекомендации.

Однако, если резюмировать блок налоговых норм Указа, можно сказать только одно – революции не произошло…

 

Арендных каникул тоже не будет

Будет только отсрочка по 30 сентября 2020 г. для отдельных категорий арендаторов и ссудополучателей. Затем – рассрочка оплаты отсроченных сумм платежей по 31 декабря 2020 г.

Отсрочку будут предоставлять арендодатели (ссудодатели) с долей государства более 50%:

- арендаторам недвижимого имущества, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, а также оказывающим бытовые услуги населению, – по оплате арендной платы за пользование этим имуществом;

- ссудополучателям недвижимого имущества, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, а также оказывающим бытовые услуги населению, – по возмещению ссудодателям определенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией этого имущества.

Следует акцентировать внимание, что отсрочка и рассрочка будут предоставляться не автоматически, а по заявлению арендатора (ссудополучателя). Условия отсрочки/рассрочки будут регулироваться соответствующими дополнительными соглашениями к договору аренды (безвозмездного пользования).

Госкомимущества на своем сайте разместил следующий алгоритм действий по предоставлению отсрочки.

Если к действующим договорам аренды до вступления Указа в силу были заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми с 1 апреля 2020 г. произведен перерасчет размера арендной платы с учетом размера базовой арендной величины, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 162, необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором зафиксировать размер арендной платы, установленный до 1 апреля 2020 г., на период до 30 сентября 2020 г.

Если размер арендной платы в договорах аренды был зафиксирован только в базовых арендных величинах, внесение изменений в такие договоры не требуется.

Арендная плата, в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г., включая арендую плату за март 2020 г, а также задолженность по арендной плате, уплачиваемые после 31 марта 2020 г., должны определяться исходя из базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек.

Если арендная плата за март и апрель 2020 г. были уплачены после 1 апреля 2020 г. с учетом увеличенного размера базовой арендной величины, излишек арендной платы не возвращается, а засчитывается в счет последующих платежей.

Отсрочка уплаты арендной платы (возмещения ссудодателям начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость) предоставляется по заявлению арендатора (ссудополучателя) с месяца последнего произведенного им платежа, но не ранее 1 апреля 2020 г.

Если арендная плата, рассчитанная с увеличенным размером базовой арендной величины, не была уплачена арендатором, он имеет право указать в заявлении срок предоставления ему отсрочки с 1 апреля 2020 г. При этом штрафные санкции за несвоевременное внесение арендной платы не применяются.

Госкомимущества обратил внимание, что в соответствии с Указом в заявлении о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы также должны быть указаны сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.

Арендодатель (ссудодатель) обязан при наличии заявления от арендатора (ссудодателя) предоставить ему отсрочку.

Дополнительное соглашение к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества должно быть заключено в течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) от арендатора (ссудополучателя) заявления о предоставлении отсрочки.

Частным арендодателям лишь «рекомендуется» давать арендаторам отсрочку и уменьшать размер арендной платы. И эта рекомендация касается не только арендаторов из «пострадавших» сфер. То есть частники вправе оказывать поддержку всем арендаторам. Правда, за свой счет.

Указ закрепил мораторий на увеличение размера базовой арендной величины до 30 сентября 2020 г. В марте 2020 г. ее уже повысили, и, исходя из буквального прочтения Указа, у меня сложилось впечатление, что назад ее не уменьшат. Однако, как видно из информации Госкомимущества, до 30 сентября все же будет применяться старый размер базовой арендной величины.

 

Трудовые отношения

Не успели работники порадоваться тому, что об изменении существенных условий труда их обязаны уведомить за месяц, как Указ № 143 сократил этот срок до 1 дня. Не во всех, конечно, случаях, а только в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Кроме того, на уменьшение размера оплаты труда это не распространяется (прямо – по крайней мере).

Также наниматели получили право без согласия работника на срок до 3 месяцев производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Зато теперь если ребенок до 10 лет признается контактом первого уровня (или второго уровня при наличии респираторных симптомов), осуществляющим уход за ним лицам положено пособие по временной нетрудоспособности. Начисляется оно в общем порядке, установленном Совмином.

 

Возвращение внеплановых проверок

Неожиданной мерой «поддержки экономики» стало введение в Указ пункта по внеплановым проверкам. Назначить их могут министры здравоохранения, антимонопольного регулирования и торговли, а также председатель Госстандарта. Причем назначить их могут и в отношении вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в области торговли и общепита (по общему правилу, напомню, действует мораторий на проведение проверок).

При этом указанным должностным лицам дано право приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней, в случае выявления по результатам проверки таких объектов фактов нарушения законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, рекламе, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

В нынешних условиях закрытие объекта до 90 дней фактически означает подписание ему смертного приговора.

 

Две ложки меда в бочке дегтя

Столь же неожиданной позитивной новостью Указа стало распространение норм подпункта 5.6 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» на отношения, возникшие до вступления в силу этого Декрета. Указанный подпункт касается больной для нашего бизнеса темы привлечения учредителей и руководителей юрлиц к субсидиарной ответственности.

Указ № 143 предусматривает, что принятые по 25 февраля 2018 г. судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, не исполненные на день вступления в силу настоящего Указа, в неисполненной части могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

То есть повезло тем, кто еще не исполнил вынесенные в их отношении решения. Их могут пересмотреть. Как пойдет практика таких пересмотров, пока непонятно. Коллеги отмечают, что есть судебные решения, где прямо написано, что Декрет № 7 не является вновь открывшимися обстоятельствами. Но по крайней мере основание для подачи заявления на пересмотр появилось.

Тем же, кто вынесенные решения исполнил, не остается ничего иного, как пожалеть о своей платежеспособности и законопослушности.

Еще одним неожиданным лично для меня моментом стало упоминание изменения курса белорусского рубля, который устанавливает НБ РБ, по отношения к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 процентов. Если это обстоятельство имело место и договор госзакупки с поставщиком на этом основании расторгается, то поставщик не попадает в список неблагонадежных поставщиков.

Чем примечателен этот момент? Никогда: ни в 2009, ни в 2011, ни сейчас судебная практика не считала изменение курса форс мажором или существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Только в самих договорах стороны могли прописать последствия изменения курса: право на отказ от договора, право в одностороннем порядке изменить цену и т.д. А теперь изменение курса фигурирует в нормативном акте! На моей памяти это впервые. Хочется верить, что эту тенденцию поддержат и суды.

Это были основные, на мой взгляд, моменты Указа № 143.

 

Илья Латышев, юрист, директор частного предприятия «Юридическая компания Ильи Латышева»

697
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.