Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Меню

Требуйте от клиентов вернуть подписанные договор и акты

Был у меня как-то клиент хитро…й. Не подписал договор («ой, у меня печать не с собой»). Оплатил предоплату по счету. Получил услугу (разработанный договор). Акт не подписал (просто стал в молчанку играть). Потом заказал еще разработку договора. Тоже оплатил предоплату по счету, тоже акт не подписал.

А спустя пару лет прислал претензию с просьбой вернуть «ошибочно уплаченные» (два или три раза!!) суммы.

Я его послал с его претензией. Он пошел в суд. Причем не сам, а юриста нанял. И юрист был на 200% уверен, что на «раз-два-три» взыщет с меня эти деньги.

Но когда я представил суду кипу документов: разработанные договоры, переписка, подписанный клиентом заказ на разработку второго договора (как чувствовал я, что надо от него хоть какой-то подписанный документ получить) — юрист сник и на второе заседание пришел уже сам клиент. Он же пришел и в апелляцию поддерживать свою жалобу на решение об отказе в иске.

Это была одна из немногих апелляций, когда я сидел и получал удовольствие, глядя, как судьи сношают противную сторону)))

Поэтому всегда требуйте от клиентов возвращать вам подписанные договоры. Если у клиента «нет с собой печати», пусть просто подпишет договор. Печать можно поставить позже. Пусть пришлет скан договора по электронной почте. Если договора нет — велик риск получить иск на взыскание неосновательного обогащения в сумме, полученной от клиента по этому неподписанному договору.

❗То же касается и актов. Многие сейчас выступают за односторонние акты (я на эту тему уже писал) или вообще за отсутствие акта. Опустим сейчас бухгалтерские нюансы о том, что акт является первичным учетным документом. Юридический нюанс такой — акт является одним из самых веских подтверждений, что услуги по договору оказаны и претензий у клиента нет. Почему «одним из»? Потому что в моей практике были дела, когда даже при наличии подписанного акта о том, что «услуги оказаны качественно и в срок, претензий у заказчика нет», заказчик подавал иск в суд и суд взыскивал с исполнителя полученные за услуги деньги. Но это скорее исключение из правил.

195
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.