Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Еще раз о правах владельца гарантийного автомобиля

Опубликованная 26.06.2019 на данном сайте статья адвоката Вадима Валерьевича Коробко «Как поменять неисправный автомобиль Lada Vesta по гарантии» вызвала существенный интерес у владельцев гарантийных автомобилей. В редакцию сайта стали поступать обращения от владельцев разных марок автомобилей, которые реализуются либо эксплуатируются на территории Республики Беларусь, в связи с чем, возникла необходимость в подготовке «большой» статьи, посвященной данному вопросу.

По сложившейся традиции обращаемся к адвокату Вадиму Валерьевичу Коробко, занимающемуся юридической практикой по делам данной категории и просим его проанализировать и поделиться своей частной практикой и мнением по вопросу целесообразности правового диалога между собственниками гарантийных автомобилей и официальными дилерами.

Предисловие:

Приобретая новый автомобиль, будь-то бюджетный сегмент либо авто премиум-класса Клиенты преследуют разные цели, но в большинстве случаев, главной целью является желание избавить себя от постоянных ремонтов, характерных для б/у автомобилей. Люди готовы переплатить за новый автомобиль, лишь бы в будущем не приходилось осуществлять его постоянный ремонт за свой счет, а если иногда и приходилось, то на него распространялась бы гарантия и ремонт производился цивилизовано и бесплатно за счет дилера.

 

Парадокс заключается в том, что, для примера, Клиенты могут купить б/у авто, стоимостью 15 000 долларов США в эквиваленте, покататься на нем около 1 года, потратить за этот год на его возможный ремонт либо техническое обслуживание примерно 500 долларов США, а может и меньше, в зависимости от марки авто, а через год этот автомобиль может даже вырасти в цене до 15 500 долларов США в эквиваленте, учитывая непредсказуемость и стихийность автомобильного рынка. Приобретая новый автомобиль, к примеру, за 20 000 долларов США в эквиваленте, Клиенты однозначно готовы к тому, что, выехав за двери дилерского центра, он уже теряет в стоимости, а в процессе его эксплуатации и после истечения срока действия гарантии его стоимость может упасть на 1/3.

 

Но люди сознательно идут на переплату за гарантию и стоит сказать, часто оказываются ей довольны, пользуются данным автомобилем и рекомендуют своим друзьям приобретать только новые автомобили. Такие люди к адвокатам не обращаются. Ко мне и моим коллегам обращаются Клиенты, у которых уже появились проблемы. Надеюсь, в будущем нормой жизни будет другая практика, когда ко мне либо к моим коллегам будут обращаться на этапе покупки автомобиля с целью разъяснения действующего законодательства и планирования на будущее правильного правового диалога с дилерами, иначе эйфория от покупки нового авто очень быстро может смениться на негатив.

О цели публикации данной статьи.

Ко мне обращаются многие Клиенты, которые попадают в неприятные ситуации, связанные с взаимоотношениями между ними и дилерами, однако, в масштабах страны, я уверен, проживает огромное количество людей, которые просто не знают, как им действовать в похожих ситуациях, каковы их права, каковы обязанности дилеров, какие гарантии законом  предоставлены собственникам гарантийных автомобилей, насколько они защищены, к кому они могут обратиться по данным вопросам за защитой их прав, многие просто не знают, что есть адвокаты, которые данными вопросами занимаются. К тому же, как я указывал в предыдущей статье данного цикла, я полагаю, что вследствие незнания закона, многие просто не знают и потому не хотят заниматься решением своих проблем либо полагают, что это бесперспективно, бесполезно. Однако, я не могу понять того, когда Клиенты приобретают новый автомобиль с гарантией за условные 40 000 рублей (20 000 долларов США в эквиваленте), а потом не хотят отстаивать свои права. Официальная средняя начисленная заработная плата по стране за июнь 2019 года составила около 1080 рублей, стоит предположить, что средняя заработная плата после вычета налогов и взносов может составить около 900 рублей. Таким образом, граждане приобретают автомобили за условные 45 ежемесячных заработных плат, иногда еще и в кредит, рассчитывая на последующее бесплатное гарантийное обслуживание дилером, однако, в реальности сталкиваются с моральным и материальным дискомфортом.

 

Иногда вообще возникают интересные случаи, когда в первый год эксплуатации автомобилей возникают проблемы с его покраской, появляются проблемы с двигателем и коробкой. Дилер может устранить данные проблемы по гарантии, но разве легче от этого Клиенту, который будет уже пользоваться перекрашенным автомобилем и за какую стоимость он потом его продаст в таком виде. И это хорошо, если потенциальные проблемы будут дилером устранены навсегда, а если нет либо данные проблемы вновь появятся после их устранения.

Однако, я уверен, что правовая культура населения Республики Беларусь будет расти и публикация данной статьи тому будет способствовать, хотя бы в вопросе взаимоотношений между дилером и собственником гарантийного авто. Одной из целей публикации статьи, является повышение правовой грамотности населения и рекомендации жителям развивающейся «цифровой страны» стараться постепенно уходить в 21-м веке от вечного желания экономить, ведь как говорят в народе, проблему легче заранее выявить и упредить, чем ее потом очень долго лечить.

 

О подготовке статьи не только теоретического характера, но и использовании в ней анализа юридической практики адвоката по ведению поручений Клиентов по делам данной категории.

В ранее опубликованных статьях были рассмотрены вопросы замены автомобиля и взыскания денежных средств вследствие ненадлежащего качества реализованного дилером автомобиля по причине наличия в нем недостатков. Проанализировав свой опыт ведения дел данной категории, я пришел к выводу о том, что, если о праве собственника на замену автомобиля вследствие его ненадлежащего качества, хоть немногие, но знают, то о праве на замену автомобиля, выплату за него денежных средств либо о праве на взыскание штрафных санкций в размере 1% от стоимости автомобиля вследствие превышения максимальных сроков гарантийного ремонта знают только единицы.

В связи с актуальностью и наличием существенного интереса к данному вопросу в настоящей статье я решил ознакомить граждан и разъяснить действующие положения законодательства Республики Беларусь по вопросу прав собственников автомобилей в случае превышения дилером срока гарантийного ремонта автомобиля, а также в целом проанализировать и обобщить свою личную практику ведения дел данной категории.

 

Немного теории.

Какие права имеет собственник автомобиля при превышении официальным дилером срока гарантийного ремонта автомобиля?

В Законе «О защите прав потребителей», в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2018 N 111-З (далее в настоящей статье — Закон) указано, что в отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара, к которым относится и автомобиль, потребитель вправе предъявить требования, о замене некачественного товара на товар надлежащего качества, а также заявить требования о расторжении договора, возврате автомобиля и взыскании денежных средств в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара. Обнаруженные недостатки товара должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно и незамедлительно. В случае, если устранить недостатки товара незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. По письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до тридцати дней.

 

Исходя из вышеизложенного, срок для ремонта Вашего автомобиля не может составлять более 14 дней со дня обращения к дилеру и только по письменному соглашению между дилером и собственником автомобиля он может быть увеличен до 30 дней. Таким образом, при превышении срока ремонта автомобиля более 14 дней либо более 30 дней, при условии Вашего письменного согласия, со дня фактического обращения к дилеру, подачи письменной заявки (заказа) о необходимости проведения ремонта автомобиля и передачи самого автомобиля по акту приема-передачи, собственник автомобиля может заявлять требования о замене автомобиля либо расторжении договора и взыскании денежных средств.

 

Кроме того, собственники автомобилей имеют право требовать выплаты штрафных санкций (неустойки) за превышение сроков гарантийного ремонта в размере 1% от стоимости реализованного автомобиля за каждый день просрочки гарантийного ремонта.

 

Помимо изложенного, собственник автомобиля имеет право на взыскание компенсации морального вреда, как в случае превышения срока гарантийного ремонта автомобиля, так и в случае неудовлетворения дилером досудебной претензии с предложением добровольного удовлетворения требований.

 

К кому можно обратиться по вопросу замены автомобиля, выплаты денежных средств, взыскания штрафных санкций, консультации, подготовки документов и ведения Вашего дела?  

По данному вопросу Вы можете обратиться к адвокату Минской областной коллегии адвокатов Вадиму Валерьевичу Коробко, предварительно записавшись на прием по контактным данным, указанным в настоящей статье.

 

Теперь к практике:

Думаю, многие уже привыкли, что практика не всегда совпадает с теорией. Так, по роду своей работы приходится сталкиваться со случаями, когда граждане совершают ключевые ошибки, которые приводят к негативным последствиям. Далее я опишу примерные проблемы, с которыми ко мне обращаются Клиенты и те ошибки, которые они совершают.

 

О праве собственника автомобиля на взыскание штрафных санкций (неустойки) с дилера при превышении срока гарантийного ремонта автомобиля в размере 1% от стоимости автомобиля.

Работая по делам данной категории, я пришел к выводу, что почти все Клиенты, которые ко мне обращаются, предоставляют договоры купли-продажи автомобиля, где в главе об ответственности сторон указано, что при любом нарушении прав потребителя (собственника автомобиля), в чем бы данное нарушение не выражалось, ответственность дилера устанавливается в размере от 0,0001 до 0,01 % цены товара за каждый день, так называемой просрочки. Проще говоря, к примеру, если дилер превысит срок гарантийного ремонта Вашего автомобиля на 1 день Вы вправе претендовать на компенсацию, исходя из вышеуказанных процентов. Учитывая их незначительный размер, многие Клиенты отказываются от реализации данного права.

 

Несмотря на то, что я работаю адвокатом и  не первый день веду дела данной категории, я не перестаю удивляться таким условиям договора, которые напрямую противоречат действующему законодательству Республики Беларусь. Так, условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом «О защите прав потребителей» и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными. В ст.26 Закона предусмотрено, что за нарушение продавцом (дилером) сроков, в том числе, безвозмездного устранения недостатков товара, продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю (собственнику автомобиля) за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

 

Исходя из вышеизложенного, у собственника гарантийного автомобиля имеется гарантированное законодательством Республики Беларусь право требования неустойки в размере 1 % от стоимости автомобиля, а не мизерные 0,0001 %, как в основном указано в договорах купли-продажи, а это уже совсем другие суммы.

Часто Клиенты, которые ко мне обращаются,  выражают искреннее удивление, когда узнают о вышеуказанном праве, ведь в договоре указан совсем другой размер процентов, а положений законодательства о защите прав потребителей, чаще всего, граждане практически не знают. Вместе с тем, поскольку в ст.26 Закона не указано о том, что стороны вправе определить иной, по сравнению с указанной статьей размер процентов в договоре, который бы имел определяющее значение, а значит, в расчет необходимо брать только тот размер процентов, который установлен ст.26 Закона.

В том числе и по вышеуказанной причине я рекомендую гражданам обращаться за консультацией к адвокатам, которые специализируются на данной категории дел, знают все тонкости и нюансы данного вопроса, будут готовы разобраться и помочь Вам в конкретной ситуации.

 

О праве на компенсацию морального вреда вследствие нарушения дилером любых прав собственника автомобиля.

Компенсация морального вреда, причиненного потребителю (собственнику автомобиля) вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Другими словами, если дилер не удовлетворил досудебную претензию, то в суде Вы имеете право заявлять требования о возмещении Вам морального вреда по данному факту. Кроме того, если дилер нарушил срок ремонта гарантийного ремонта автомобиля, Вы также имеете такое право.

 

Главное, что необходимо помнить, что любого рода подписание Вами письменных документов, где будет указано о том, что у Вас отсутствуют какие-либо претензии к дилеру, может являться основанием к отказу в удовлетворении данных требований. Причем, необязательно это будет отдельный документ, это может быть и Ваша подпись под печатным текстом об отсутствии Ваших претензий в заказ-наряде (акте) выполненных работ либо в любом другом документе. Рекомендую быть очень внимательными.

 

О праве собственника гарантийного автомобиля обратиться в суд без оплаты государственной пошлины.

Если все же добровольно урегулировать ситуацию дилер отказывается, тогда единственным вариантом остается судебный порядок.

Так, освобождаются от государственной пошлины при обращении в суд истцы за рассмотрение исковых заявлений о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, а также апелляционных и надзорных жалоб по таким делам.

 

О праве собственника автомобиля при нарушении его прав требовать от дилера возмещения расходов, в том числе, расходов на адвоката. 

В соответствии со ст.135 ГПК Республики Беларусь стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства.

 

О праве вести свои дела самостоятельно либо поручить ведение дела адвокату.

В данном случае Клиент сам выбирает вариант работы. Работа адвоката по данному вопросу оказывается на платной основе, однако, в вышеуказанном пункте подробно указано о том, каким образом можно компенсировать данные расходы. При поручении ведения дела адвокату Клиент вправе выдать нотариально удостоверенную доверенность на имя адвоката, который будет представлять его интересы по данному вопросу, как во внесудебном, так и в судебном порядке, как вместе с Клиентом, так и без участия самого Клиента. Образцы необходимой доверенности адвокат вправе подготовить для Клиента индивидуально, учитывая каждый случай в отдельности. Расходы по оформлению доверенности могут быть взысканы в судебном порядке.

 

О потенциальных проблемах непрофессионального отношения к делу ремонтных организаций, а также некомпетентного отношения к делу самих Клиентов.

Одним из проблемным моментов может стать реакция дилера на какую-либо существенную поломку в гарантийном автомобиле. Клиент может  столкнуться с ситуацией, когда при первичном осмотре либо дефектации автомобиля сервисный центр дилера придет к выводу, что ремонт автомобиля может повлечь более 14 дней и собственник автомобиля может не дать согласие на продление данного срока либо ремонт может вовсе затянуться на срок более 30 дней, даже при условии согласия на это Клиента, при таком варианте Клиент не может быть застрахован от принятия дилером решения о том, что случай не является гарантийным, а предполагаемый ремонт автомобиля можно осуществить только на платной основе за счет Клиента. При таком варианте у Клиента возникает обязанность доказывать ненадлежащее качество товара, а это уже сложнее. Для того, чтобы этого избежать, я всегда рекомендую не рисковать, а обеспечить личное участие в осмотре поломки автомобиля либо, что лучше всего, привлечь эксперта, который вправе присутствовать при проведении осмотра автомобиля, фиксировать проводимые работы и сам осмотр автомобиля и вправе в будущем, при необходимости, проводить экспертизу и готовить заключение эксперта, а также при наличии каких-либо злоупотреблений выступать гарантом соблюдения Ваших прав. В противном случае, Клиенты сталкиваются с ситуациями, когда они никак не застрахованы и полагаются исключительно на «порядочность» ремонтной организации, которая привлекается дилером для осмотра, дефектации и ремонта автомобиля. Если собрать воедино жалобы Клиентов, которые ко мне обращаются, то выглядят они примерно так: «Обратились к дилеру с заявкой на проведение ремонта гарантийного автомобиля, в заявке описали симптомы предполагаемых дефектов, авто передали дилеру для ремонта. На своем личном присутствии либо присутствии эксперта не настаивали, поскольку не полагали, что это необходимо, казалось бы, все очевидно, есть проблема, машина на гарантии, я водитель со стажем и точно уверен, что моей вины, как водителя, в появлении поломки однозначно нет. Прошло время, оказалось, что дилер признал дефект не гарантийным случаем и предложил ремонт только на платной основе. Что делать?». В такой ситуации привлечение эксперта к осмотру автомобиля уже может быть бесперспективным. В такие ловушки попадают очень многие, застраховать себя нельзя, а вот упредить это можно и нужно.

 

Об обязанности дилера осуществить ремонт гарантийного автомобиля точно в сроки, установленные законодательством, и о праве, а не обязанности собственника автомобиля «входить в положение дилера».

Иногда я встречал случаи, когда Клиенты подают заявки на проведение нескольких видов работ либо замену нескольких узлов, агрегатов либо смешанные виды работ, однако дилер осуществляет замену либо ремонт только некоторых деталей или выполняет некоторые виды работ, при этом оставшаяся часть поломок (дефектов) в заявке остается просто нерассмотренными, а это уже право Клиента на реализацию своих прав, связанных с превышением срока гарантийного ремонта.

Приведу пример. Клиент подает заявку на ремонт двигателя, появление вздутий лакокрасочного покрытия автомобиля (так называемых «жуков»), замену переставшей функционировать камеры заднего вида. Дилер устраняет первые две проблемы, а в отношении камеры заднего вида вопрос остается открытым по причине отсутствия такой детали на складе и устного предложения дилера Клиенту обратиться через месяц или два, когда такая деталь появится на складе. Хочу указать, что здесь появляется самое главное заблуждение Клиентов, которое заключается в том, что они считают, что они действительно обязаны ждать. Конечно, каждый сам для себя решает, идти на уступки дилеру и не поднимать панику или реагировать немедленно. Хочется напомнить только о том, что Клиент вправе сам решать, «входить в положение дилера» или нет, это право человека, но не обязанность.

 

О проблеме отсутствия у собственника автомобиля копий поданных заявок (заказов) на ремонт, актов дефектации, заказ-нарядов (актов) выполненных работ.

К такого рода ошибкам относятся случаи, когда собственники автомобилей не сохраняют у себя копии заявок (заказов) на ремонт гарантийного автомобиля, которые они заполняют у дилера при передаче автомобиля для ремонта либо отсутствуют копии актов дефектации автомобиля, которые подписывает дилер по результатам дефектации автомобиля с описанием выявленных проблем и выводом о том, имеется ли в действительности в автомобиле какой-то дефект, является ли он гарантийным случаем либо нет.

Часто на руках у Клиентов отсутствуют копии заказ-нарядов (актов) выполненных работ по устранению недостатков автомобиля. В таких случаях, остается надеяться только на то, что эти документы останутся у дилера и он их предоставит по запросу самого собственника либо его адвоката, а это, как говорится, совсем другая история.

Кроме того, в самих заявках на ремонт автомобиля часто содержатся очень краткие и не всегда информативные сведения о дефекте (поломке), ее описании и симптомах ее проявления.

 

Я рекомендую Клиентам, которые ко мне обращаются, всегда делать фото либо обычную копию всех документов по вопросу эксплуатации либо ремонта гарантийного автомобиля (заявок, актов дефектации, заказ-нарядов, спецификаций и т.д.), а лучше заполнять данные документы в 2-х экземплярах, в будущем они могут понадобиться.

 

О праве требовать замены автомобиля, выплаты денежных средств, взыскания неустойки, несмотря на предоставление «подменного» автомобиля.

Некоторые Клиенты полагают, что, если дилер предоставляет, так называемый подменный автомобиль, на время ремонта гарантийного автомобиля, то они теряют право требования какой-либо компенсации либо замены автомобиля на новый или взыскания денежных средств. Это заблуждение, такое право собственник автомобиля не теряет. По Закону дилер не обязан предоставлять подменный автомобиль, поскольку автомобиль  входит в Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар. Вместе с тем, иногда дилеры все же предоставляют подменный автомобиль, зависит от конкретной ситуации и дилера. Вместе с тем, предоставление данного автомобиля на период ремонта гарантийного автомобиля не лишает Клиента права требовать денежную компенсацию либо замену автомобиля или взыскания денежных средств при превышении сроков ремонта гарантийного автомобиля.

 

О праве требовать замены автомобиля, выплаты денежных средств, взыскания неустойки после того, как дилер уже фактически произвел ремонт гарантийного автомобиля за свой счет, а также о правовых последствиях подписания письменных документов об отсутствии каких-либо претензий.

Следующим заблуждением является то, что Клиенты полагают, что, если дилер превысил срок гарантийного ремонта автомобиля, однако сам ремонт по итогу произвел, то они лишается права требовать выплаты штрафных санкций либо замены автомобиля, выплаты денежных средств. Это не так. Данные требования можно заявлять и после выполнения работ, однако, нужно помнить о том, что, если при передаче автомобиля после ремонта Клиент в письменной форме укажет об отсутствии претензий к дилеру, это может являться основанием к отказу в удовлетворении данных требований.

 

О правах собственника автомобиля при приобретении гарантийного автомобиля в лизинг.

При приобретении автомобиля в лизинг в отношении прав собственника автомобиля и обязанностей дилера существенно ничего не меняется, за исключением того факта, что данные правоотношения вытекают из договора аренды с правом выкупа. Учитывая, что по своей правовой природе данный договор является смешанным и содержит в себе одновременно элементы договоров аренды и купли-продажи, полагаю, обоснованно к данным правоотношениям применять нормы законодательства о купле-продаже товаров.

 

 

 

Итог:

Отстаивать свои права, тратить свое время и денежные средства на адвокатов, экспертов и т.д., либо смириться, «войти в положение дилера», проще к этому относится, каждый решает сам. Клиентам, которые ко мне обращаются, я всегда говорю следующим образом: «Главное – сделать правильный выбор». Для тех людей, которые смотрят в правовое настоящее и будущее страны, потратили значительные денежные суммы на приобретение дорогостоящих новых автомобилей, хотят знать о своих правах и готовы их отстаивать, рекомендация простая — не стоит экономить на защите Ваших прав профессионалами.

 

Вадим Валерьевич Коробко, адвокат

Минской областной коллегии адвокатов, магистр права.

тел.моб.: +375-29-174-40-04 (viber, whatsapp)

e-mail: advokate-minsk@mail.ru

748