Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Меню

Франчайзинг в Беларуси

Суть белорусского франчайзинга заключается в том, что он практически не представлен на рынке Беларуси. Искаженное понятие термина «франчайзинг» используется и употребляется как угодно, но только не так как это должно быть на самом деле. Кто то, что-то себе представляет об этом инструменте ведения бизнеса, но это представление не всегда, к сожалению, соответствует действительности.

Более «точен» в своих изъяснениях законодатель. Впервые термин франчайзинг был упомянут в далеком 1998 году, когда в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) была внесена Глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». В Главе содержалась всего одна ст. 910, которой было суждено стать пионером новых отношений. Её содержание сводилось к следующему:

1. По договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т. п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

2. Отношения по франчайзингу регулируются законодательством. Договор франчайзинга может быть заключен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Это было бы поистине знаменательное событие, если ли бы не одно обстоятельство. Норма, закрепленная в ГК, не нашла своего логического продолжения, т. к. никаких подзаконных актов в её развитие так и не было издано. Последствием этого стало отсутствие практики применения статьи ГК, и, как следствие, франчайзинговые отношения «повисли в воздухе» на последующие 6 лет.

В 2004 году белорусский законодатель опять обратился к франчайзингу.

В Главу 53 ГК Республики Беларусь были внесены изменения и дополнения, которые позволяют говорить о возникновении правовой основы для развития отношений франчайзинга на территории Республики Беларусь.

С того времени ситуация начала понемногу меняться. Теперь уже можно заключать договоры франчайзинга, регистрировать их и начинать развивать по всей стране сети кафе, супермаркетов, СТО, ателье, производств мебели и т. д. Однако этого не произошло.

Первый договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь только 23 января 2006 г. (франчайзер — «НТС» ООО, франчайзи — «ЦЕНТР» ООО).

Помимо норм ГК договор франчайзинга, в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, регулируется Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», Законом Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 910 ГК, по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Сторонами договора франчайзинга могут выступать исключительно коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и подлежит регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь (далее — НЦИС). Незарегистрированный договор считается недействительным.

Практика заключения договоров как национального так и международного франчайзинга в Республике Беларусь немногочисленна. Однако налицо динамика развития данных отношений. По состоянию на 2007 год в НЦИС было зарегистрировано 4 договора франчайзинга, а в процессе рассмотрения находилось всего несколько заявок. На начало 2009 г. зарегистрировано уже 49 договоров франчайзинга.

Основное место занимают договоры национального франчайзинга, причем абсолютное большинство среди них относится к сфере розничной торговли.

В сфере ритейла электробытовыми товарами работают по договорам франчайзинга ООО «Электросервис и Ко» (около 20 договоров) и ООО «ТОТЛЕР». Что касается реализации одежды, то здесь преобладает ООО «Оранжевый верблюд», которое занимается торговлей детскими вещами и обувью.

Имеются также и международные договоры франчайзинга, но их количество незначительно.

Во-первых, на территории Республики Беларусь заключены 4 международных договора сервисного франчайзинга (аудиторские услуги), в которых правообладателем выступает Латвийская фирма КПМГ Болтикс СИА.

Во-вторых, по договору международного франчайзинга функционирует ресторан Фрайдис в центре Минска.

В-третьих, в сфере розничной торговли обувью работает сеть салонов Opinions (правообладатель ОПИНИОНС ЛИМИТЕД (Кипр), Лимассол).

В-четвертых, на белорусский рынок пришел гостиничный франчайзинг — правообладателем выступает Сикс Континентс Хотелс, Инк., Атланта, Джоржия (США), а пользователем Иностранное частное унитарное гостиничное предприятие «МИНСК ПРИНЦЕСС ОТЕЛЬ» Акционерного общества «ИРАДА» (РБ). По указанному международному договору франчайзинга в центре Минска был построен и уже функционирует гостиничный комплекс «Crown Plaza Minsk».

Подобная ситуация на рынке Беларуси связана в первую очередь с неосведомленностью субъектов хозяйствования с принципами деятельности франчайзинговых сетей. Мало кто из предпринимателей представляет себе, что такое франчайзинг, какие плюсы и минусы он может принести. Для обывателя это скорее красивое слово, чем целостный и по настоящему коммерческий феномен, который кроет в себе не только простую передачу товарного знака, фирменного наименования и других объектов интеллектуальной собственности. Это ещё и комплекс знаний, нераскрытой информации, деловой репутации, без которой не может быть достигнуто качество продукта, услуг франчайзера.

Может быть, на территории Республики Беларусь должна быть образована организация по координации развития франчайзинга наподобие Российской ассоциации франчайзинга или других подобных институтов на пост советском пространстве.

Обобщая все вышеизложенное, приходиться констатировать, что на данном этапе времени франчайзинг в Беларуси находиться на стадии зарождения. Иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные вообще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса.

 

Июнь 2009 г.

Илья Латышев, юрист, директор «Юридической компании Ильи Латышева«

Максим Черняк, юрист

11714
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.