Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

ВИКТОРИЯ ОСИПОВА: В нашей стране адвокатов пока еще не выбирают «по цене»

«Граждане редко сталкиваются с вопросами, с которыми им приходится обращаться к адвокату. Но это всегда вопросы, которые нельзя отложить. Независимо от того, кризис сейчас или нет. Поэтому на услуги адвоката граждане готовы всегда искать средства и не будут откладывать эти вопросы на потом».

В интервью «Юркаталогу» о разных периодах своей жизни, о причинах открытия адвокатского бюро,  об отсутствии кризиса при работе с физлицами  и о многом другом рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро «Осипова, Колтунович и партнеры» Виктория Осипова.

Виктория Осипова

Виктория Осипова

Почему выбрали профессию юриста?

Я сама задаю себе этот вопрос, когда выхожу в  3 часа ночи из здания КГБ после участия в следственном действии (смеется).

Как давалась учеба?

Легко. Я отличница. Но не та отличница, которая знает всё. А просто та, которая умеет учиться и знает, что именно будут спрашивать, и к этому готовится.

Когда поняли, что адвокатская деятельность – это ваше?

В процессе учебы поняла, что буду или адвокатом, или останусь на какой-то научной работе в БГУ. У меня была возможность попрактиковаться в нотариате, суде и прокуратуре. Я понимала, что это всё не мое.

С красным дипломом мне не составило труда пойти стажироваться в адвокатуру. Получив лицензию, я приступила к деятельности.

У меня как-то жизнь складывается по периодам. Когда пошла на работу, понимала, что я адвокат и сама могу планировать свое время, и сильно не напрягалась, просто наслаждалась своей деятельностью. Тогда у меня были другие интересы. Затем, став мамой и получив от этого удовольствие, поняла, что еще не разобралась с карьерой. И с удовольствием окунулась в эту сферу.

Когда смотрю назад на свою жизнь, понимаю, что сейчас я совсем другой человек. Даже внешне изменилась. Если раньше я смотрела в отделе одежды что-то модное, как в журналах, то сейчас подхожу только к стеллажам с классическими деловыми костюмами.

Не исключаю, что закончится этот период и я захочу получить удовольствие от другой сферы жизни. Например, от творчества или просто от семьи. Я везде в определенный период жизни должна получать удовольствие от того, чем занимаюсь. Считаю, что так правильно. Не думаю, что надо пытаться успеть сразу во всем. Я знаю, что сейчас должна состояться в профессии.

Погружаясь в работу, не считаете, что обделяете ребенка любовью?

Думаю, что любовь к ребенку неделима, она передается даже на расстоянии. Поэтому, где бы я ни находилась, я всегда рядом. Но все равно переживаю по этому поводу.

Мне очень помогает муж. Понимая, что я сейчас много ставлю на работу, он берет практически все вопросы по ребенку на себя. На мне остается только то, с чем он не может справиться: заплести косички, приготовить еду, поговорить по-женски со своей дочерью и т.д. Но на отдыхе мы всегда стараемся быть вместе.

Как вообще отдыхаете?

Бывают периоды, когда я практически не отдыхаю, и на выходных в работе. Чтобы на 100% отключиться от работы, мне нужно туда, где меня не догонят судебные повестки (смеется).

А если серьезно, то я стараюсь отдыхать за границей. Там, где я не знаю законов, не смогу «включить адвоката», а значит, смогу расслабиться на 100%.

В чем в работе получаете удовольствие?

В уединении и работе с документами. Это я обожаю. Когда созданы все условия, когда вокруг всё красиво, красивый вид из окна. У меня тогда полет мысли.

Мой адвокатский кайф наступает после слов «удовлетворить» и «оправдать», которые судьи произносят стоя.

А еще я люблю читать свои иски, жалобы. Понравилась – в суд, не понравилась – в камин.

Когда в суд идете, волнуетесь?

13 лет назад, когда я пришла в свой первый судебный  процесс, подумала, что волнение с опытом уйдет, и через год-два я буду хладнокровно и планомерно «ломать» свидетелей обвинения, как в американских фильмах про адвокатов.

Правда жизни оказалась намного суровее…

Виктория ОсиповаРасскажите, как с Павлом Колтуновичем пришли к идее создать свое адвокатское бюро.

Мы вместе работали по нескольким большим делам, много общались на тему дальнейшего профессионального роста и в конечном итоге пришли к идее создания бюро.

Считаю, что при работе в бюро у адвоката есть два преимущества, по сравнению с работой индивидуально или в юридической консультации. Во-первых, адвокат может выбрать узкую специализацию, не теряя при этом клиентов по другим направлениям. Во-вторых, адвокат может работать в команде.

Для нас с партнером эти два преимущества стали решающими при выборе организационной формы дальнейшей деятельности.

Немаловажную роль сыграло то, что в адвокатском бюро можно оказывать юридическую услугу в кооперации со своими коллегами, не опасаясь, что ты, фактически, можешь нарушить адвокатскую тайну. Поскольку недопустимо в юридических консультациях  советоваться со своими коллегами по вопросам, с которыми к тебе пришел клиент. К сожалению, там нет гарантии, что противная сторона не обратится к твоему коллеге.

В бюро этого быть не может. Здесь мы сразу предупреждаем клиента, что по его вопросу будут работать все сотрудники бюро. Это совершенно другой уровень – когда ты официально можешь предоставить не только свое мнение, но и мнение коллег. При этом наш клиент застрахован от того, что противная сторона обратится к кому-то из нас.

Сегодня мы стараемся встречать клиентов так, чтобы его проблему сразу могли услышать несколько адвокатов.

Кто ваши основные клиенты?

Каждый адвокат в нашем бюро работает в рамках своей специализации.

Павел Колтунович имеет  большую практику по делам о ДТП – только по ч. 2 ст. 317 УК Республики Беларусь за последние два года он провел более 40 уголовных дел. Также он занимается спорами с ГАИ, дорожными службами, СТО,  страховыми компаниями, возмещением вреда потерпевшим.

Павел Лобасюк, учитывая свою бывшую судейскую специализацию,  занимается жилищными спорами, разделами имущества, земельных участков, наследственными делами.

Кирилл Бизунок занимается корпоративными спорами в строительстве, вопросами субсидиарной ответственности.

Я веду уголовные дела против интересов службы – злоупотребление властью, превышение власти,  взятки. Также увлечена вопросами наследственного права.

Иностранные граждане обращаются?

У нас есть клиенты нерезиденты Республики Беларусь. В основном это обращения по вопросам брачно-семейного законодательства и наследования.

Насколько цены вашего бюро отличаются от цен в юрконсультации?

В нашей стране адвокатов пока еще не выбирают «по цене», поэтому острой ценовой конкуренции на сегодняшний день между адвокатами нет.

Что касается размеров гонорара, то я думаю, здесь есть общая проблема: адвокаты не объясняют клиенту подробно, за что он платит. Из-за этого у клиента может возникнуть иллюзия «необоснованно большого гонорара». Разложите свою работу на части и покажите  это клиенту – вопрос с размером гонорара отпадет сам собой.

Как привлекаете клиентов?

Постепенно мы все придем к пониманию того, что поиском клиентов должны заниматься не адвокаты, а маркетологи.

Однако очень важный маркер для нас – не забыть, что это адвокатская деятельность. Маркетинг должен быть. Но на определенном уровне, с ним нельзя переборщить. Нельзя превратить деятельность просто в продажу своих услуг. Нельзя гнаться за тем, чтобы просто пришел клиент. Мы очень часто отвечаем по телефону на вопросы без всякой оплаты, хотя всегда же можно сказать человеку «приезжайте, заплатите, и мы вам расскажем».

Точно могу сказать: мы не гонимся за каждой копейкой. Чтобы держать свою марку, чтобы оставаться адвокатом, гордиться этим словом, мы не позволяем себе превращаться в торгашей.

Виктория ОсиповаПавел на TUT.by ведет рубрику, Вы на СТВ периодически даете комментарии. Не каждому адвокату и адвокатскому бюро удается заполучить эфир на ТВ и на одном из ведущих порталов. Это стечение обстоятельств или связи?..

С СТВ мы начали сотрудничать еще до создания бюро. Корреспондентам, как правило, надо срочно, и у них достаточно сложные неоднозначные вопросы, поскольку к ним обращаются после того, как не смогли добиться результата в разных инстанциях. Мы всегда соглашаемся дать комментарий, откладываем свои дела, понимая, что вопросы интересные.

Летом в бюро пришли два новых сотрудника. Какие требования предъявляли к кандидатам.

Мы с партнером сразу решили, что у нас нет времени проверять работу студентов и нет желания рисковать своей репутацией. Поэтому мы начали с привлечения состоявшихся профессионалов.

Кирилл Бизунок обладает более чем десятилетним опытом судебного представительства по экономическим вопросам. Специализируется на разрешении  экономических споров в области строительства, недвижимости, банкротства, корпоративного права. Это его сфера. Он очень ответственный, ему можно доверить это направление. Ему самому уже можно дать сотрудников  в подчинение.

Павел Лобасюк тоже состоявшийся юрист. Раньше он работал в правоохранительных органах, был преподавателем в Академии МВД и судьей. Как не доверять ему, если у него такой опыт?

Немаловажный критерий – насколько комфортно общаться с человеком, потому что мы достаточно плотно работаем. Бывает, что приходит профессионал и есть чему у него поучиться, но понимаешь, что с ним сложно общаться. И это преграда. Не хотелось бы нарушать комфортную атмосферу в бюро. У нас мужской коллектив, я тут одна, мне тут легко. Мы все близки по возрасту.

Адвокаты, которые пришли в ваше бюро,  обладают свободой строить свой день, как захотят?

Понятие «адвокаты обладают свободой» весьма коварное. Сегодня ты обладаешь свободой встать на час позже,  а завтра свобода обладает тобой и у тебя шесть процессов в день в разных городах.

Сложно, на Ваш взгляд, переманить адвоката из юрконсультации?

Адвокаты в бюро имеют более стабильную загруженность делами и, соответственно, более прогнозируемый ежемесячный гонорар или зарплату, плюс возможность выбрать специализацию. Это может подтолкнуть адвокатов из юрконсультаций к переходу в бюро.

По каким вопросам сейчас идет основной поток обращений?

Много обращений за защитой по делам о преступлениях против интересов службы. Часто требуются юридическими  консультациями по жилищному законодательству – вопросы приватизации, раздела квартир, выселения; наследственные дела. Также много обращений по вопросам взыскания долгов. Часто обращаются виновники и потерпевшие в  ДТП.

Виктория ОсиповаКак чувствуется в работе бюро кризис? Изменился ли поток клиентов, структура дел?

На клиентах гражданах это не чувствуется. Наверное, потому что физические лица сталкиваются с вопросами, с которыми им приходится обращаться к адвокату, редко. Но это всегда вопросы, которые нельзя отложить. Независимо от того, кризис сейчас или нет. Поэтому на услуги адвоката граждане готовы всегда искать средства и не будут откладывать их на потом.

Что касается юридических лиц, то на них кризис сказывается. Если раньше все вопросы решались через адвоката, то сейчас многие из них решаются силами внутренних юристов.

Для нас кризис сказывается в другом. Если раньше сумма в белорусских рублях составляла какую-то условную единицу, то сейчас она уменьшилась. И чтобы увеличить гонорар, в первую очередь, надо для себя решить, готов ли ты клиенту назвать новую реальную цену. Это достаточно сложно – к этому надо прийти психологически.

Какие  у вас планы по развитию бюро?

Улучшение материально-технической базы, расширение штата, сегментация, специализация.

Будете снова брать самостоятельные кадры?

Да, наш почтовый ящик всегда открыт для резюме состоявшихся и будущих адвокатов.

 

Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»

 

7179
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.