Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
АНДРЕЙ КОЗИК: Из любого ребенка можно сделать отличного взрослого!
«У всех, кто работает в «МИТСО», есть ясное ощущение того, что они занимаются поистине важным делом. Мы действительно даем людям уникальное, особенное образование, лучший инструмент для построения их карьеры и жизни».
После выхода материала «Хочу быть юристом: в какой вуз пойти учиться» Международный университет «МИТСО» стал одним из двух высших учебных заведений, которые внимательно подошли к опубликованной о них информации. При ближайшем знакомстве оказалось, что его сотрудники с неподдельным энтузиазмом и восхищением говорят о месте, где работают, что сегодня не такое уж частое явление.
Первый проректор Международного университета «МИТСО» Андрей Леонидович Козик рассказал «Юркаталогу» о том, как изменился вуз за последние годы, чем сегодня живут абитуриенты, есть ли проблема переизбытка юристов на рынке труда, а также о том, какую роль юридическое образование играет в его жизни и жизни его коллег.
– Летом, куда ни посмотри – в СМИ, Интернете, в городе, – везде информация о Международном университете «МИТСО». Раньше столько о вас не писали.
– Последние семь лет университет живет новой жизнью. В когда-то малоизвестный и очень небольшой вуз пришла новая команда управленцев. Она поставила своей целью сделать из никому неизвестного института самый престижный университет страны.
Преобразования не были легкими: за два года пришлось заменить 80% персонала. Многое привнесли из западной системы образования, что-то подсмотрели на востоке. Сегодня мы единственный белорусский вуз, который обменивается студентами по Болонской системе, хотя страна официально не в Болонском процессе. Мы единственный вуз Беларуси, который получил международный сертификат системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 с аккредитацией UKAS (The United Kingdom Accreditation Service). Сертификат выдан Bureau Veritas Certification и признается более чем в 150 странах мира. Вот уже пять лет мы успешно проходим ежегодный аудит качества.
Очень много вложено во внутренние механизмы университета – в то, как он управляется, какие люди здесь учатся и работают. Мы успешно конкурируем и за качественных профессоров, и за лучших абитуриентов.
Количество публикаций в прессе за эти годы выросло примерно в 20 раз. Это означает, что в университете достаточно событий, достойных освещения в СМИ. Уже несколько лет мы совместно с Министерством иностранных дел Беларуси проводим крупные конференции в области инвестиций и частного права. Последняя, прошедшая летом нынешнего года, была посвящена региональным торговым соглашениям, прошлая – защите инвестиций. В конференции традиционно принимают участие мировые знаменитости, такие, например, как госпожа Мэг Киннир – генеральный Секретарь Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) при Всемирном банке. Это был ее первый визит в нашу страну.
Кроме того, мы проводим один из трех крупнейших в Восточной Европе конкурсов по международному гуманитарному праву – международную юридическую олимпиаду «Молодежь – за мир!». За восемь лет ее проведения у нас побывали в общей сложности команды более чем из 40 стран мира.
Университет уже третий год подряд является национальным чемпионом конкурса по международному публичному праву имени Ф. Джессопа, оставляя позади претендентов из других вузов. Это дает право студентам нашего университета представлять Беларусь на Международных раундах конкурса имени Ф. Джессопа в Вашингтоне – «чемпионате мира» по международному праву. В этом году в одной из номинаций команда «МИТСО» обошла команды Гарвардского и Оксфордского университетов, заняв призовое место.
Новостей республиканского уровня очень много – отсюда и интерес прессы.
– Но, несмотря на многочисленные победы и достижения студентов Международного университета «МИТСО», абитуриенты и юрфирмы все равно сопоставляют «МИТСО» и БГУ… На Ваш взгляд, можно ли изменить стереотипы?
– Здесь два важных момента. Первый: образование консервативно. От момента поступления в университет до момента осмысленной работы проходит десять лет. Университет этот путь еще не до конца прошел. Тем более, что наше поколение и поколения старше – выходцы из Советского Союза, у нас был один юридический институт. Наверное, две трети нынешних специалистов в области правоведения – это люди, которые окончили юрфак БГУо. Конечно, для них это эталон. Но для нас хорошая новость в том, что история выпусков сама по себе – небольшое преимущество. Сегодня нужны хорошие специалисты, а не люди с дипломами. Именно на качество образования мы делаем упор последние годы, а значит, можем конкурировать на равных.
Второй момент. Многие родители и сами абитуриенты выбирают профессию, вуз, совершенно несерьезно подходя к вопросу. Ребята часто не знают, чего хотят и хотят ли вообще. В такой ситуации выбор вуза выглядит как выбор в пользу стереотипа. Результата от учебы в этой ситуации тоже не много.
Но повторить четыре года очного обучения абсолютно нереально во взрослой жизни, поэтому выбирать вуз нужно обстоятельно. А начать нужно с формулирования потребностей – качество образования, международные программы, иностранные лекторы. Если же это студентом не востребовано, то в какой вуз идти учиться – значения не имеет. «Корочки» у всех одинаковы.
Еще пять лет назад «МИТСО» был вузом третьего выбора. Три года назад занял устойчивое место среди университетов второго выбора. Сегодня мы конкурируем за лидерство. Один из показателей, которые мы отслеживаем ежегодно, – количество ребят, поступающих в Международный университет «МИТСО» как в вуз первого выбора. Этот показатель уверенно растет из года в год.
Самое приятное, что, как правило, это ребята, которые мотивированно подходят к выбору профессии и вуза. Они, будучи еще школьниками, изучают сайты вузов и их официальные группы в соцсетях, читают о них в прессе, общаются с реальными студентами, посещают специальные мероприятия для абитуриентов и делают соответствующие выводы.
Юрфак БГУ – замечательная юридическая школа с многолетней историей, громадным количеством достойных выпускников, уважаемыми руководителями и профессорами. Но время не стоит на месте, и для БГУ, как и для других вузов, актуальным является вопрос: насколько быстро и эффективно они могут адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, требованиям рынка. Каждый день административных работников «МИТСО» связан с поиском ответов на этот вопрос.
У Международного университета «МИТСО» богатая 85-летняя история, подающие большие надежды студенты, свои именитые выпускники, своя культура. По мнению многих зарубежных экспертов, «МИТСО» – одна из самых динамично развивающихся юридических школ нашей страны. Их отзывы и аргументацию мы публикуем на своем сайте. Изменения и соответствие времени – часть нашей корпоративной культуры.
– Международный университет «МИТСО» – единственный вуз в стране, который имеет бесплатные места. Поскольку они не бюджетные, то после учебы обязательного распределения нет. Это стало для меня открытием…
– Впервые мы ввели бесплатные места в прошлом году – на специальности «международное право». Эксперимент оказался удачным, поэтому в нынешнем году таких мест было введено в 5 раз больше и уже на всех специальностях. Мы хотим, чтобы успешные, целеустремленные ребята обучались бесплатно. Нам важно работать с лучшими. Все они могут пройти на бюджет любого государственного вуза, но выбирают нас.
Образование, как и юридический бизнес, зависит от репутации. Нужно время и правильный способ, чтобы ее заслужить. С первого дня изменений мы концентрируемся на том, чтобы создавать реальные ценности и не тратить ресурсы на фасады. Мы всегда хотели «быть», а не «казаться». Мы уже точно знаем, что можем делать из умных ребят очень умных. Мы проверили. И сегодня убеждены, что из любого ребенка, неважно какой у него балл ЦТ, можно сделать великолепного специалиста.
Основная трудность при этом не всегда только лишь в образовании. Большинство ребят приходят после школы и психологически все еще находятся на уровне «дети», а выпуститься должны как «взрослые». Это значит, что им необходимо привить навыки критического мышления, ответственности за себя, самомотивации. Нетривиальная задача, скажу вам. Мы работаем над ней довольно успешно. Но иногда даже мы сдаемся, поэтому университет очень много отчисляет.
– Сколько?
– До выпуска у нас не доходит порядка 30% поступивших. По некоторым специальностям – до 50%.
– Последнее время все чаще говорится, что юристов выпускается очень много, столько уже не нужно…
– Думаю это спекуляция. Нельзя говорить, что в стране, в которой безработица 0,5%, есть переизбыток кого бы то ни было. К сожалению, подобные высказывания отвлекают от основной проблемы – качества образования.
– Однако некоторые идут работать не по специальности, имея юридическое образование…
– Чтобы работать по специальности, люди должны осознанно подходить к выбору профессии. В школе этому не учат. У нас реальной профориентации в школах нет или она не эффективна. Я лично беседую ежегодно с сотнями первокурсников. Ребята часто не могут назвать лидеров рынка, названия профессиональных изданий, не знают ничего о профессии, кроме того, что они видели в кино. Приходят в университет, и, оказывается, учеба – тяжелый труд, а до картинок в кино еще очень далеко. Без внутренней мотивации легко сдаться.
У большинства современных абитуриентов нет конкретной мечты. Они приходят в вуз не для того, чтобы осуществить свое желание, а потому, что им просто нужно высшее образование. Чтобы потом работать по профессии и получать от нее удовольствие, нужно ее сначала выбрать обдуманно. Это делают далеко не многие.
Среди компаний, которые нуждаются в юристах, идет острая конкуренция за доступ к выпускникам. Но качественным выпускникам. Как правило, вне зависимости от вуза и факультета, количество достойных молодых специалистов, относительно всего выпуска, очень мало. Я отработал в разных вузах: и белорусских, и иностранных. По моим наблюдениям, ярких и замечательных ребят, за которых идет жесткая борьба, – максимум 10% от выпуска. Мне часто звонят партнеры юридических компаний с просьбой порекомендовать кого-нибудь из наших студентов. В стране недостаток юристов. Не в том проблема, что юристов много, а в том, что качественных – единицы.
– Как Вы считаете, каких качеств абитуриентам не хватает сегодня?
– Вы знаете, им не хватает уважения к труду. Качество, вроде, простое. Когда люди не ценят чужой труд, не говорят «спасибо», они теряют социальное зрение и в итоге возможность командной работы. А команды эффективнее – и в карьере, и в личной жизни. Кроме того, возникает ожидание быстрого результата. Когда становится понятно, что быстрого не будет, большинство опускает руки.
Конечно, и об этом я уже говорил, есть разные ребята, но в основной массе абитуриенты не готовы к отношениям «взрослый – взрослый». В школе культивируются отношения «я подчиняюсь – ты указываешь», то есть «ребенок – взрослый». В университетской программе все рассчитано на самостоятельное мышление, собственную позицию, которые мы у них в течение учебы пытаемся развить.
Отсутствие мотивации и навыков профессиональной социализации влечет следующую проблему: абитуриентам не хватает трудолюбия и воли. Я преподаю международное право. Стандартное требование: к каждой лекции прочесть около 30 страниц англоязычного текста. Для многих это неподъемная ноша. И вопрос не в знании английского языка. Им просто не хватает усидчивости.
– Часто говорят: пришел в университет – забудь все, чему учили в школе, пришел на работу – забудь все, чему учили в университете. Так ли это, на Ваш взгляд?
– Если человек приходит на работу, а ему говорят забыть все, чему он обучался ранее, то это беда. Получается, он потерял пять лет жизни. Это худшая реклама системе образования. К счастью, это гипербола. Во-первых, надо понимать, что в любом вузе есть «лучшие» и есть «худшие» выпускники. Последним, возможно, и забывать-то нечего, первые – сами в состоянии многому научить. Во-вторых, сами наниматели не до конца понимают, что могут получить от выпускника. Не всем нужны новые подходы и технологии.
На Западе, кстати, стараются брать на работу таких выпускников, которые придут и поделятся чем-то новым. Они принесут с собой связи, друзей, с которыми познакомились в вузе.
Почему Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты такие известные? Конечно, там собирают лучших профессоров. Но не в этом дело, ведь так, как человек может самообразовать себя, никто обучить не сможет.
Но такие вузы дают две вещи. Первое: ты знакомишься с такими же, как сам – умными, яркими, блестящими людьми. А в элитных вузах, типа Кембриджского университета, это еще и люди с огромными доходами. Здесь создается корпоративное братство. Ты уже этим ценен настолько, что тебя сразу можно брать на работу.
Второе: благодаря многолетней истории и пониманию того, что эти вузы принимают исключительно самых лучших, сам диплом открывает им дверь. Каждый наниматель понимает: ему не надо проводить с тобой собеседование, хотя еще есть разборчивые компании, но это совсем сливки. Все и так понятно: ты поступил туда, куда поступить очень трудно, тебя там уже отобрали, ты отучился, познакомился, выпустился. Всё, великолепно, ты нам подходишь. В Беларуси такого пока нет, на мой взгляд.
– Когда-нибудь будет? Думаете, у нас такое возможно?
– Все будет меняться. Вопрос не в том, что это невозможно или трудно. Просто это надо комплексно менять, что очень сложно сделать в отношении отдельно взятого вуза. Если система не будет подпитывать и поддерживать изменения, то это будет движение против течения.
Вузы Беларуси и наша система образования, мне кажется, еще не осознали, что конкуренция идет не друг с другом, а с другими странами, которые расхватывают наших лучших выпускников школ. Самых лучших забирают, у нас – остатки. Это неправильно. Лидеры создают что-то по-настоящему ценное, стоящее миллиарды. Вот эта конкуренция самая значимая и самая болезненная.
К тому же, приходит дистанционное образование. Оно «высосет» остатки. Когда оно разовьется и университеты типа Стэнфордского или Дьюка (а это уже почти реальность!) станут давать полноценные дипломы тем, кто заканчивает у них онлайн-курсы, мы потеряем остатки самых ярких ребят, которые неплохо владеют английским после базовой школы. Их и так единицы. Вот это реальная угроза для рынка белорусского образования.
– Расскажите о себе. Как развивалась Ваша юридическая карьера?
– Я окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь с отличием. Вел активную студенческую жизнь, познакомился с десятками интересных людей. После выпуска занимался, в том числе, практикой, работал с аудиторами, поэтому очень хорошо изучил бухгалтерский учет в качестве юридического консультанта. Получил дополнительное образование в области управления финансами. Все это время преподавал в Академии управления, Белорусском государственном университете. Начал преподавать за рубежом. В 24 года защитил кандидатскую диссертацию, став самым молодым кандидатом юридических наук в стране.
Что касается юридического бизнеса, то, когда мне показалась интересной частная практика, я организовал «Юридическую группу «АргументЪ». Фирму, которая достаточно успешно развивалась: через три года компания попала в каталог Chambers Global Europe в качестве одной из ведущих юридических компаний в стране. В этом огромная заслуга ее партнеров – Дениса Алейникова и Дмитрия Матвеева, которые в тот момент вложили в работу фирмы очень много сил и времени.
Это был интересный опыт, но я понял, что не с этим направлением пока хочу связать свою жизнь.
Сегодня я выступаю экспертом во многих международных организациях. Внес вклад в работу над единственным пока международным делом «Беларусь против России» по пошлинам на нефтепродукты, консультировал Всемирный банк, Международный комитет Красного Креста, Управление Верховного комиссара по правам человека в Женеве. Преподаю, много публикуюсь.
Но и практику не забываю: в Международном университете «МИТСО» я, в том числе, курирую юридическую службу. За прошедшие пять лет университет выиграл более трехсот дел. Процент отказов по искам университета – менее одного процента.
Каждый человек для себя определяет цель в жизни. Я вижу огромный смысл в том, что мимо меня проходит большое количество ребят, которым я могу передать знания и опыт. Верю, что могу создать систему или влиять на создание системы, которая сможет делать их самих и их жизнь лучше. Вокруг меня единомышленники. По-моему, это очень важно. Я понял, что хочу развиваться через образование. Думаю, получается.
Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»
Комментарии (0)