Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
ИВАН МАРЧЕНКОВ: Главное не количество дел, а их качество!
Скромный и образованный. Не нуждается в рекламе. Единственный студент, который смог выиграть суд против университета, где учился. Многое знает, но самое интересное рассказывать на диктофон напрочь отказался. Таким предстал передо мной адвокат Иван Марченков.
«Юркаталогу» Иван рассказал, почему в свое время ушел в свободное плавание, о плюсах и минусах перехода в адвокатуру, о деле, которым гордится, почему не хочет создавать адвокатское бюро и даже брать помощника, о профессиональной болезни адвокатов, о конкуренции юристов в Молодечно, а также о многом другом.
– Почему в свое время выбрали юриспруденцию? Где учились?
– Выбор профессии случаен. После окончания Молодечненского политехникума и первого рабочего опыта у меня возникло внутреннее убеждение о необходимости получения высшего образования. Желая минимизировать свои расходы по его получению, решил поступать на заочное отделение в филиал УО «Институт управления и предпринимательства» в городе Молодечно.
Выбор специальностей был невелик – правоведение и экономика. Предпочтение после непродолжительного семейного совещания отдал правоведению. После зачисления мысли о смене профессии уже не возникали. Правда, в последующем перевелся в БИП, диплом которого успешно и получил в 2004 году.
– С какого года практикуете?
– С 2001 года.
– Где было первое место работы? Почему ушли?
– Трудовая деятельность в статусе юриста началась и окончилась ОАО «Забудова». Решил уйти с работы и пуститься в свободное плавание, потому что хотелось самостоятельности в планировании рабочего времени и выбора клиентов, возможности отдавать приоритет такому виду юридических услуг, как представительство в хозяйственных, ныне экономических, судах. Получив свидетельство об аттестации юриста, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и лицензию, я смог приступить к реализации своей цели.
– Почему сделали выбор в пользу адвокатуры?
– С принятием изменений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» я тщательно взвешивал вопрос изменения своего статуса с лицензиата на адвоката. Анализ доходов в зависимости от вида оказываемых юридических услуг не сделал мой выбор мучительно долгим. Вот я и стал адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально в составе Минской областной коллегии адвокатов.
– Расскажите про плюсы и минусы перехода в адвокатуру.
– Плюсов не так много. Среди них можно выделить главным образом расширение полномочий представительства. Это касается не только представления интересов клиента в общих судах, но и в органах уголовного преследования.
Второй плюс – закрепленная законом возможность получения необходимых документов для оказания юридической помощи от государственных органов и иных организаций, которые обязаны выдавать эти документы или их копии. На мой взгляд, такое правомочие адвоката существенно экономит время не только клиента, но и суда, так как позволяет до начала судебного процесса объективно оценить ситуацию и правильно сформировать правовую позицию.
Третий – принцип адвокатской тайны, соблюдение которого является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Главное преимущество его в том, что запрещается от адвоката требовать сообщения каких-либо сведений, составляющих адвокатскую тайну. В тоже время обязанность сохранения адвокатской тайны лежит на адвокате, и она не ограничена во времени.
Говоря о минусах, это – первоначальное изменение налоговой нагрузки, которая с 1 января 2014 года уравнялась с лицензиатами при признании адвокатов плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения.
Еще один минус – правовой вакуум закона в части возможности адвокатов самостоятельно определять специализацию в соответствующих отраслях права и самостоятельно создавать специализированные адвокатские образования, несмотря на то, что до принятия закона этот вопрос неоднократно обсуждался с лицензиатами.
– Какими основными личными и профессиональными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать адвокат?
– Личные и профессиональные качества адвоката подробно описаны в Правилах профессиональной этики, из которых свое предпочтение отдаю честности, добросовестности и самосовершенствованию.
– На чем Вы специализируетесь?
– Основной вид юридической помощи – представление интересов клиента в экономических судах. Выявить специализацию в зависимости от характера спора невозможно.
Два года назад большинство дел, рассматриваемых с моим участием, было связано с правоотношениями, вытекающими из договоров строительного подряда, сейчас – больше из договоров поставки. Сам диапазон дел и их специализацию невозможно вместить в определенные рамки, так как он диктуется непосредственно клиентом в зависимости от наступивших рисков, которые сопровождают предпринимательскую деятельность.
– Расскажите о деле, которым особо гордитесь.
– (Задумывается) Рассматривая гордость в смысле чувства удовлетворения, самоуважения, от проделанной работы, вспоминается суд с институтом, который не предоставил мне, как студенту, обещанную в рекламе отличникам учебы скидку. Устав обивать пороги деканата и ректората, я был вынужден обратиться за защитой своих прав в суд, по решению которого институт возместил мне убытки, причиненные недобросовестной рекламой. Тогда я был студентом четвертого курса.
– Есть такое клише «судейский произвол». Оно есть только на бумаге или в жизни тоже?
– Задаете компрометирующие вопросы? В моей практике судебного произвола ни разу не было, если Вы имеет в виду применение судом законодательства вопреки здравому смыслу.
В тоже время оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном их исследовании и т.д. иногда выходили за грань моего понимания, но это трудно назвать судебным произволом.
– Как привлекаете клиентов?
– Когда начинал самостоятельную практику, давал рекламу в СМИ и распространял визитки в контролирующих органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию субъектов хозяйствования. Но это не приносило большого притока клиентов.
После нескольких результативно проведенных дел, клиенты стали сами рекомендовать меня своим партнерам, и только благодаря их рекомендациям круг моих клиентов постоянно расширяется.
– Кто основные клиенты?
– На этот вопрос я воспользуюсь одним из плюсов адвоката и сошлюсь на адвокатскую тайну (улыбается). На самом деле мне трудно выделить из клиентов основных, так как каждый из них для меня важен.
– В чем, на Ваш взгляд, специфика работы адвоката в Молодечно?
– Адвокатская деятельность в Республике Беларусь регламентируется едиными для всех нормативными предписаниями, поэтому специфика работы адвоката из города Молодечно либо из города Минска ничем не отличается.
– Как обстоит дело с конкуренцией среди юристов в Молодечно?
– В Молодечно имеются две юридические консультации и несколько адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально. И это на 100 000 жителей. Очевидно, что в таких условиях конкуренции быть не может, а ее наличие – это всегда здорово. Она стимул для постоянного углубления познаний в области права и повышения квалификации.
– Многих людей можно уличить в профессиональных болезнях. Какая профессиональная болезнь адвокатов?
– Супруга жалуется, что все перевожу в логику. Грубо говоря, что не прыгаю с места в карьер, как говорил Горбачев, – пытаюсь всегда выстраивать логические цепочки и заканчивать это определенным выводом. Внимательно слушаю людей.
– Сколько у Вас максимально процессов в день бывает?
– Вот вчера четыре было. Приходилось с одного на время отпрашиваться, поскольку он был длительный – там восемь томов дела, а потом опять в него возвращаться.
– Сложно выстоять четыре процесса в день?
– Важно подготовиться. Выстоять не сложно, когда есть правовая позиция. Она формируется до начала судебного процесса при ознакомлении с имеющимися материалами дела и корректируется в зависимости от представленных доводов оппонента. Поэтому достаточно просто отстаивать правовую позицию, когда проведен тщательный анализ всех обстоятельств дела.
– Были ли случаи, когда клиент отказывался платить, говоря, что Вы что-то не сделали?
– Были случаи, когда спрашивали, почему такая сумма. Я не возражал, присылал акт в электронном виде, говорил: «Ставьте ту сумму, которая Вам надо, которую считаете нужной».
– Какую они поставили – выше, ниже?
– Это был единичный случай, стоимость услуг клиент тогда не изменил. С того момента уже прошло более 4 лет, но с этим клиентом я продолжаю активно сотрудничать и в настоящее время. Как бы ситуация в дальнейшем не складывалась, я также буду избегать конфликта в стоимости юридической помощи.
– Почему не возьмете помощника? Со всем справляетесь?
– Лучше никто не может сделать, чем я сам. А помощнику надо, во-первых, дать задание, потом вычитать все, потом дать задание переделать. Лучше устранить это все ненужное.
Поскольку моя деятельность сопровождается поездками, у меня есть достаточно времени, чтобы подумать над разрешением поставленного вопроса, а потом просто прихожу на рабочее место и оперативно перекладываю свои мысли на «бумагу», так как мне нравится, как мне понятно. У каждого человека есть свой стиль изложения, свой стиль пояснения, объяснения – доведения своей мысли до оппонента. Я считаю, что содержание важнее формы.
– Детей своих отправите тоже в юриспруденцию?
– У меня их трое. Старший говорит, что хочет стать юристом. Не знаю…
– Наверное, видит положительный пример…
– Может быть. Стараюсь не навязывать ему свою профессию. С другой стороны я не возражаю и не вижу ничего плохого, если он пойдет по пути отца и станет юристом. В отличие от меня ему не надо идти через тернии к звездам – у отца есть определенное имя. Это гораздо облегчит язык взаимопонимания и его становления в начале юридической практики.
– Какие планы по развитию?
– Учиться, учиться и еще раз учиться! (Смеется) А если серьезно, создавать адвокатское бюро пока не планирую и помощников адвоката нанимать не собираюсь. Создавать адвокатское бюро – это определенный этап обязательств: необходимо собрать коллектив, которому можно доверять, и организовывать его многоступенчатую работу. В принципе, я знаю, как это делать, но я этого не хочу.
Получаю удовольствие от работы в экономических судах, при общении с людьми. Я отстаиваю свою позицию, переубеждаю. Это мне доставляет удовольствие.
При оказании юридической помощи стараюсь руководствоваться девизом: «Главное не количество дел, а их качество».
Лучшая реклама – это завершенные дела. У меня клиентов достаточно, я на большее пока не претендую.
– Всегда же хочется больше…
– Зачем?
– Для расширения, самоутверждения…
– Знаете, я, когда был ребенком, хотел стать космонавтом. А когда подрос, понял, что кто-то станет, но не я.
Я занимаю определенную нишу, которая меня устраивает, и большего пока не хочу.
– Вы отличаетесь от всех юристов, с которыми мне до этого приходилось общаться. Они легко о себе рассказывают, стараются продвигать себя всеми возможными способами.
– (Улыбается) Почти у каждого этого юриста есть своя компания, которую нужно обеспечить работой. Плюс, когда у человека есть имя, стоимость его услуг возрастает…
У каждого на то имеются свои причины. Меня сложившийся характер работы устраивает. Я могу достаточно времени уделять и семье и работе. Мне не на что жаловаться. Когда не будет хватать денежных средств, тогда буду больше уделять внимание работе. Я уже говорил, что мне важно не количество дел, а качество.
– Так все говорят…
– Самое главное, когда мы завершаем работу с клиентом, чтобы он никогда не был не доволен и не сказал плохого слова в мой адрес. За мою практику у меня вроде ни разу не было таких недомолвок с клиентами.
– Ни разу?
– Никогда не говори никогда, Джеймс Бонд. Откуда же я знаю. Может, кто-то и говорил. Иногда же уши горят… (Смеется)
Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»
Комментарии (0)