Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Лилия ВЛАСОВА: Медиация – это территория свободы, равенства и справедливости

Власова 1В январе 2014 года в Беларуси вступит в силу закон «О медиации». О том, как будут работать медиаторы в условиях меняющейся системы хозяйственного правосудия, в чем глубокое значение медиации и кто будет ее проводить, «ЮрКаталогу» рассказывает кандидат юридических наук, старший партнер юридической компании «Власова, Михель и партнеры», учредитель и медиатор Учебно-практического учреждения «Центр медиации и переговоров» Лилия ВЛАСОВА.

– В ближайшее время может быть принят нормативный акт, который изменит систему хозяйственного правосудия в Беларуси. Что от него можно ожидать?

– Если кратко, то в Беларуси до конца текущего года планируется осуществить судебную реформу. Главное в этой реформе – это создание единой судебной системы, путем присоединения хозяйственных судов к общим. При этом перестанет функционировать только Высший хозяйственный суд. Хозяйственные же суды г. Минска и областей изменят наименования на «экономический суд». В структуре Верховного суда будет создана новая коллегия по экономическим спорам. Все функции по руководству и материально-техническому обеспечению судебной системы перейдут от Министерства юстиции к Верховному суду.

– Где корни этой реформы?

– Идея объединения судов пришла из России. Там реформа судебной системы уже началась и задача ее аналогичная – уход от дуализма судов. Далекие корни лежат в международной практике. В большинстве стран мира, существует единая судебная система. С этой точки зрения иностранцев будущая единая судебная система в Беларуси будет более понятной.

– В этой связи, каковым будет место медиации в этой системе? Сейчас ведь оно точно не определено…

– После принятия Закона о медиации были приняты изменения в действующие процессуальные кодексы. Подходы к медиации в общем и хозяйственном судах несколько разнятся. Могу предположить, что какое-то переходное время медиация будет применяться в соответствии с существующими процессуальными кодексами. Однако впоследствии унификация применения медиации в процессе разрешения судебных споров неизбежна. Возможно, это произойдет одновременно со вступлением в силу единого процессуального кодекса.

– То, что приняли закон о медиации, повлияло ли на развитие медиации?

– Развитие медиации зависит от многих факторов, и закон далеко не на первом месте в их перечне. Вместе с тем, принятие закона о медиации сам по себе позитивный фактор. Медиация стала легальным институтом. Наличие закона открывает доступ медиации в суды. Закон о медиации еще не вступил в силу, но мы уже получаем сигналы из судов об их заинтересованности в медиации. Недавно мы с коллегами провели медиацию по судебному спору об установлении режима общения внучки с бабушкой и дедушкой. Суд, после нескольких судебных заседаний, рекомендовал сторонам обратиться к медиатору. Стороны согласились. Переговоры продолжались 4,5 часа и завершились договоренностями, которые составят основу мирового соглашения по данному спору.

– Закон вступает в силу с 25 января 2014 года. Что сегодня делается в направлении применения медиации?

– В настоящее время Министерство юстиции работает над документами, которыми будет регулироваться медиативная деятельность. Документы должны быть приняты до вступления закона о медиации в силу. В нашем Центре медиации и переговоров завершается работа над программой подготовки медиаторов, которая будет представлена на утверждение Министерства юстиции.

Хуже обстоит дело с медиативной практикой. После завершения весной 2012 года пилотного проекта по продвижению медиации наступило затишье. Хотя никаких ограничений на проведение медиации нет, но все ждут вступления закона о медиации в силу.

– Можно ли говорить, что после вступления закона в силу спрос на услуги медиации появится?

– Ни в одной стране мира этого не произошло, думаю, что и Беларусь не будет исключением. Наличие законодательства не влияет на спрос на медиацию. Для того, чтобы медиация стала востребованной, нужно еще многое сделать. Важно чтобы люди поверили в медиацию, а для этого нужна определенная поддержка со стороны государства и, в частности, судебной системы. Нужны подготовленные медиаторы. За время пилотного проекта было подготовлено несколько десятков белорусских медиаторов, но этого явно не достаточно. Нужно сформировать рынок медиативных услуг, где бы существовали спрос и предложение на медиацию.

– Стоит ли ожидать поддержки государства?

– Приняв закон, государство тем самым уже высказало свое позитивное отношение к медиации. Сейчас важно через СМИ донести до белорусов правильную информацию о медиации и показать ее реальные возможности в деле разрешения конфликтов. Белорусские медиаторы уже неоднократно выступали по телевизору и радио и рассказывали о медиации, но этого явно не достаточно. Как показывает международный опыт, для развития медиации важна поддержка судебной системы. Как только суды признают медиацию как самостоятельный способ разрешения конфликтов, медиация начинает быстро развиваться.

Медиация выгодна государству. Коррупция в медиации исключена, потому что медиатор не принимает решение. Люди сами разрешают свои проблемы, снижается нагрузка на суды. Чем чаще люди будут решать свои проблемы путем переговоров, тем эффективнее будут работать саморегулирующиеся механизмы в обществе, тем стабильнее будет общество.

– Когда механизмы медиации в Беларуси смогут заработать так, как в соседних с Беларусью странах?Власова 3

– Я бы не сказала, что в соседних странах (имею в виду Россию, Украину, Литву и Польшу) медиация сильно ушла вперед, а мы отстаем. Мы где-то все на одном уровне находимся. Законы о медиации приняты (кроме Украины), а медиативная практика пока только формируется.

– Насколько опыт Казахстана применим в Беларуси?

– Медиация в Казахстане поддерживается президентом. На развитие медиации выделяются бюджетные средства. В Казахстане медиация возможна по малозначительным уголовным преступлениям и преступлениям, совершенным несовершеннолетними. При заключении медиативного соглашения по судебным спорам, пошлина возвращается истцу в полном размере. Медиацию, как способ разрешения конфликтов внедряют в крупные государственные корпорации. Менеджеров разных уровней обучают медиативным навыкам. Медиация в Казахстане рассматривается как эффективный регулятор многих сфер общественных отношений. В Беларуси же медиация может применяться только для разрешения гражданских споров. Это хозяйственные, семейные, наследственные, земельные, жилищные, трудовые споры, споры в сфере интеллектуальной собственности и авторских прав и ряд других споров.

Казахские коллеги вышли с инициативой создания Евразийского союза медиаторов, с целью создания единых стандартов подготовки медиаторов, правил проведения медиации и профессиональной этики, которые бы действовали на территории стран Таможенного союза. Сейчас эта инициатива активно обсуждается в профессиональном сообществе медиаторов.

– Пока медиаторов немного. Когда процесс подготовки этих специалистов заработает в полную силу?

– Надеюсь, что это произойдет после принятия Министерством юстиции такого документа, как Порядок подготовки медиаторов. По плану реализации закона о медиации, этот и другие документы должны быть приняты до конца 2013 года.

– Если медиатор будет подготовлен до выхода этих нормативных документов, то вполне вероятно, что придется переучиваться или доучиваться?

– Первые белорусские медиаторы обучались по российским программам. Большинство – по 120-часовой, некоторые – по 74-часовой. Необходимость доучиваться или переучиваться будет зависеть от того, какой часовой стандарт примет Министерство юстиции для белорусских медиаторов, и будут ли признаны российские и иные программы, соответствующими белорусской программе подготовке медиаторов.

– Насколько велика вероятность того, что на этом рынке появятся не очень профессиональные медиаторы?

– В каждой профессии есть более подготовленные и менее подготовленные специалисты. Не исключаю, что и медиаторы будут разные. Так как медиатора выбирают стороны, то их востребованность будет напрямую зависеть от их профессионализма и репутации.

– Какая доля хозяйственных споров может решаться при помощи медиации?

– Начну с хозяйственных споров, которые не могут быть разрешены при помощи медиации. В нашей экономике преобладает государственная форма собственности. Предприятия этой формы собственности пока не видят в медиации способа разрешения своих споров, так как руководство этих предприятий боится контролирующих органов, которые могут увидеть за договоренностями в процедуре медиации какой-то сговор между сторонами, особенно если второй стороной спора является частное предприятие. Они готовы согласиться с любым решением, но важно, чтобы оно было решением суда. Пока контролирующие органы, в первую очередь, Комитет государственного контроля, не изменят своих подходов к медиации, государственные предприятия не смогут широко пользоваться медиацией для разрешения своих проблем. Аналогичная ситуация возникает в спорах, где фигурируют бюджетные средства, например, в отношении контрактов, подписанных по результатам тендеров. Условия тендера невозможно изменить после их утверждения комиссией.

Споры о невыполнении расчетных обязательств по договорам поставки, купли-продажи, оказания услуг , можно быстро урегулировать при помощи искового производства. Поэтому сегодня медиация может быть применима, в первую очередь, для разрешения споров в частном бизнесе в таких сферах как строительный подряд, аренда, корпоративные споры, интеллектуальная собственность, трудовые отношения и другие. Затрудняюсь точно сказать, какую долю подобные споры занимают в общем количестве хозяйственных споров, могу предположить, что не более 35-40%.

– Названный вами процент – это идеальный результат. А каково реальное количество дел, которые могут разрешаться при помощи медиации к 2016 году?

– Для меня цифры в медиации – далеко не самый важный показатель. В медиации я вижу что-то иное, что нельзя измерить цифрами. Медиация – это иная культура общения и разрешения конфликтов, основанная на балансе интересов сторон. Медиация – это личная ответственность за принимаемое решение. Медиация – это способ слышать друг друга, а не подавлять. Медиация – это способ сохранения человеческого достоинства. Очень хорошо сказано о медиации в Директиве, посвященной развитию медиации в Европейском союзе: «Медиация – это территория свободы, равенства и справедливости».

Беседовал Михаил ВЯЗЫНСКИЙ

5785
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.