Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Экспресс-комментарий к Постановлению Совмина № 184

1 апреля 2020 г. широкая юридическая и деловая общественность получила доступ к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2020 года № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» (далее – Постановление № 184).

Первой реакцией многих стала мысль, что это неудачная первоапрельская шутка. Однако 02 апреля документ опубликован на pravo.by, следовательно, 3 апреля он вступает в силу. Поэтому увы, но это не шутка.

В комментарии я опущу нормы Постановления № 184, которые касаются государственного сектора, и пройдусь по пунктам, которые затронут частный бизнес.

Также я не буду углубляться в мысли о том, что Постановление 184 противоречит актам более высокой юридической силы – Закону Республики Беларусь «О ценообразовании» и Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Статья 6 указанного Закона предусматривает, что в Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

Статья 7 Закона говорит о том, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются, в частности, на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Приложение 1 к Указу № 72 содержит перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). В этот перечень входят коммунальные услуги, риэлторские и нотариальные услуги, социально значимые товары (сахар, соль, масло, мука и т.п.), алкоголь крепостью свыше 28 процентов, газ, тепловая и электроэнергия и т.д.

Рискну предположить, что противоречия Постановления № 184 Закону и Указу никто, кроме юристов, и не заметит, а контролирующие органы и суды будут руководствоваться нормами Постановления 184, а не актов большей юридической силы.

С другой стороны, вполне возможно, что это противоречие приведет к изменению или отмене Постановления № 184 (кто помнит – такое в 2009 году было в отношении печально известного Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2009 г. № 991 «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь»). Но пока исходим из того, что есть.

Перейдем к существу Постановления.

 

Ограничение роста цен

Больше всего бизнес затронет пункт 2 Постановления № 184, который предусматривает, что юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 процента ежемесячно. Повышение цен (тарифов) выше установленного предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Если трактовать эту норму буквально, то можно сделать вывод о том, что указанное ограничение касается всех, кто работает в сфере производства, импорта, торговли и услуг как в секторе В2С, так и в секторе В2В.

Исходя из преамбулы постановления о том, что все предусмотренные им меры принимаются в целях недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами, конечно, напрашивается вывод, что ограничения направлены только на В2С сектор и, в частности, розницу. Но пока нет соответствующих разъяснений, перестраховаться лучше всем.

Как оказалось, упомянутая в Постановлении Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь действует давно. Ее деятельность регулируется Положением о Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2001 № 928.

Исходя из положения об этой комиссии, ее возглавляет Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в распределение обязанностей которого входят вопросы ценообразования.

На сегодняшний день Комиссия рассматривает, в частности, вопросы по совершенствованию осуществляемого республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом регулирования ценообразования; текущие вопросы реализации республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом определенных законодательством прав по регулированию цен на товары (работы, услуги); и тому подобное. Заседает Комиссия по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

И мне кажется, что если все сотни тысяч белорусских субъектов хозяйствования направят в Комиссию заявления на согласование повышения цен на свои товары (услуги) более, чем на установленные 0,5% в месяц, то Комиссия просто захлебнется в бумагах. В этом случае дать ответ в установленный пунктом 5 Постановления № 184 двухдневный срок она вряд ли сможет.

 

Контроль и ответственность

Пункт 3 Постановления 184 предписывает Министерству антимонопольного регулирования и торговли, облисполкомам и Минскому горисполкому в пределах компетенции осуществлять контроль за выполнением пунктов 1 и 2 постановления и соблюдением ассортиментного перечня товаров субъектами торговли.

Указано, что несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г. (без учета снижения цен на время проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей), будет считаться грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством.

Основным последствием для розничных продавцов мне видится административная ответственность по части 1 статьи 12.17 КоАП в виде штрафа в размере до 10 БВ.

Для всех остальных за несоблюдение предусмотренных Постановлением № 184 ограничений может наступить ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП: нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) – влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин.

Главный вопрос здесь, как проверяющие будут выявлять уровень цен на 1 апреля? Для этого необходимо было, как минимум, провести 1 апреля глобальный мониторинг цен и зафиксировать их уровень. Но навряд ли это было сделано. А обязанности хранить старые ценники, чтобы проверяющие могли с ними сверится, Постановление 184 не предусматривает.

Да и почему на 1 апреля, если само Постановление 184 действует с 3 апреля?

 

В пункте 8 Постановления 184 для чего-то всем напомнили, что нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о ценообразовании и торговле влечет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами. Видимо, без этой нормы Постановления соответствующие статьи УК и КоАП работать не будут.

А формулировка пункта 9 меня вообще убила — просить Комитет государственного контроля осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления в рамках своей компетенции. Не «возложить обязанность», не «поручить», а «просить». Интересно, как КГК отреагирует на эту просьбу. Неужели откажет?))

 

Согласно пункту 11, Постановление № 184 вступает в силу после его официального опубликования (то есть с 03 апреля 2020 г.) и действует до 30 июня 2020 г.

Хочется верить, что продлевать срок действия Постановления не будут. А еще лучше – его отменят как неудавшуюся первоапрельскую шутку (кстати — так и произошло его отменили 17 апреля!)

 

 

Если у вас возникла похожая ситуация и нужна юридическая помощь — пишите на ilat@ilat.info или звоните +375 29 349 19 25 (viber, telegram, whatsapp).

Подпишитесь на мой Инстаграм, чтобы самыми первыми читать свежие материалы и новости.

Илья Латышев, юрист, директор Частного предприятия «Юридическая компания Ильи Латышева»

2253
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.