Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Что делать, если лишили лицензии

Государство лицензирует определенные виды деятельности для того, чтобы иметь возможность контролировать тех, кто их осуществляет. Сначала – на этапе выдачи лицензии. Затем – в ходе осуществления лицензируемой деятельности. Один неверный шаг – и лицензии могут лишить (если выражаться нормативным языком: приостановить или прекратить ее действие). А без нее деятельность продолжать нельзя. Точнее можно, но с перечислением всего заработанного в бюджет и с уплатой сверх этого еще и штрафа.

Если говорить в общем, то основанием для приостановления или прекращения действия лицензии является нарушение законодательства. Если грубое или повторное, тогда действие лицензии прекращается. Если негрубое и впервые, тогда действие лицензии приостанавливается, да и то не всегда. Контролирующий орган может вынести предписание об устранении допущенного нарушения, не приостанавливая при этом действие лицензии.

Когда госорган неожиданно сообщает лицензиату о том, что действие его лицензии прекращается, перед собственниками бизнеса и руководителем встает вопрос: «что делать?». Есть, конечно, небольшой процент тех, кто ответ на этот вопрос продумал заранее и подготовился. Но наш опыт показывает, что большинство белорусских бизнесменов задумываются о том, что делать, только в час Х.

А вариантов не так-то и много.

 

Вариант 1. Обжаловать решение о прекращении действия лицензии

Если нарушение законодательства неочевидное или нарушенная норма неоднозначна, то можно пытаться доказать в суде, что решение о прекращении действия лицензии необоснованно. Однако практика белорусских судов по таким категориям дел (как, впрочем, и по любым делам с участием госорганов) пока складывается в пользу госорганов.

При этом все время, пока лицензиат будет обжаловать решение о прекращении действия лицензии, лицензия действовать не будет. То есть его бизнес будет приостановлен (см. Вариант 2).

 

Вариант 2. Приостанавливать или закрывать бизнес

Юрлицо, лишенное лицензии, повторно может обратиться за ней не ранее, чем через один год после прекращения действия лицензии. Поэтому, как минимум, на 13 месяцев (год плюс время на рассмотрение документов на новую лицензию) деятельность юрлица приостанавливается.

Целесообразно ли начинать деятельность через год заново, каждый будет решать для себя сам.

Возможно, кто-то решит этот бизнес закрыть и уйти в другую сферу или другую страну… А другой решит действовать по варианту 3.

 

Вариант 3. Переводить бизнес на новое юрлицо

Конечно, реализовывать этот вариант лучше заранее. Если есть риск потерять лицензию, то есть смысл иметь параллельно две компании с лицензиями, чтобы в случае чего деятельность не приостанавливать. Однако мало кто так поступает. Кто-то до последнего верит, что лишение лицензии коснется кого угодно, но не его. А для определенных сфер деятельности иметь два юрлица с лицензиями может быть экономически нецелесообразно из-за двойных расходов на их содержание.

Когда есть «запасной аэродром», то временной лаг для перевода бизнеса с юрлица, лишенного лицензии, на параллельное юрлицо будет минимальным.

Если же параллельного юрлица нет, тогда бизнес остановится, как минимум, на несколько месяцев. А то и больше.

Укрупненно алгоритм действий здесь может быть таким:

 

1. Зарегистрировать новое юрлицо.

Многие считают, что с введением заявительного принципа госрегистрации услуги юристов в этом процессе стали не нужны. И делают все сами, скачивая образцы документов из Интернета (причем я сталкивался с тем, что в стремлении сэкономить на юридических услугах это делали даже серьезные, на мой взгляд, бизнесмены).

А потом эти серьезные бизнесмены звонили мне с вопросом, «что делать, если у одного из наших учредителей оказалось другое лицо в стадии ликвидации/банкротства». И узнав про риск ликвидации с конфискацией выручки, бежали регистрировать еще одно юрлицо уже без этого учредителя в составе. Опять сами…

 

2. Привести новое юрлицо в соответствие с лицензионными требованиями.

В основном, лицензионные требования касаются сотрудников и имущества. Соответственно, необходимо передавать и то, и другое со старого юрлица на новое.

И здесь могут быть нюансы. К примеру, руководитель лишенной лицензии риэлтерской компании не может быть руководителем новой риэлтерской компании в течение 5 лет. Поэтому необходимо искать нового руководителя, соответствующего требованиям законодательства.

Сотрудники могут «войти в положение» нанимателя и спокойно подписать документы на перевод или увольнение по соглашению сторон, а могут и заартачиться, потребовав выплатить им компенсацию в связи с сокращением.

Для минимизации расходов по приобретению имущества его логично продать со старого юрлица на новое по минимально возможной цене. А здесь могут стать вопросы по трансфертному ценообразованию.

 

3. Подать документы на получение лицензии.

Аффилированность старого и нового юрлиц основанием для отказа в выдаче лицензии не является. Поэтому если все лицензионные требования новым юрлицом соблюдены, то лицензию выдать обязаны. Хотя лицензирующий орган один и там все всё понимают.

 

4. Перевести работников со старого юрлица на новое.

Работников, необходимых для получения лицензии, необходимо переводить сразу. Иных целесообразно перевести уже после получения лицензии новым юрлицом.

 

5. Перевести клиентов со старого юрлица на новое.

На этом этапе многие клиенты могут «отвалиться», т.к. не все готовы будут ждать, пока новое юрлицо получит лицензию и сможет продолжить работу по их заказам.

Кроме того, необходимо учитывать, что лишение лицензии не является форс-мажором и не освободит исполнителя от ответственности за неисполнение своих договорных обязательств. Поэтому клиенты будут иметь полное право требовать от старого юрлица штрафные санкции, а также возмещение понесенных ими убытков.

При этом автоматически перевести действующие клиентские договоры с одной компании на другую через перемену лиц в обязательстве здесь не получится, поскольку между старым и новым юрлицами отсутствуют встречные обязательства. Поэтому на старом юрлице договоры с клиентами необходимо расторгнуть, вернув соответствующие предоплаты по ним. А на новом юрлице – договоры с этими клиентами необходимо будет заключить заново.

 

6. Передать интеллектуальную собственность со старого юрлица на новое.

Здесь, в первую очередь, имеются в виду права на товарные знаки (знаки обслуживания), сайт. Права могут быть переданы по лицензионному договору или договору уступки прав.

 

7. Передать нераскрытую информацию со старого юрлица на новое.

В нераскрытую информацию может входить база клиентов, база знаний, регламенты работы, речевые модули и т.д.

 

8. Подготовить иные документы, пройти иные формальности и административные процедуры, необходимые для начала работы.

Выше мы в общих чертах рассмотрели моменты, которые касаются сугубо перевода бизнеса с одного юрлица на другое. Однако те, кто ведет бизнес в Беларуси, знают (или хотя бы догадываются), что для того, чтобы все было «по закону», необходимо иметь еще ряд локальных документов, зарегистрироваться в реестрах/регистрах и пройти иные формальности и процедуры. Это тема отдельной статьи и здесь все эти нюансы мы рассматривать не будем.

 

Ну а если резюмировать вышеизложенное, то скажу так. От лишения лицензии не застрахован ни один лицензиат. Но проще и дешевле не нарушать закон, чем потом в спешном порядке получать лицензию на новое юрлицо и переводить бизнес на него.

 

Илья Латышев, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ», главный редактор Jurcatalog.by

7152
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.