Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Подвез попутчика — получи штраф?
У каждого водителя бывала ситуация, когда он брал попутчика, который в конце поездки оставлял денежную «благодарность» на приборной доске. Обычно небольшую, чисто символическую. К этому водители относились нормально, как к должному. Но сейчас все может измениться – транспортная инспекция вдруг стала считать такие ситуации нелегальным извозом со всеми вытекающими…
В байнете появился видеоролик о том, как человек подвез попутчика по «доброте душевной», за что получил протокол от транспортной инспекции:
Не будем комментировать конкретно этот ролик и давать оценку действиям его «героев», рассмотрим с юридической точки зрения общий вопрос: есть ли какой-то криминал в ситуации, когда водитель подвозит попутчика, не требуя с него оплаты, а тот в знак благодарности все равно оставляет водителю какую-то сумму денег.
Итак, основным вопросом здесь будет то, направлены ли действия водителя на получение прибыли. Такая направленность может быть выражена в том, что он сразу оговаривает с пассажиром платный характер поездки и/или ее конкретную стоимость либо просит с пассажира деньги в конце поездки.
Если такая направленность есть, то вторым вопросом будет то, первый раз водитель хочет подвезти кого-то за деньги или же делает это систематически.
Если систематически, то действия водителя подпадают под понятие предпринимательской деятельности, определение которой дано в статье 1 Гражданского кодекса (ГК): предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Предпринимательская деятельность требует государственной регистрации в качестве ИП или юрлица. А деятельность по перевозке пассажиров дополнительно к этому требует еще и специального разрешения (лицензии).
Соответственно, систематический «подвоз» попутчиков за деньги в рамках правового поля возможен только ИП и юрлицами, которые имеют соответствующие специальные разрешения (лицензии) и выполняют иные предусмотренные законодательством формальности.
Если человек систематически подвозит попутчиков на платной основе, не имея лицензии и/или не будучи ИП, — эта деятельность незаконна и влечет ответственность по КоАП или даже УК (в случае получения дохода в размере 1000 и более базовых величин).
Но вернемся к нашей ситуации – водитель подвозит попутчика, не претендуя на оплату, а тот благодарит его некоторой суммой денег.
Если со стороны водителя не было требования/просьбы/намека на оплату, то формально передачу этой суммы нельзя рассматривать как определяющий элемент предпринимательской деятельности.
С другой стороны, с точки зрения пассажира, это будет именно не что иное, как оплата за оказанную ему «услугу». Поэтому по требованиям закона водитель обязан полученную сумму включить в декларацию о совокупном годовом доходе и уплатить с нее налог. Если он этого не сделает, то нарушение будет именно в этом и наказывать водителя должны будут не за незаконную предпринимательскую деятельность, а за неподачу декларации и недоплату налога.
Что касается требований лицензирования и возможной ответственности водителя за безлицензионную деятельность, то здесь вопрос творческий.
С одной стороны, в числе исключений, когда лицензия на транспортную деятельность не нужна, законодательство не содержит перевозки пассажиров и грузов физическими лицами для собственных нужд. Поэтому есть шанс, что кому-то придет в голову, что все водители-«физики», которые кого-то или что-то перевозят, должны иметь лицензию.
С другой стороны, лицензиатами по данному виду лицензий могут быть только юридические лица и ИП. Исходя из этого, все же считаем, что законодатель не рассматривал возможность и необходимость поголовного лицензирования водителей и ввел лицензирование только предпринимательской деятельности по перевозкам.
Но в рассматриваемой ситуации есть другой интересный нюанс, до которого «органы» еще не додумались, — если попутчика водитель подвозит бесплатно, то штрафовать надо именно попутчика. За что? За неподачу декларации о совокупном годовом доходе и неуплату подоходного налога))
Если водитель подвозит попутчика бесплатно, то у последнего возникает доход в натуральной форме – в размере стоимости бесплатно оказанной ему услуги по перевозке (вопрос будет только в том, как стоимость этой услуги определить – но это уже вторично). Соответственно, такой доход он должен задекларировать и уплатить с него налог. Не сделал этого – нарушитель! Подлежит ответственности!
Итак, резюмируем.
Ситуация 1.1. Водитель подъезжает к остановке, спрашивает: «Кого подвезти?», речи про деньги не ведет (как на момент посадки пассажира, так и на момент его высадки), к нему садится попутчик – для водителя нет незаконной предпринимательской либо безлицензионной деятельности. Если пассажир не дает ему денег, у пассажира возникает доход в натуральной форме, он должен его задекларировать и заплатить с него налог. Если пассажир деньги дает, задекларировать доход и уплатить налог должен водитель.
Ситуация 1.2. Водитель подъезжает к остановке, спрашивает: «Кого подвезти?», к нему садится попутчик, в конечном пункте маршрута водитель называет цену – у водителя будет незаконная предпринимательская деятельность на второй и последующие разы в течение года. Зато доход от незаконной предпринимательской деятельности (если попутчик все же заплатит) декларировать не надо )))
Ситуация 2. Водитель подъезжает к остановке, спрашивает: «Кого подвезти за десятку до Минска?», на это к нему в машину садиться попутчик — у водителя будет незаконная предпринимательская деятельность на второй и последующие разы в течение года.
Ситуация 3.1. На остановке (на обочине) голосует человек, водитель останавливается, человек спрашивает: «До Минска подбросишь?», водитель отвечает: «Да», речи о деньгах не ведет (как на момент посадки пассажира, так и на момент его высадки), человек садиться в машину – для водителя нет незаконной предпринимательской либо безлицензионной деятельности. Если пассажир не дает ему денег, у пассажира возникает доход в натуральной форме, он должен его задекларировать и заплатить с него налог. Если пассажир деньги дает, задекларировать доход и уплатить налог должен водитель.
Ситуация 3.2. На остановке (на обочине) голосует человек, водитель останавливается, человек спрашивает: «До Минска за десятку подбросишь?», водитель отвечает: «Да», человек садиться в машину – у водителя будет незаконная предпринимательская деятельность на второй и последующие разы в течение года.
Комментарии (1)