Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Юридические кадры в кризис: что происходит и как себя вести

Количество юристов, которых каждый год выпускают вузы, растет, а жалобы на то, что качественных специалистов на белорусском рынке юруслуг днем с огнем не сыщешь не прекращаются. Говорят, в кризис можно решить эту проблему и заполучить себе достойного игрока в команду. О том, что происходит на юридическом рынке труда с кадрами, как изменились требования нанимателей в кризис, насколько освободившиеся в кризис кадры готовы повышать свой уровень, «Юркаталог» узнал у специалистов по подбору персонала. А также попросил их дать рекомендации, как лучше себя вести юристам, которые работают по найму, чтобы сохранить работу или улучшить ее условия.

Оказалось, что не так часто к специалистам по подбору персонала обращаются наниматели с задачей подобрать юриста. Однако такой спрос все же есть.

 

Что происходит на рынке юридических кадров

После Нового года количество вакансий значительно сократилось, а количество резюме увеличилось в разы. Большая часть свободных кандидатов – из корпоративного сектора. Наниматель сегодня уже не может безрассудно подходить к тратам, которые несет компания, поэтому приходиться искать способы, на чем можно сэкономить. Юристы, как оказалось, попадают в категорию тех, кем наниматели «жертвуют».

Денис Гурленя, фото со страницы Дениса на Facebook

Денис Гурленя, фото со страницы Дениса на Facebook

Денис Гурленя, директор консалтинговой компании Fox Hunt:

Рынок труда прирастает в количестве, но не в качестве. В непростые времена компании начинают проводить политику «очищения». Многие наши клиенты расстаются с сотрудниками, на неэффективность труда которых в «жирные года» не обращали внимания или не придавали сильного значения оценке производительности. Такой, с позволения сказать, балласт сейчас массово выходит на свободный рынок труда. Это же касается и юридических компаний, юристов, которые работают in house.

Вторая категория сотрудников, которые пополняют сейчас рынок труда, – это эффективные сотрудники тех компаний, которые переживают непростые времена. Все мы понимаем, что юристы (если только они не работают в юридических компаниях) чаще всего относятся к категории обсуживающего персонала или бэк-офиса. То есть, они, в понимании наших топ-менеджеров, тратят деньги, а не зарабатывают. Сотрудники функциональных подразделений попадают под вынужденное сокращения в первую очередь.

Дмитрий Новицкий, фото со страницы Дмитрия на Facebook

Дмитрий Новицкий, фото со страницы Дмитрия на Facebook

Дмитрий Новицкий, консультант в области подбора и обучения персонала:

Если раньше компания могла себе позволить держать в штате юриста и бухгалтера, то теперь чаще работодатели задаются вопросом, зачем держать юриста, если договоры может и бухгалтерия проверять или, в крайнем случае, секретарь с юридическим образованием.

Во многих юридических компаниях уменьшился средний чек. Но при этом потребности у юридических компаний в сокращении персонала значительно меньше, чем у тех, где юридическое направление бизнеса не является ключевым.

 

2015 – год работодателя

Прошлый год был годом соискателя, а вот 2015 называют уже годом работодателя. Сейчас он диктует свои условия.

Денис Гурленя:

Сейчас максимальную ценность приобретают сотрудники, которым требуется минимальное количество времени на «раскачку». Профессионалы, которые практически со старта могут приносить максимальную пользу своей компании – вот приоритетная цель большинства работодателей. С учетом сокращения затрат, многие наниматели ищут выход в совмещении нескольких должностей в одном сотруднике. В какой-то степени такая «многостаночность» – требование сегодняшнего дня.

Дмитрий Новицкий:

До этого кризиса юрист и продавец были словно в оппозиции. Сегодня же одно из ключевых требований работодателей юридических компаний заключается в том, что юрист, помимо хорошего знания своего предмета, должен заниматься продажами и постоянно работать на клиента. От того, будешь ли ты звонить клиенту и напоминать о себе, будешь ли ты продвигать себя и компанию, зависит возможность удержаться на работе.

В юридических компаниях кризисное время привело к смене мотивации – увеличение среднего чека в работе с постоянными клиентами и привлечение новых клиентов. Уже нельзя сидеть и просто ждать клиента, надо искать его самому.

Многие же юристы не представляют, как это они будут заниматься чем-то, не связанным напрямую с их деятельностью». Надо понимать, что кризис будет затяжным. И пересидеть не получится. Сейчас при выборе человека на вакансию появляются ключевые особенности – есть ли у тебя свои клиенты и как ты будешь заботиться о клиентах фирмы. Юристы, к сожалению, пока не готовы к такому. Но выхода у них нет, иначе останутся без работы.

 

Как себя держать нанимателям

Перед владельцами и директорами компаний сегодня стоит много вопросов. И среди них не последнее место занимают вопросы распределения расходов на сотрудников и эффективной команды.

Дмитрий Новицкий:

Для нанимателя, если у него есть новые проекты, сейчас хорошая ситуация, чтобы за старые деньги получить более компетентных людей. Я бы советовал если не использовать открытый поиск, то постоянно мониторить рынок – появляются серьезные кандидаты в открытом доступе. В этом плане рынок кандидатов стал более гибким и подвижным – люди готовы рассматривать предложения.

Елена Рубанова, фото со страницы Елены на Linkedin

Елена Рубанова, фото со страницы Елены на Linkedin

Елена Рубанова, руководитель департамента рекрутинга компании «Ключевые решения»:

Нужно прежде всего оценить сотрудника, понять, насколько он важен для бизнеса: если сотрудник в связи с сокращением заработной платы уйдет, что компания потеряет, сможет ли она легко найти замену этому человеку. Если наниматель понимает, что специалист не представляет особой ценности, то, возможно, стоит и попрощаться. Если компания небольшая, может быть, стоит задуматься над тем, чтобы вынести функцию юриста на аутсорсинг.

Нанимателям в юридических фирмах стоит оценить, насколько ключевым является специалист. «Ключевиков», понятно, следует задерживать, возможно, повышая их заработную плату. А обычным функционерам пока не повышать заработную плату, посмотреть, как люди себя поведут. Сейчас люди стараются держаться за рабочие места в силу того, что значительно повысилась конкуренция между соискателями.

 

Как вести себя юристам, которые работают по найму

Наши эксперты в один голос заверяют, что сегодня твои шансы удержаться на рабочем месте – это постоянная работа над собой: повышение своей эффективности и квалификации и расширение функций.

Денис Гурленя:

Чтобы не бояться увольнения завтра, любому человеку необходимо уже сегодня повышать свою стоимость на рынке труда и ценность для нынешнего работодателя. Как это сделать? Постоянная работа над повышением своих профессиональных компетенций (чтение дополнительной литературы, посещение отраслевых конференций и семинаров в нерабочее время, самообучение по специальности и т.д.); открытость к новым задачам (в какой-то степени сегодня мы должны забыть про должностную инструкцию и выполнять иные/дополнительные, чем год назад, функции), максимальная производительность труда, постоянная оптимизация деятельности подразделения и своего труда. Мы должны забыть о том, что рабочий день – это время с 9.00 до 18.00 в котором существует время на 25 кофе-брейков и перекуров. Как в кризис любая компания мобилизует свои ресурсы, так и любой сотрудник, который заботиться о карьере и рабочем месте, должен мобилизовать свои.

Елена Рубанова:

Сейчас все думают, как выжить, как заработать деньги. От юристов, как и от других специалистов, ждут инициативы, направленной на возможность получения дополнительного дохода для компании. Понятно, что про дебиторку и говорить нечего – здесь роль юриста сильно возрастает, потому что проблема неплатежей есть у всех. Юристам тоже стоит предлагать новые схемы взаиморасчетов или еще какие-то дополнительные инструменты, которые помогут компании получить дополнительный доход и прибыль.

 

О повышении профессионального уровня

Насколько же люди сегодня готовы повышать свой профессиональный уровень?

Денис Гурленя:

Думаю, что количество сотрудников, которые были вынуждены покинуть компанию и готовы повышать свой профессиональный уровень, не велико. Те сотрудники, которые повышали уровень компетенций до кризиса, сейчас, полагаю, стали делать это усердней. Они понимают, что от этого зависит их стоимость на рынке труда и ценность для нынешнего работодателя. Те, кто не понимал ценности обучения, в большинстве своем, не станет это делать только потому, что их «укусил жаренный петух». Это их осознанный выбор. Пусть он и не всегда приводит к нужному результату для человека.

Дмитрий Новицкий:

Пока кандидат ленив, но без инвестиций в себя сегодня нельзя. Особенно, если за вас готова платить компания, надо цепляться за эту возможность и идти на все, что угодно, хоть на курсы вышивания крестиком. Потому что конкуренция на рынке усилилась, и чем большим количеством навыков вы обладаете, тем выше ваша стоимость и незаменимость. Так будет расти и потенциальная стоимость. Нужно понять, что просто юрист – сегодня этого мало.

 

Прогнозы, когда же закончится кризис, неутешительны и размыты. Глупо пинать на всё вокруг, когда есть риск увольнения или сокращения зарплаты. Ведь, как заметил Денис Гурленя, мы можем повлиять только на себя и эффективность своей работы.

 

Мнение экспертов собрала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»

4706
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.