Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Декларация о поддержке или Комментарий к Закону Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»
Игорь Столбунов, юрист ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
Илья Латышев, директор ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
01 июля 2010 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
Этот Закон направлен на дальнейшее меры стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в стране. Видится, не стоит лишний раз акцентировать внимание на том, насколько значим малый и средний бизнес в условиях развития рыночной экономики. Широко известно, что в развитых странах малый и средний бизнес формирует от 50 до 70% доли валового внутреннего продукта (ВВП). Республика Беларусь пока лишь стремится к этому показателю и одним из способов является должное правовое регулирование мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Рассмотрим наиболее значимые аспекты последнего из принятых законодательных актов, регулирующих способы оказания поддержки малого и среднего бизнеса — Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее –Закон).
На сегодняшний день в Беларуси действуют следующие акты законодательства, которые регулируют вопросы поддержки малого и среднего бизнеса:
Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 г. N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.1999 г. N 388 «О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1997 г. N 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.1999 г. N 1972 «Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 г. N 519 «О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2008 г. N 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2004 г. N 519 «О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2007 г. N 1406 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 04.07.2006 г. N 111 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства».
Теперь в число таких актов добавился еще и Закон.
Для комплексного рассмотрения Закона в нём необходимо выделить 3 основных части:
1. Основные положения
2. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства
3. Структуры, уполномоченные оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства
1.Основные положения Закона
Статьей 1 Закона установлено, что поддержка малого и среднего предпринимательства – это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обращает на себя внимание тот факт, что впервые в законодательном акте дано чёткое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие — к субъектам среднего предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
В соответствии с ч. 2 статьи 3 Закона к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Согласно ч. 3 статьи 3 Закона средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Со своей стороны заметим, что форма определения «средней численности» работников в среднем за год, а также лиц, работающих по совместительству и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, является достаточно запутанной и может вызывать определённые трудности при применении.
Важно то, что согласно нормам Закона специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.
2. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства
Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков:
2.1. Финансовая поддержка
2.2. Имущественная поддержка
2.3. Информационная поддержка
2.4. Иные формы поддержки, к которым относятся:
а) содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)
б) содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
в) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров
2.1. Финансовая поддержка
Статьей 11 Закона предусмотрено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Согласно нормам Закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. В силу того, что ниже по тексту Закона следует перечисление конкретных мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, можем сделать вывод, что конкретных мер финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства Законом не предусмотрено (Законом лишь предусмотрено, что финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством).
В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами.
Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.
Областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам -лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
- субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.
Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
В то же время статьёй 11 Закона предусмотрены условия, при которых государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства:
- средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные Законом;
- объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает предельные значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2010 N 303 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2009 год для субъектов малого предпринимательства предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за 2009 год для субъектов малого предпринимательства, обратившихся за оказанием государственной финансовой поддержки, в 2010 году составляют: для индивидуальных предпринимателей — 650 млн. руб., микроорганизаций — 2600 млн. руб., малых организаций — 18200 млн.руб.);
- в уставном фонде которых доля участия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства);
являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
-являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;
осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:
- данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
- ранее в отношении этого субъекта было принято решение об оказании аналогичного вида государственной финансовой поддержки и срок ее оказания не истек;
со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;
- у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- у этого субъекта имеются убытки по итогам прошедшего календарного года.
Однако в каких размерах и на каких условиях субъектам малого и среднего предпринимательства будет оказываться финансовая поддержка, Закон не раскрывает. Скорее всего, эти параметры будут определять непосредственно те организации, которые будут предоставлять такую поддержку.
2.2. Имущественная поддержка
Конкретный механизм оказания имущественной поддержки Законом не предусмотрен. Согласно формулировке Закона меры имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены законодательством. Согласно Закону к данным мерам, в частности могут относиться:
- передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
- применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
- отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
2.3. Информационная поддержка
Согласно Закону, основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
- создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
Однако декларируя оказание субъектам малого и среднего предпринимательства информационной поддержки, Закон не раскрывает механизмы ее реализации на практике.
2.4. Иные формы поддержки
а) содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)
Важной новеллой законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства можно назвать норму Закона, гарантирующую предоставление возможности субъектам малого и среднего предпринимательства участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Более того, Законом теперь установлено, что законодательством могут предусматриваться:
- резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).
Впрочем, справедливости ради отметим, что указанная норма носит декларативный характер – время покажет, в какой степени она будет реально применима на практике. Ведь и так понятно, что победитель конкурса заинтересован в том, что весь полученный на конкурсе заказ отработать самостоятельно (ну или хотя бы – с привлечением дочерних или «дружественных структур»). Отдавать часть заказа на принудительный аутсорсинг вряд ли кто-то захочет. Либо победители конкурсов это требование Закона будут обходить путем создания организаций, отвечающих критериям малого или среднего предпринимательства, которым и будет отдаваться на отработку зарезервированная часть заказа. Ведь Закон не предписывает победителю конкурса отдавать часть заказа на отработку какому-то конкретному субъекту малого или среднего предпринимательства. Поэтому выбор такого субъекта, как можно понять на сегодняшний день, будет предоставлен именно победителю конкурса.
б) содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
В соответствии с Законом приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.
Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
- проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;
- создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.
На самом деле, следует отметить, что в данном случае Закон лишь закрепил те меры, которые уже и так применяются на практике.
в) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров
Согласно Закону, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется в виде:
- подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
- подготовки физических лиц к предпринимательской деятельности с помощью дистанционных образовательных технологий;
- проведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам предпринимательства;
- реализации специальных образовательных программ переподготовки физических лиц из числа безработных и незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.
В данном случае, также имеет место закрепление в Законе устоявшейся практики. Насколько и в какую сторону она изменится после вступления Закона в силу, пока трудно сказать.
3. Структуры, уполномоченные оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства
Анализируя нормы Закона, можно выделить следующие организации, уполномоченные оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства:
- Областные и Минский городской исполнительные комитеты
- Банки
- Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей
- Центры поддержки предпринимательства
- Инкубаторы малого предпринимательства
- Учреждения финансовой поддержки предпринимателей
- Общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства
Конкретные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства областными и Минским городским исполнительным комитетами, банками и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей были рассмотрены выше. Остановимся подробнее на функциях и статусе прочих организаций, уполномоченных оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Центры поддержки предпринимательства
Согласно статье 19 Закона, центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Центры поддержки предпринимательства, в том числе базовые центры поддержки предпринимательства областей (г. Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.
Порядок деятельности центров поддержки предпринимательства в настоящее время регламентирован Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.06.2008 г. N 825.
Порядок присвоения статуса центра поддержки предпринимательства предусмотрен Положением о порядке присвоения юридическим лицам статуса центра поддержки предпринимательства, утверждённым Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 10.01.2003 г. N 14 и Перечнем административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.10.2007 г. N 1406.
Инкубаторы малого предпринимательства
В соответствии со статьей 20 Закона, инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Помещения и имущество предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.
Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).
Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.
Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.
Порядок осуществления деятельности и иные вопросы функционирования инкубаторов малого предпринимательства предусмотрены Положением об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1997 г. № 640.
Порядок присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства предусмотрен Инструкцией о порядке присвоения юридическим лицам статуса инкубатора малого предпринимательства, утверждённой Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.07.2006 г. № 111 и Перечнем административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённым Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.10.2007 N 1406.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей
Статьей 22 Закона предусмотрено, что учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей оказывают некоторые из видов финансовой поддержки, указанные в статье 10 Закона.
Общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства
Статьей 23 Закона предусмотрено, что обществом взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества в целях оказания им временной финансовой помощи.
Общество взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства не вправе оказывать временную финансовую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющимся членами этого общества.
Порядок и особенности деятельности обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства в настоящее время подробно регламентирован Положением об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.12.1999 г. N 1972.
Вместо послесловия
В целом, резюмируя всё вышесказанное, отметим, что Закон не предусматривает радикально новых мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в Беларуси. В стране уже сложилась довольно обширная действующая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы оказания поддержки малому и среднему бизнесу. Однако, насколько сложившаяся база действенна – вопрос дискуссионный. Поэтому мы специально в рамках настоящего материала не анализировали предложения бизнес-сообщества, которые были высказаны на этапе разработки Закона, а также включение либо невключение этих предложений в Закон.
По сути, в рассмотренном Законе скомпилированы те нормы, которые уже были предусмотрены действующим белорусским законодательством. Большинство норм Закона «заимствованы» из Указа Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 г. N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».
На наш взгляд, можно выделить лишь 2 нормы Закона, которые можно отнести к новеллам:
- дано чёткое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие — к субъектам среднего предпринимательства (споры и согласования на этот счёт продолжались на протяжении не одного года);
- предусмотрено содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
В остальном, следует отметить, что Закон носит декларативный и рамочный характер и для того, чтобы предусмотренные им меры поддержки предпринимательства начали работать, требуется разработка целого ряда подзаконных актов. Насколько обоснованна такая нормотворческая техника – можно дискутировать. Однако вряд ли можно ожидать того, что с 15 января 2011 года (именно с этого дня Закон вступает в силу) белорусский малый и средний бизнес начнут поддерживать по-новому.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что основная поддержка (в первую очередь, мы ведём речь о финансовой поддержке) должна исходить не от государства, а от коммерческих банков путём кредитования малого и среднего бизнеса, ассоциаций «бизнес-ангелов», первые из которых уже появились в нашей стране. Основная же задача государства в данном контексте сводится к тому, чтобы заложить стабильную основу законодательства по регулированию отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности, предоставить на практике гарантии неприкосновенности частной собственности, осуществить иные последовательные меры по либерализации экономики.
Комментарии (0)