Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

С 1 января 2014 г. — новый Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»

Рассмотрим основные нововведения Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон):

Законом введен ряд новых определений, например,

- отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период;

- учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Законом вводятся общие положения, касающиеся учетной оценки, перечисляются несколько ее методов, в частности новый метод приведенной (дисконтированной) стоимости.

- собственный капитал – активы организации за вычетом ее обязательств;

- профессиональное суждение – точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона (случаи, когда руководитель организации вправе самостоятельно вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично), организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности.

В Законе определен перечень общественно значимых организаций. К ним относятся открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации. Конституционный Суд Республики Беларусь своим Решением от 05.07.2013 г. №Р-831/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» определил, что введение данного понятия в Закон и отнесение указанных организаций к общественно значимым следует признать обоснованным вследствие определенного интереса к их финансово-хозяйственной деятельности со стороны личности, общества и государства и правомерным в силу специфики их деятельности, прямо или косвенно связанной с привлечением денежных средств неограниченного круга лиц.

Кроме того, Законом введен новый вид нормативного правового акта – национальный стандарт по бухгалтерскому учету и отчетности.

Ряд определений претерпел незначительные изменения.

Закон закрепляет основополагающие принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности. К ним относятся:

– принцип непрерывности деятельности;

– принцип соответствия доходов и расходов;

– принцип преобладания экономического содержания;

– принцип понятности;

– и др.

Определено введение в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов МСФО (международных стандартов финансовой отчетности). Причем, сама аббревиатура в Законе не расшифровывается, как и не раскрывается содержание термина. Расшифровка данного термина содержится в Постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2011 г. №52 «Об утверждении Правил аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые Постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. №59». Пункт 2 данного Постановления гласит: «Под Международными стандартами финансовой отчетности в настоящих Правилах понимаются Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения, принятые Фондом Комитета по международным стандартам финансовой отчетности». Правда, остается некоторая неопределенность – действует данное определение только в рамках указанного Постановления либо распространяется на все законодательство.

Закон вводит обязанность  общественно значимых организаций составлять консолидированную отчетность по МСФО. Первая отчетность по МСФО должна быть составлена такими организациями за 2016 отчетный год и вместе с аудиторским заключением по этой отчетности представлена в Министерство финансов не позднее 30 июня 2017 года.

Для всех остальных организаций предусмотрена обязанность составлять годовую отчетность, а в случаях, установленных законодательством, – промежуточную (квартальную, месячную). Эти случаи, по нашему мнению, должны быть прописаны в нормативных документах других государственных органов и соответственно распространяться должны только на определенные организации.

Для общественно значимых организаций, Национального банка Закон изменяет требования к лицам, которые назначаются на должность главного бухгалтера. Обязательным условием для претендентов на должность главного бухгалтера с 1 января 2017 года станет:

- для претендентов на должность главного бухгалтера общественно значимой организации – наличие сертификата профессионального бухгалтера;

- для претендентов на должность главного бухгалтера банка — наличие сертификата профессионального бухгалтера банка.

Полагаем, в связи с этим необходимо разработать и утвердить на законодательном уровне Положение о порядке аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, определяющее перечень предметов, по которым необходимо сдать экзамены для получения сертификата.

Для всех остальных организаций требования к лицам, занимающим должность главного бухгалтера, также изменились. Ранее должность главного бухгалтера могло занимать лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет. В  соответствии же с ч.3 ст.8 Закона на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

- наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;

- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Однако, на сегодняшний день действенные механизмы контроля за соблюдением вышеуказанных требований (за исключением банков и страховых организаций) отсутствуют, кроме разве что контроля внутри самих субъектов хозяйствования. Не содержит указания на ответственность за несоблюдение вышеуказанных требований и новый Закон.

Ранее действовавший Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» допускал ведение бухгалтерского учета лично руководителем частных унитарных предприятий, если это предусмотрено уставом такого предприятия. При этом никаких специальных требований к такому лицу в законодательстве не закреплялось. Часть 2 ст.7 Закона содержит норму о том, что вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично имеет право руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения), если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру (ч.3 ст.8 Закона). Понятие «микроорганизации» раскрывается в ст.3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Микроорганизации – это зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.

Закон также содержит общие положения по переоценке активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте. С вступлением Закона в силу не будет подлежать переоценке задолженность в виде полученных и выданных авансов, предоплаты и задатков.

В заключение нужно отметить, что с вступлением Закона в силу соответствующие изменения будут внесены во многие нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

 

Татьяна Бабило

Старший юрист отдела корпоративной практики ООО «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»

9887
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.