Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
Валентин Галич, Илья Латышев, партнеры ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
27 марта 2008 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее ¬– Указ № 178), который вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования, которое состоялось 01 апреля 2008 г. Данный нормативный акт приходит на смену широко известному в узких кругах Указу Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 7).
Конечно, новый Указ № 178 содержит ряд новелл, однако говорить о кардинальном изменении порядка регулирования внешнеэкономической деятельности все же не представляется возможным.
Среди тех моментов, на которые стоит обратить внимание, выделяется разрешение на использование зачета как способа прекращения обязательства по внешнеторговым операциям. Причем Указ № 178 проводит различие между зачетом при экспорте, который подразумевает зачет денежных обязательств и зачетом при импорте. Вообще, страдает некоторой нелогичностью формулировка п. 1.9. Указа № 178, устанавливающая, что при импорте обязательства по внешнеторговым операциям могут быть прекращены путем зачета встречных однородных требований, выраженных в эквивалентном по стоимости количестве товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также в соответствии с международными договорами о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга.
Как известно, для зачета необходимо, чтобы зачитываемые требования были однородными, т. е. чтобы их предметы относились к вещам одного и того же рода (например, деньги засчитываются в счет денег, картофель в счет картофеля и т. д.). Конечно, и при неоднородности предметов можно выразить их в деньгах и произвести зачет. Но здесь уже, прежде чем применить зачет, понадобилось бы договориться об изменении обязательств. В том же виде, в каком обязательства существуют, они могут быть прекращены путем зачета при однородности их предметов. На практике чаще всего зачет применяется к денежным обязательствам, хотя нет препятствий к зачету всех других обязательств, предметы которых относятся к вещам одного и того же рода .
Представить на практике ситуацию, когда существуют два однородных неденежных требования по внешнеторговому договору, очень тяжело.
Обращает на себя внимание некоторое игнорирование правил юридической техники при формулировании норм Указа о зачете. Так, для возникновения встречного денежного обязательства к обязательству из договора по импорту практически всегда необходимо наличие экспортного внешнеторгового договора и наоборот. Соответственно практически любой зачет прекращает два вида обязательства: первые вытекают из экспорта, вторые – вытекают из импорта. Поэтому установление ограничений на зачет т.н. «экспортных» обязательств (в виде предоставления возможности зачесть только денежные обязательства) косвенно распространяется и на «импортные», т.к. встречным по отношению к экспортному будет выступать именно импортное обязательство.
П. 1.9. Указа № 178 допускает возможность зачета только неденежных обязательств, а п. 1.7. – лишь денежных, что в совокупности может привести к невозможности проводить зачеты вообще.
Вызывает нарекания также нелогичный подход Указа № 178 к определению понятий «резиденты» и «нерезиденты».
Очевидно, что данный нормативный акт направлен на регулирование именно хозяйственных правоотношений, то есть отношений между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Поэтому при установлении перечня лиц, которые относятся к резидентами для целей Указа были исключены (по сравнению, например, с Законом о валютном регулировании и валютном контроле) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Однако, Указ № 178 распространил свое действие на физических лиц иностранцев (абз. 9 п. 1.1.). В п. 1.2. была сделана попытка избежать последствия такого непоследовательного подхода и за рамки действия Указа № 178 были выведены внешнеторговые операции проводимые на территории Республики Беларусь через розничную сеть резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов и физическими лицами – нерезидентами. К сожалению, в Указе № 178 не учтены все те случаи, когда нерезидентам – физическим лицам оказываются услуги или с ними заключаются иные договоры, не связанные с розничной куплей-продажей (бытовые услуги, парикмахерские, юридические консультации, риэлтерские услуги, услуги гидов и т.д.).
Например, при проживании иностранца в гостинице, белорусскому юридическому лицу понадобится озаботиться регистрацией паспорта сделки, если сумма по договору превысит 3000 евро, будут действовать ограничения на расчеты в белорусских рублях (п. 1.3.), которые, кстати, являются законным платежным средством и обязательны к приему на всей территории Республики Беларусь по нарицательной стоимости (ч. 3, 4 ст. 29 Банковского кодекса Республики Беларусь), а также придется соблюсти и иные требования Указа № 178.
Среди принципиальных нововведений, которые будут действовать после вступления в силу нового Указа, следует обратить внимание на то, что паспорта сделок будут регистрироваться банками (на сегодняшний день после визирования банка следует регистрация в таможенном органе) (п. 1.11 Указа № 178). Причем, неправомерный отказ банка резиденту в регистрации паспорта сделки влечет наложение штрафа:
? на банк — в размере от 10 до 100 базовых величин;
? на должностное лицо банка — от 1 до 5 базовых величин (п. 2 Указа № 178).
За восстановлением справедливости при отказе в регистрации паспорта сделки, нужно обращаться в органы Комитета государственного контроля или Национальный банк.
Порядок регистрации паспорта сделки будет регулироваться специальным нормативным актом Национального банка, принятым по согласованию с Комитетом государственного контроля. Очевидно, будет также установлена ответственность банка и его работников за регистрацию паспорта, в оформлении которого есть нарушения. Представляется, что возложение функций государственных органов на банки, которые занимаются предпринимательской деятельностью и услуги которых оплачиваются клиентом, обращающимся за регистрацией паспорта сделки, а также возложение функций чиновников на работников банка, которые не являются государственными служащими и не получают каких-либо дополнительных льгот за принятие юридически значимых решений, является неверным.
Указ № 178 четко установил, что его действие распространяется не только на договоры, опосредующие оборот товаров, работ и услуги, но и на сделки, предусматривающие возмездную передачу охраняемой информации, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Указ № 178 повысил порог суммы договора, с достижения которого возникает необходимость регистрировать паспорт сделки с 1500 евро до 3000 евро (абз. 16 п. 1.1.). Повышена и сумма отгрузки с которой возникает необходимость статистического декларирования товара с 200 до 1000 евро (абз. 24 п. 1.1. Указа № 178). Увеличен срок для представления статистической декларации с 5 календарных дней до 7 рабочих дней даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическую статистическую декларацию можно будет подавать не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (ранее – до 5-го).
Указ № 178 наконец урегулировал возможность вычета из причитающихся по договору резиденту денежных средств налогов (абз. 3 п. 1.8.), подлежащих уплате на территории иностранного государства в соответствии с иностранным законодательством, что ранее могло трактоваться как непоступление валютной выручки от экспорта с соответствующими последствиями.
Обращает на себя внимание и возможность осуществления расчетов в определенных случаях не только через банк, в котором зарегистрирован паспорт сделки (п. 1.10 Указа). Необходимость произвести расчеты с другого счета на практике часто возникала при получении кредита в ином банке.
До вступления Указа № 178 в силу еще есть достаточно времени. У отечественных юристов будет возможность перечитать этот документ вдоль и поперек и написать на эту тему массу статей и комментариев. Поэтому к началу отсчета действия Указа правоприменители подойдут хорошо подготовленными и знающими, где и на что при осуществлении внешнеторговых операций стоит обратить наиболее пристальное внимание.
Ранее в этой рубрике
- Указ № 71: ставка «ноль», но не всегда…
- Комментарий к указам Президента № 545, 546 и 547 за 2005 г. по ввозу иномарок
- Что изменилось в Положении о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности
Комментарии (0)