Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:
+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by
Статья – произведение или реклама автора?
Илья Латышев, юрист
Итак, на повестке дня вопрос о том, является ли рекламой фирмы «А» статья ее директора, которая имеет подпись: «Иван Петров, директор фирмы «А»» (статья не посвящена непосредственно фирме «А»). Точнее, будет ли она являться таковой после вступления в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее — Закон). Об этом заговорили сейчас некоторые бухгалтера, заявляя, что при наличии такой подписи вся статья является рекламой фирмы «А» и та должна оплатить занимаемую статьей площадь издания. Если оплата рекламы не производится, то название фирмы в подписи автора указывать нельзя.
Закон дает нам такое определение понятия «реклама» — это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Смотрим на ключевые составляющие этого понятия.
Первое из них – это «объект рекламирования». В качестве таковых Закон понимает продукцию, товар, работы или услуги, организации или граждан, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Второе ключевое понятие – это «информация». Под этим термином словарь Ожегова и Шведовой понимает а) сведения, б) сообщение.
Итак, является ли статья на отвлеченную тему «информацией об объекте рекламирования» — то есть «сведениями» либо «сообщением» о фирме «А»?
Считаю, что нет. Если в статье о фирме «А» речь не идет, то нет никаких оснований утверждать, что эта статья является информацией о данной фирме. Статья сама по себе – это произведение ее автора, несущее в себе определенную информацию по проблеме, по которой она написана. И обычно цель статьи – именно донести до читателей эту информацию.
Более того, если следовать озвученной выше логике, в соответствии с которой статья рекламирует фирму, в которой работает автор статьи (в случае, если название этой фирмы фигурирует в его подписи), то следует вообще запретить указание имени автора в статье. Ведь объектом рекламирования является также и физическое лицо (автор) и если он в статье указывается, то статья рекламирует его …
Авторский гонорар отменяется сам собой (ведь его ставки обычно меньше расценок за рекламу). Автор, публикуя статью, еще и останется должен редакции денег. В общем, позиция для бухгалтера удобная и выгодная. Но, к сожалению, на законодательстве не основанная.
Комментарии (0)