Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Дмитрий КОВАЛЕНКО: электронная регистрация будет развиваться

коваленкоЗа семь месяцев 2013 года в Беларуси было зарегистрировано 45 969 субъектов хозяйствования. Общее количество зарегистрированных юрлиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 5 августа составило 1 142 917. О том, насколько просто сегодня зарегистрировать и ликвидировать ИП или юрлицо, а также какие изменения в этой сфере планируется принять, «ЮрКаталогу» рассказал начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Беларуси Дмитрий КОВАЛЕНКО.

– В Беларуси было принято достаточно много мер для упрощения процедур регистрации и ликвидации предприятий. Насколько легко сегодня зарегистрировать предприятие?

– Действительно, базой для кардинального упрощения указанных процедур явился Декрет №1, принятый в 2009 году и закрепивший заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования.

Декрет № 2, принятый и вступивший в силу в этом году, внес ряд нововведений как в процедуру создания, так и в процедуру ликвидации бизнеса: это и дальнейшее упрощение вхождения в бизнес, и детализация процедуры ликвидации в целях обеспечения интересов кредиторов ликвидируемых субъектов хозяйствования.

Главное новшество в процедуре создания компании заключается в изменении порядка формирования уставного фонда коммерческими организациями и снятии обязанности с собственника имущества, учредителей создаваемой организации по формированию уставного фонда до подачи документов в регистрирующий орган.

Сегодня юридическое лицо само определяет – формировать уставный фонд на момент госрегистрации либо сформировать его в течение года с момента госрегистрации.

Декрет № 2 также установил новый порядок размещения сведений о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

Теперь указанные сведения размещаются в полном объеме в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с их последующим опубликованием в очередном приложении к указанному журналу. Информация подлежит ежедневному обновлению, при этом исходной точкой отсчета минимального двухмесячного срока для заявления кредиторами своих требований, установленного Гражданским кодексом Республики Беларусь, является дата размещения сведений в сети Интернет.

– Для многих реформ одним из ключевых факторов является позиция в рейтинге Doing Business. Регистрация предприятий не стала исключением?

– Беларусь сейчас находится на девятом месте в мире по простоте регистрации бизнеса, но, уверен, для нашей страны это не предел.

В настоящее время процедура создания юридического лица в Республике Беларусь определяется экспертами Всемирного банка как состоящая из пяти отдельных процедур (согласование наименования юридического лица, открытие временного счета в банке для формирования уставного фонда коммерческой организацией до ее государственной регистрации, непосредственно государственная регистрация, открытие текущего (расчетного) счета в банке, изготовление печати организации) с временными затратами в пять дней.

Что касается согласования наименования и осуществления госрегистрации, мы сейчас дополнительно анализируем законодательство и думаем, как нам объединить эти процедуры в одну.

Несмотря на то, что сегодня нет никаких препятствий согласовать наименование и зарегистрироваться в один день, методика исследования Всемирного банка считает их как 2 отдельные процедуры.

Кроме того, Министерство юстиции намерено пойти дальше и реализовать совместно с Нацбанком возможность подачи заявки на открытие субъектом хозяйствования расчетного счета в банке при прохождении процедуры госрегистрации. Субъекту хозяйствования нужно будет только выбрать банк, тем самым заявить о согласии направления в банк определенных документов для открытия расчетного счета.

Надо отметить, что Министерством юстиции при осуществлении государственного регулирования процедуры государственной регистрации субъектов хозяйствования постоянно изучается практика зарубежных стран, в том числе являющихся топовыми в рассматриваемом рейтинге.

– Как на положении Беларуси в рейтинге Doing Business может сказаться ситуация с регистрацией субъектов хозяйствования в Минске, когда из-за переноса регистрации из районных администраций в единый центр очереди на регистрацию заметно выросли?

– Ситуация, конечно, удручающая. Министерство юстиции предвидело развитие такой ситуации заранее, мы направили соответствующее инициативное письмо в адрес Мингорисполкома еще до образования такой ситуации. Мы ставили перед Мингорисполкомом вопросы, которые, на наш взгляд, должны были быть решены в случае принятия решения о централизации госрегистрации в г. Минске в едином регистрирующем органе, и просили более внимательно и взвешенно подойти к этому процессу. Но мало что было сделано.

Если исходить из правовых норм, то в Декрете №1 закреплено, что регистрирующим органом является Мингорисполком. Что касается Министерства юстиции, то оно занимается всего лишь координацией деятельности, а не организацией работы по регистрации, наймом персонала и т.д. Повлиять на кадровый голод мы никак не можем.

В июле мы провели внеплановую проверку администраций районов Минска и главного управления юстиции Мингорисполкома, на которые возложены функции по госрегистрации. Мы посетили каждую администрацию района г. Минска, поговорили с каждым должностным лицом по этому направлению. Никаких правовых оснований для неосуществления администрациями г. Минска функций по государственной регистрации на сегодня нет.

По результатам проверки мы внесли представление в адрес Мингорисполкома об устранении выявленных нарушений в месячный срок.

Процесс перевода процедуры регистрации в единый центр в Минске требует тщательной проработки всех вопросов, потому что помимо просто централизации указанных полномочий требуется еще и создание новых рабочих мест, выделение надлежащего помещения. Также нужно решить вопрос с передачей регистрационных дел, которые на данный момент еще хранятся в районных администрациях, а это сотни тысяч дел.

– В этой связи становится все более актуальным вопрос применения электронной регистрации субъектов хозяйствования?

– Безусловно. Было принято решение правительства по введению электронной госрегистрации. Оно определяет этапность проведения этой реформы. Первый этап – это электронная регистрация индивидуальных предпринимателей и унитарных предприятий в Минске. В настоящий момент электронная регистрация, которая была введена еще осенью 2011 года, пока не дала массовых результатов. Это обусловлено тем, что необходимо приобретать ключ электронной цифровой подписи, который стоит определенных денег (в настоящий момент около 200 тыс. белорусских рублей для физического лица). Кроме того, параллельно нужно было уплачивать государственную пошлину за регистрацию.

Проанализировав эту ситуацию, еще летом 2012 года Министерство юстиции вышло с инициативой о корректировке Налогового кодекса, чтобы закрепить льготу по уплате госпошлины при электронной госрегистрации, которая была поддержана и, соответственно, с 1 января 2013 г. электронная регистрация осуществляется без взимания госпошлины.

Мы также в настоящее время прорабатываем вопрос по совершенствованию выдачи ключа электронной цифровой подписи, в том числе в части снижения его стоимости. Мы хотим, чтобы однажды получив ключ ЭЦП, им можно было бы пользоваться для целей уплаты налогов, взносов в ФСЗН и т.д. Если бы был универсальный ключ для всех целей, это было бы идеально.

Что касается второго и третьего этапа введения электронной регистрации, то они будут вводиться постановлениями Министерства юстиции. Второй этап – это распространение первого этапа на территорию всей страны, третий этап – распространение электронной регистрации на все организационно-правовые формы. Но я думаю, что мы несколько опередим события, и реализуем некий симбиоз второго и третьего этапов, и попробуем в скором времени приступить к регистрации в электронном режиме наиболее распространенных организационно-правовых форм, например, обществ с ограниченной ответственностью.

Реализация второго и третьего этапов требует доработки веб-портала ЕГР и сейчас мы проводим государственную закупку работ и услуг по его доработке. Доработка будет масштабной. Мы планируем все завершить в максимально сжатые сроки без ущерба качеству.

Конечно, в госрегистрации в онлайн-режиме есть определенные риски. Но мы попытаемся создать эффективные методы контроля, чтобы их нивелировать.

– Планируется ли предпринимать какие-то меры в направлении электронной ликвидации?

– Нет. Это перспектива будущих лет.

При ликвидации приходится иметь дело с гораздо большим количеством документов, чем при регистрации. И я уверен, что предприниматель должен сам приходить и ликвидировать свой бизнес.

Однако уже сейчас существует электронное взаимодействие между регистрирующими и налоговыми, таможенными органами, органами ФСЗН, организациями РУП «Белгосстрах» и архивами в рамках процедуры ликвидации.

Полагаю, что с правовой точки зрения в настоящее время все сделано для того, чтобы защитить кредиторов и работников субъекта хозяйствования в случае его ликвидации.

 

Беседовал Михаил ВЯЗЫНСКИЙ

4017