Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Иностранные представительства загоняют в рамки

Представительствам иностранных компаний с 1 января 2014 года запретили заниматься предпринимательской деятельностью и нанимать больше пяти иностранцев. Кроме того, открывать представительства и продлять срок их деятельности в Беларуси теперь можно только на 3 года с уплатой госпошлины сразу за весь период.

С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1189 (далее – Постановление №1189), утвердившее Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее – Положение).  Со вступлением в силу данного Постановления №1189 утратило силу ранее действовавшее Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 1997 года №929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» (далее – Постановление №929). Постановление №1189 также вносит изменения в действующее Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156. С вышеуказанной даты как уже аккредитованные представительства, так и иностранные компании, намеревающиеся открыть в нашей стране представительство, ожидает ряд нововведений. Рассмотрим их более подробно.

1. Не совсем понятна логика законодателя, но с 1 января разрешение на открытие представительства выдается сразу на три года с возможностью продления срока его действия на тот же период (п.9 Положения). При этом размер уплачиваемой государственной пошлины за аккредитацию представительства рассчитывается по-прежнему, исходя из ставки 65 базовых величин (примерно 650 евро) за каждый год действия разрешения, и уплачена она должна быть сразу за три года. Для продления срока действия разрешения на открытие представительства нужно не позднее десяти дней до даты его истечения представить в Министерство иностранных дел Республики Беларусь (далее – МИД) соответствующее заявление и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за продление срока действия разрешения на открытие представительства. Однако если ранее Постановлением №929 предусматривалось право МИДа в случае нарушения десятидневного срока подачи вышеуказанных документов, принять решение о продлении срока деятельности представительства до истечения срока действия разрешения на открытие представительства, то Постановление №1189 такого права за МИДом не закрепляет. При этом, ни Постановлением №1189, ни каким либо другим актом законодательства не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случае прекращения деятельности представительства до истечения трехгодичного срока действия разрешения. По сообщению одного из сотрудников МИДа, в случае прекращения деятельности представительства по каким бы то ни было основаниям фактически переплаченная государственная пошлина не возвращается.

 

2. Для иностранных организаций, планирующих осуществлять общественно полезную деятельность в Республике Беларусь, изменился список документов, необходимых для подачи в МИД. Так, теперь, кроме всего прочего, такие организации должны предоставлять программу (проект) – утвержденный иностранной организацией и соответствующий приоритетным направлениям ее деятельности комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые соответствуют целям открытия представительства, предусматривающий сроки и ресурсы для их исполнения (абз.4 п.8 Положения).

 

3. В Постановлении №929 один из реквизитов разрешения на открытие представительства назывался «число иностранных граждан – сотрудников представительства». При этом непосредственно число таких иностранных сотрудников – три – МИД указывал в самих разрешениях на открытие представительства. Действующее же Положение №1189 не только расширяет перечень возможных сотрудников представительства, относя к ним помимо иностранных граждан также и лиц без гражданства, но и определяет, что число таких сотрудников не должно превышать пяти человек (пп.6 п.11 Положения).

 

4. Не столь существенный, но, тем не менее, претерпевший изменение момент, – на сегодняшний день МИД вправе выдавать служебные карточки только руководителю представительства, тогда как ранее такие карточки могли иметь и работники представительства организации из числа иностранных граждан.

 

5. Расширились обязанности руководителя представительства. В частности, руководитель представительства:

- в случае изменения наименования или организационно-правовой формы иностранной организации, открывшей представительство, должен в месячный срок обратиться в МИД для получения нового разрешения на открытие представительства, при этом предоставив весь комплект документов согласно п.8 Положения;

- в течение месяца с даты получения разрешения на открытие представительства направляет в МИД письменную информацию о штатном расписании, номерах телефонов, факсов представительства иностранной организации, а также о постановке иностранной организации на учет в налоговых и иных органах  Республики Беларусь; Ранее о такой необходимости сотрудники МИДа предупреждали при приеме документов на открытие представительства, теперь же такая обязанность закреплена законодательно;
- обеспечивает  в десятидневный срок представление в МИД новой доверенности в случае истечения срока действия предыдущей;

- в случае прекращения своих полномочий в качестве руководителя представительства в течение двух рабочих дней сдает в МИД оригинал служебной карточки. Ранее такая обязанность существовала, но не был установлен срок для ее исполнения.

 

6. Изменения коснулись и трудовых отношений с работниками представительств. Если согласно Постановлению №929 только трудоустройство граждан Республики Беларусь в представительствах организаций осуществлялось на основании трудовых договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь, то Постановление №1189 говорит просто о трудоустройстве в представительствах иностранных организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде. Т.е., если ранее трудовой договор (контракт) с иностранным работником можно было заключить по трудовому праву, например, государства учреждения головной компании, то сейчас все работники представительства должны быть трудоустроены в соответствии с белорусским законодательством.

 

7. Существенным моментом, претерпевшим изменения, является конкретизация в Постановлении №1189 целей, для которых может быть открыто представительство. В частности, представительство иностранной организации сейчас может быть открыто только в целях осуществления от имени и по поручению представляемой иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера. То есть по сути представительство на сегодняшний день в принципе не может осуществлять хозяйственную деятельность (заключать договоры и т.д.), а только подготовительную и вспомогательную по отношению к основной деятельности иностранной организации, в том числе деятельности по:

- эффективному содействию реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиску возможностей для его дальнейшего развития, совершенствованию форм этого сотрудничества, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией;

- изучению товарных рынков Республики Беларусь;

- изучению возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;

- иной общественно полезной деятельности.

То есть представительство будет осуществлять больше «исследовательскую» деятельность, но все же от имени и по поручению представляемой им организации. То есть нашла свое отражение отсылочная норма п.2 ст.511 Гражданского кодекса, в соответствии с которой законодательством могут быть установлены ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций.

В то же время, открытым остается вопрос, могут ли осуществлять предпринимательскую деятельность представительства, открытые до 1 января 2014 года и ставшие на налоговый учет «с правом ведения хозяйственной деятельности». Опять же – по словам сотрудника МИДа – если представительство было открыто по ранее действовавшему законодательству, то оно имеет право вести хозяйственную деятельность, для которой оно было открыто. Хотя буквальное толкование норм Постановления №1189 оснований для такого вывода не дает.

Соответственно, иностранные организации, которые планируют осуществлять в Беларуси предпринимательскую деятельность, теперь имеют для этого только один вариант – открывать здесь юридическое лицо.

 

8. В Постановлении №1189 законодательно закреплена норма, ранее действовавшая только на практике – дата получения в МИДе разрешения на открытие представительства указывается на оборотной стороне разрешения и фиксируется в журнале представительств, созданных на территории Республики Беларусь.  Представительство считается созданным и имеет право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь именно с этой даты. Эта норма очень важна, т.к. позволит избежать возможного нарушения 10-дневного срока постановки представительства на налоговый учет в соответствующей налоговой инспекции, ведь на практике зачастую были случаи, когда дата подписания разрешения уполномоченным сотрудником МИДа и дата фактической выдачи разрешения значительно отличались.

 

9. Как некоторый позитивный момент можно расценить и сокращение количества письменных отчетов о деятельности представительств, которые ранее необходимо было предоставлять в МИД один раз в полугодие (с 1 по 10 июля и с 1 января по 10 января), теперь же всего один раз с 1 по 10 января за предыдущий год.

 

10. Постановление №1189 закрепило также и отсутствовавшую ранее на законодательном уровне ответственность в отношении представительств иностранных организаций за невыполнение требований законодательства. Так, в случае невыполнения руководителем представительства обязанностей, установленных в ч.1 и 2 п.15 Положения (непредоставление в МИД в течение месяца с даты получения разрешения на открытие представительства необходимой письменной информации, а также неуведомление МИД в течение десяти рабочих дней об изменении местонахождения представительства) МИД направляет руководителю представительства письменное предупреждение о необходимости устранения допущенных нарушений в месячный срок с даты направления предупреждения. В случае же неосуществления представительством деятельности, в целях которой оно было открыто, в течение шести месяцев подряд с даты создания представительства, а также в случае ненаправления руководителем представительства в МИД письменного отчета о деятельности представительства, деятельность такого представительства может быть прекращена по решению МИДа. Уведомление о таком решении в течение 10 рабочих дней направляется МИДом по последнему известному почтовому адресу иностранной организации и ее представительства.

 

11. Дополнен также перечень документов, которые должны быть предоставлены в МИД при закрытии представительства. В частности, наряду с ранее обязательной копией справки банка о закрытии текущего (расчетного) счета, копией справки о состоянии расчетов с бюджетом, выдаваемой налоговыми органами и т.д., теперь необходимо также предоставлять копию документа, подтверждающего передачу документов по личному составу работников прекратившего свою деятельность представительства в территориальный (городской или районный) архив.

В целом, рассмотренные изменения носят более ужесточающий характер для деятельности как для уже аккредитованных представительств, так и для организаций, намеревающихся открыть представительства на территории Республики Беларусь. В любом случае, необходимо какое-то время, чтобы оценить и закрепить на практике действие положений Постановления №1189.

 

Татьяна Бабило,

Старший юрист отдела корпоративной практики международной юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»

7161