Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Экспресс-комментарий к изменениям в Декрет № 6

Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6» (далее – Декрет № 5 и Декрет № 6, соответственно), подписанный в среду 11 сентября 2013 года, стал для многих представителей белорусского бизнеса, если не шоком, то неприятной неожиданностью.

О том, что Декрет № 6 будут вот-вот менять и отменят беспошлинный ввоз автотранспорта, впервые заговорили в апреле-мае этого года. Тогда сразу поднялся ажиотаж, люди в спешном порядке стали открывать компании в сельской местности и ввозить под Декрет автотехнику. Однако слухи не подтвердились и Декрет № 6 не поменялся. И вот сейчас, когда о возможных изменениях уже и думать забыли, эти изменения появились.

Внесенные изменения трудно характеризовать как-то однозначно.

С одной стороны, и так немногочисленные льготы белорусскому бизнесу снова урезают.

А с другой стороны, как показала практика применения Декрета № 6, очень многие использовали предусмотренные им льготы как лазейки для ухода от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС. Захотел человек ввезти, к примеру, автомобиль без уплаты таможенных платежей – создал компанию в сельской местности, указал автомобиль в качестве вклада в уставный фонд, ввез, растаможку и ввозной НДС не заплатил. А для чего он потом этот автомобиль использует: для бизнеса в сельской местности или для перевозки самого себя – это дело десятое. Поскольку Декрет № 6 порядка и целей использования такого неденежного вклада в уставный фонд прямо не предусматривал.

Сейчас, после вступления в силу Декрета № 5, все станет жестче. Особенно – в отношении автотранспорта, вносимого в качестве вклада в уставный фонд.

Во-первых, вводится ограничение по возрасту товаров, вносимых в уставный фонд с применением льгот. Теперь льгота по растаможке применяется только к товарам не старше 5 лет. Возраст ввозимых товаров определяется, исходя из информации на самом товаре или в относящихся к нему документах либо технической документации. При отсутствии информации или же при наличии противоречивой информации будет считаться, что товар старше 5 лет.

Во-вторых, полностью отменяется льгота по ввозному НДС. Логика законодателя здесь понятна: если внесенный в уставный фонд товар используется в бизнесе, то уплаченный ввозной НДС постепенно отобьется за счет принятия его к вычету. Если же кто-то с использованием основанной на Декрете № 6 схемы ввозит товар «для себя», то освобождать его от НДС смысла для государства нет.

В-третьих, вводятся дополнительные условия для освобождения от уплаты таможенных платежей вносимой в качестве вклада в уставный фонд специальной автомобильной техники, относящейся к коду 8709 по ТН ВЭД ТС . (к этой товарной позиции относятся транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными  устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций; части вышеназванных транспортных средств).

Указанные транспортные средства, вносимые в качестве вклада в уставный фонд, будут освобождаться от ввозных таможенных пошлин при условии наличия в коммерческой организации (создания ею) рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию (занятых) работниками с квалификацией, отвечающей требованиям установленным законодательством в области автомобильного транспорта.

То есть, если организация состоит из одного директора, а ввозит десять специальных транспортных средств, то льготу по их растаможке она не получит. Придется либо уплачивать таможенные пошлины в полном объеме, либо нанимать десять специально обученных людей, отвечающих требованиям для работы на ввозимой спецтехнике.

Пока только остается открытым вопрос о том, какими документами следует подтверждать наличие (создание) соответствующих рабочих мест и квалификацию работников. Особенно тех, кто еще не нанят, а будет нанят только после создания таких рабочих мест.

Также вопрос в том, должны эти рабочие места быть только на момент ввоза техники или же они должны существовать на протяжении последующего времени (например, 5 лет). Если смотреть перечень оснований для уплаты в последующем таможенных платежей при отпадении оснований для льгот (см. об этом чуть ниже), то такое основание, как отсутствие предусмотренных Декретом рабочих мест, там не названо. Хотя логично посчитать, что если на следующий день после таможенного оформления нанятые для получения льгот на растаможку спецтехники люди будут уволены, то неуплаченные таможенные платежи уплатить будет надо.

В-четвертых, сокращен перечень товарных позиций, получающих льготу по таможенным пошлинам при внесении их в качестве вклада в уставный фонд.

Из содержащегося в Декрете № 6 перечня исключены следующие товарные позиции (по ТН ВЭД ТС):

- 8427 — Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным  оборудованием;

- 8428 — Машины и устройства для подъема,  перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие;

- 8429 — Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры,  планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики,  трамбовочные машины и дорожные  катки, самоходные;

- 8701 – Тракторы;

- 8702 — Моторные транспортные средства,  предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя;

- 8704  Моторные транспортные средства для перевозки грузов.

В своем комментарии после подписания Декрета № 5 пресс-служба Президента указала, что из перечня товаров, на которые распространяется таможенная льгота в соответствии с Декретом № 6, исключается группа автомобильной техники, производимой белорусскими предприятиями. Поэтому на первых порах (пока еще текста Декрета ни у кого не было) у юристов сложилось мнение, что льготу будут давать, если соответствующая категория автомобильной техники в Беларуси не производится.

Однако в самом тексте Декрета № 5 нет ни слова про защиту отечественных производителей, там просто исключили указанные нами выше позиции. Поэтому даже если ввозить какой-нибудь совсем уж экзотический трактор, аналогов которому отечественный производитель не предлагает и никогда предложить не сможет, то льготы по таможенным платежам на него все равно не будет.

Декретом № 5 также несколько конкретизирован перечень случаев, когда неуплаченные на момент ввоза вклада в уставный фонд таможенные платежи в последующем должны быть уплачены.

Так, в отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин, обязанность по их уплате подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение пяти лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершены следующие действия:

- принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации либо осуществлена ее реорганизация, в результате которой данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами;

- коммерческой организацией изменено место нахождения на территорию городов, на которые льготы из Декрета № 6 не распространяются;

- осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от ввозных таможенных пошлин;

- коммерческой организацией (собственником имущества организации, учредителем (участником)) осуществлены сделки, предусматривающие переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами, либо указанные товары переданы во временное пользование. (На сегодняшний день Декрет № 6 допускает возможность без утраты льготы по таможенным платежам передать товары во временное пользование организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Однако после вступления изменений в Декрет № 6 в силу такая передача будет невозможна, т.к. она повлечет обязанность уплатить прольготированные таможенные платежи. Договоры на передачу товаров во временное пользование, заключенные до 1 декабря 2013 года, должны быть приведены в соответствие с Декретом (читай – расторгнуты) в течение 3 месяцев, т.е. до 1 марта 2014 года);

- изъятия собственником имущества коммерческой организации из ее хозяйственного ведения или оперативного управления товаров, ввезенных с освобождением от обложения таможенными пошлинами.

Декрет № 5 содержит еще несколько менее значимых изменений/дополнений в Декрет № 6, которые мы пока рассматривать не будем.

Изменения и дополнения в Декрет № 6, вносимые Декретом № 5, вступают в силу 1 декабря 2013 года.

Поэтому у тех, кто не воспользовался льготами или воспользовался ими не в полной мере, есть еще 2,5 месяца, чтобы это сделать.

Однако наряду с изменениями в Декрет № 6 появились и слухи о том, что грядут проверки тех, кто ввез без таможенных платежей вклады в уставные фонды по Декрету. И проверять будут именно то, используются ли ввезенные товары для коммерческой деятельности в населенных пунктах, на которые распространяются льготы по Декрету.

Соответственно, если государство урезает льготы на будущее, то вряд ли оно оставит безнаказанными тех, кто необоснованно воспользовался льготами в прошлом.

 

Илья Латышев, управляющий партнер юридической компании «Райдла Лейинш Норкус»

46354