Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Сайт знакомств или брачное агентство – цена вопроса до 50 базовых…

Илья Латышев, юрист

Недавно на нашем юридическом форуме появилась тема «Закрывают сайты знакомств…». Обеспокоенный владелец одного из сайтов знакомств, зарегистрированных в зоне «.BY» написал нам следующее:

«Являюсь владельцем одного из белорусских сайтов знакомств использующих базу www.mamba.ru, а конкретно — www.___.by. Недавно получил повестку в милицию по поводу деятельности своего сайта, явился, результат — протокол за безлицензионную деятельность. Влепили естественно на основании этого постановления[1]. Знаю что я не один такой на просторах нашего Байнета. Суда еще не было, сдаваться не собираюсь, сам не юрист.

Ни для кого не секрет что данную базу используют по всему СНГ различные сайты, и вся информация которую оставляют пользователи хранится на сервере www.mamba.ru. Более того, пользователи в анкетах не могут указывать телефон, e-mail, почтовый адрес или любой другой способ связи. Пользователи размещают самостоятельно свои анкеты, и редактировать их кроме самих пользователей и администрации mamba.ru никто не может.

Я не юридическое лицо или предприниматель и никакую выгоду при помощи данного сервиса не извлекал. Отсюда следует вопрос — за что влепили «безлицензионку» и как с этим бороться?

Меня не пугает размер штрафа и сам факт административного наказания. Меня пугает то, что могут закрыть сайт и отобрать доменное имя. И страшна сама тенденция, мне бы очень не хотелось Интернета как в Северной Корее.

Был бы признателен за любой совет или помощь».

В ходе общения с посетителем (назовем его условно Семеном) на форуме удалось уточнить некоторые подробности. Составленный протокол этому человеку изначально вручен не был. Но, по его словам, вроде бы в протоколе фигурировало указание на часть первую статьи 154 КоАП[2].

Итак, вопрос – насколько обоснованно привлечение владельца доменного имени, на котором размещается бесплатный сайт знакомств, к ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности? Давайте разбираться.

Сайт знакомств и брачное агентство – найди отличия

Из пояснений Семена суть действия типичного сайта знакомств выглядит следующим образом.

Создается сайт любой тематики, в нем выделяется раздел знакомств. Кто-то может собирать свою базу анкет, но в последнее время все большее распространение получает вариант использования базы анкет, собранных специальными российскими проектами. В качестве такого примера можно привести тот же самый сайт www.mamba.ru, базой которого пользуются многие белорусские и российские сайты знакомств, в том числе и такие мегапорталы как mail.ru, rambler.ru, km.ru, pochta.ru.

Для использования базы mamba.ru в тексте программы сайта, которая «отвечает» за раздел знакомств, достаточно вставить специальный программный код, который связывает этот раздел с базой анкет на сервере mamba.ru. В результате сервер mamba.ru самостоятельно генерирует страницы сайта знакомств (с поиском, с найденными анкетами пользователей, с анкетой, которую может заполнить этот посетитель и т.д.).

Проект mamba.ru и другие ему подобные предоставляют возможность любому желающему (как из Беларуси, так и из других стран) добавить свою анкету (в том числе под вымышленными именами и т.п.). Желающие познакомиться активно используют эту возможность и в настоящий момент количество анкет пользователей на mamba.ru превышает 3 000 000. Добавление анкет и их поиск по этой и аналогичным базам производится бесплатно.

Итак, в чем же собственно состоит деятельность владельца белорусского сайта знакомств?

1. В том, чтобы этот сайт создать.

2. В том, чтобы связать этот сайт с базой анкет сервера mamba.ru (к примеру).

3. В том, чтобы этот сайт как-то «продвигать» (т.е. рекламировать) – однако этот пункт носит факультативный характер, поскольку сайт будет функционировать и без продвижения, разница будет только в количестве его посетителей.

И все! Все остальное сделает автоматизированное программное обеспечение сайта: кто-то оставит здесь анкету, кто-то эту анкету найдет и посмотрит, кто-то отправит сообщение (причем не по электронной почте, адрес которой в анкете указать нельзя, а через специальную систему этого же сайта знакомств).

Таким образом, владелец сайта знакомств после его создания может вообще «отдалиться от дел» и никаких действий с сайтом не осуществлять. Сайт все делает сам. То есть наблюдается самообслуживание посетителей на 200%: с одной стороны они сами добавляют анкеты и ищут анкеты других пользователей, с другой стороны, владелец сайта в этот процесс никоим образом не вмешивается (да и вмешаться не может!).

Что касается деятельности брачного агентства, то по мнению Семена, она принципиально отличается от деятельности сайта знакомств.

Деятельность брачных агентств, как говорит Семен, проявляется в индивидуальном подборе будущего супруга (супруги) и зачастую это связано с переездами, в том числе в другие страны. За размещение анкет в своей базе данных и за их поиск агентство берет с клиентов деньги. То есть брачное агентство имеет доход от своей работы.

Итак, налицо два ключевых отличия брачного агентства от обычного сайта знакомств:

1. Индивидуальный подход к каждому клиенту (в случае с сайтом знакомств посетителя вообще нельзя назвать «клиентом»; и если в брачном агентстве клиент общается с сотрудником агентства, то на сайте знакомств посетитель «общается» в основном лишь с сайтом).

2. Платность оказываемых услуг (применительно к сайту знакомств вообще вряд ли можно сказать, что его посетителю оказываются какие-либо услуги).

Таким образом, между сайтом знакомств и брачным агентством ни в коем случае нельзя ставить знак равенства. Бесплатный сайт знакомств не является брачным агентством. Он не более, чем потенциальное место для знакомств.

А сколько таких потенциальных мест для знакомств в сети Интернет? Те же чаты и форумы – тоже потенциальные места для знакомств. Пользователи, регистрируясь на форумах и чатах, могут редактировать свой профиль и в том числе – добавлять фотографии, адреса электронной почты, номера телефонов, комментарии (другими словами менять свои анкетные данные), переписываться с другими желающими пообщаться и познакомиться (ведь большинство из тех, кто приходит на общедоступные форумы и чаты, не знакомы друг с другом!), оставлять свои координаты и контакты для дальнейшего знакомства и т.п…

Юридический анализ

Через несколько дней Семен раздобыл составленный в его отношении протокол об административном правонарушении. Вот что гласил протокол[3]:

«Инспектор УГиМ ГУВД Мингорисполкома капитан милиции Петров В.А., руководствуясь п.п. 5.18 декрета Президента РБ от 09.03.2005 №3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» составил настоящий протокол о том, что Сидоров Семен Владимирович зарегистрировал 12.07.2005 г. интернет сайт «____.by» посредством которого осуществлялись знакомства граждан РБ и иностранных граждан, не имея специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства, им нарушены требования п.п. 1.11 Декрета Президента РБ от 09.03.2005 №3. Место совершения правонарушения г. Минск, ул. _____, 7-1.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено ст. 154 ч.1 КоАП с 12.07.2005».

Итак, обратимся к анализу упомянутых в протоколе первоисточников: Декрета Президента Республики Беларусь от 09.03.2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» (далее – Декрет № 3) и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Пункт 1.11 Декрета № 3 предусматривает, что:

?          деятельность, связанная со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства (деятельность брачных агентств), осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), которое выдается Министерством внутренних дел в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

?          распространение средством массовой информации брачных объявлений и объявлений о знакомствах или об общении по телефону без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства, допускается при условии внесения в установленном порядке в свидетельство о регистрации этого средства массовой информации соответствующего изменения (дополнения) его тематики;

?          порядок приема, регистрации, учета, распространения брачных объявлений и объявлений о знакомствах или об общении по телефону в средствах массовой информации устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

В развитие норм Декрета № 3 Совет Министров Республики Беларусь своим Постановлением от 02.05.2005 г. N 449 утвердил Положение о лицензировании деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства (далее – Положение о лицензировании).

Интересно обратиться к анализу уже самых первых пунктов этого Положения.

Пункт 2 Положения о лицензировании предусматривает, что настоящее Положение является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих или имеющих намерение осуществлять деятельность, связанную со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства (деятельность брачных агентств) (далее — деятельность брачных агентств).

Пункт 3 дает определение понятия «деятельность брачных агентств» и говорит о том, что под деятельностью брачных агентств понимается деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на создание и использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства, а также содействие в знакомстве и (или) встрече физических лиц.

Пункт 4 Положения о лицензировании предусматривает, что деятельность брачных агентств осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Предлагаю наш анализ начать с пункта 3 и рассмотреть, что же на самом деле является «деятельностью брачных агентств» и насколько эта «деятельность» соотносится с функционированием бесплатного сайта знакомств. Итак, если буквально толковать норму пункта 3 Положения о лицензировании, то можно сделать вывод о том, что некая деятельность может быть признана деятельностью брачного агентства в Республике Беларусь в двух случаях:

1. если эта деятельность направлена одновременно на создание и использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства, либо

2. если эта деятельность является содействием в знакомстве и (или) встрече физических лиц.

Под первый критерий функционирование рассматриваемого нами сайта знакомств однозначно не подпадает, поскольку этот сайт только использует «банк данных о физических лицах», но его непосредственно не создает. Необходимость одновременного наличия двух действий (создания и использования) применительно к банку данных продиктовано тем, что законодатель в рассматриваемой конструкции использовал союз «и», а не «или». Если бы в рассматриваемой норме использовался союз «или», то формально функционирование рассматриваемого нами сайта знакомств можно было бы отнести и к первому случаю.

Теперь проанализируем второй из выделенных нами критериев – «содействие в знакомстве и (или) встрече». Но перед этим отметим, что выделение его именно в качестве второго критерия не столь однозначно. В принципе, можно занять и другую точку зрения, которая в рассматриваемой ситуации была бы более выгодной для привлекаемого к ответственности владельца доменного имени. Вместе с тем, после долгих раздумий мы все-таки остановились на том варианте понимания пункта 3 Положения о лицензировании, который был изложен выше.

Более выгодный вариант понимания сводится к тому, что деятельность брачного агентства должна быть направлена сразу на три цели:

1. на создание банка данных о физических лицах с целью их знакомства;

2. на использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства;

3. на содействие в знакомстве и (или) встрече физических лиц.

Если одна из трех этих целей в деятельности некоего субъекта отсутствует, его деятельность не может быть признана деятельностью брачного агентства.

Почему же мы отказались от такого варианта понимания этой нормы? Давайте еще раз медленно и внимательно прочитаем пункт 3 Положения о лицензировании: …под деятельностью брачных агентств понимается деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на создание и использование банка данных о физических лицах с целью их знакомства, а также … (если бы здесь был использован предлог «на», возможность двоякого толкования исчезла бы сама собой и три цели направленности этой деятельности выстроились бы в четкий ряд!) содействие в знакомстве и (или) встрече физических лиц.

Но предлог «на» законодатель там не использовал, поэтому анализируемая нами норма распадается на две части: а) под деятельностью брачных агентств понимается деятельность …, направленная на создание и использование банка данных …; б) под деятельностью брачных агентств понимается … также содействие в знакомстве и (или) встрече.

Теперь вернемся к непосредственному анализу второго из выделенных нами критериев. Термин «содействие» Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой раскрывает как «деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности».

В принципе, опять же нельзя сказать, что Семен принимает «деятельное участие» в знакомствах и (или) встречах посетителей его сайта. Он их вообще не знает и все его участие в их знакомствах сводится к тому, что он просто создал сайт, при помощи которого (не исключительно, а в том числе) люди имеют возможность познакомиться друг с другом. С одной стороны, сайт Семена облегчает процесс знакомства, помогает людям познакомиться. Но, с другой стороны, не было бы в Байнете созданного Семеном сайта, люди бы знакомились на других аналогичных сайтах и ничего бы не изменилось.

Кстати, если преследование владельцев доменных имен, на которых расположены белорусские сайты знакомств, примет массовый характер и эти сайты будут вынуждены закрыться, белорусские граждане пойдут знакомиться друг с другом на зарубежные сайты, которые используют абсолютно те же самые «банки данных о физических лицах с целью их знакомства». То есть реально ничего не изменится, кроме того, что в Байнете, который и так не изобилует интересными и насыщенными сайтами, станет на несколько нормальных сайтов меньше.

Итак, в принципе, можно сказать, что функционирование созданного Семеном сайта «содействует» в знакомстве физических лиц и, соответственно, подпадает под второй критерий деятельности брачных агентств. Формально это так. Однако существует одно «но»…

Этим «но» является субъектный состав тех, кто осуществляет деятельность брачных агентств. Субъектный состав закреплен в рассмотренных нами пунктах 2-4 Положения о лицензировании. Субъектами, могущими осуществлять деятельность брачных агентств, являются «юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь».

Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, к которым относится и Семен, субъектами осуществления деятельности брачных агентств по определению быть не могут.

Из самого определения деятельности брачных агентств следует ключевой вывод – если то, что по Положению о лицензировании относится к деятельности брачных агентств, осуществляет иной субъект, нежели юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, это по определению не является деятельностью брачных агентств. Таким «субъектом» в первую очередь является обычное физическое лицо. Исходя из этого, и никакая лицензия на эту «деятельность» физическому лицу не нужна.

Таким образом, привлечение Семена к ответственности за «безлицензионную» «деятельность брачных агентств» не является основанным на законе.

Кстати, еще одна ремарка – интересно сравнить определения термина «деятельность брачных агентств», данные Декретом № 3 и Положением о лицензировании в пункте 3. Последнее мы достаточно плотно анализировали, а вот первое вниманием обошли…

Итак Декрет № 3 в п. 1.11 дает такое определение: деятельность брачных агентств — это деятельность, связанная со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства. Все, точка. Ни о каких «базах данных» и «содействии в знакомстве» в Декрете, как можно заметить, речь не идет. Кстати сказать, такое же определение повторяется и в пункте 2 Положения о лицензировании, а в пункте 3 – оно вдруг расширяется.

Семен однозначно не осуществляет «деятельности, связанной со сбором и распространением в глобальной компьютерной сети Интернет информации о физических лицах с целью их знакомства», поскольку (как было отмечено выше) все это делает сервер mamba.ru. Вмешательство Семена здесь не являлось необходимым.

Исходя из этого, еще один возможный аргумент: определение деятельности брачных агентств из пункта 3 Положения о лицензировании не соответствует определению этого термина, данному в Декрете № 3, поскольку Совмин расширительно трактует этот термин — следовательно должно применяться определение из Декрета, поскольку он обладает большей юридической силой, нежели постановление Совета Министров, которым утверждено Положение о лицензировании.

А под определение, данное Декретом № 3, ни Семен, ни его «коллеги по цеху» (владельцы иных белорусских сайтов знакомств) не подпадают, поскольку не осуществляют какой-либо деятельности, связанной со сбором и распространением … информации о физических лицах с целью их знакомства.

Следующим номером предлагаю проанализировать часть первую статьи 154 КоАП (статья эта, кстати сказать, называется «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности»). Итак, эта норма предусматривает четыре самостоятельных состава административных правонарушений:

1. занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации,

2. осуществление деятельности, занятие которой запрещено,

3. осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения

4. осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), с нарушением условий и правил осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).

Совершение любого из этих правонарушений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных заработных плат с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.

Для полноты картины дадим краткие ремарки по каждому из выделенных нами составов.

Первый состав – занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации – в рассматриваемых нами действиях Семена отсутствует, поскольку то, что он делает, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определяет предпринимательскую деятельность так — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Во-первых, применительно к рассматриваемой ситуации действия Семена по отношению к созданному им сайту нельзя назвать «деятельностью», исходя из значения этого термина[4]. Во-вторых, эти действия не осуществляются Семеном от своего имени, поскольку на сайте знакомств его имя не указано и люди, которые там оставляют или ищут информацию, не знают, кто владеет этим сайтом. В-третьих, эти действия, со слов Семена, не направлены на систематическое получение им прибыли, а является только хобби. Таким образом, в действиях Семена отсутствуют, по крайней мере, три определяющих критерия предпринимательской деятельности.

Второй состав – осуществление деятельности, занятие которой запрещено, — в рассматриваемых нами действиях Семена также отсутствует, поскольку белорусское законодательство не запрещает связывать белорусские сайты с базами данных, которые хранятся на российских сайтах.

Третий и четвертый составы — осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения или с нарушением условий и правил осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) — в рассматриваемых нами действиях Семена также отсутствуют, поскольку, как мы выяснили выше, эти действия Семена не подпадают под лицензируемый вид деятельности, что означает отсутствие у Семена необходимости иметь лицензию, в отсутствии которой его обвиняют.

Резюме: исходя из норм законодательства, Семена к административной ответственности по части 1 статьи 154 КоАП привлекать не должны. Как это произойдет на практике – поживем увидим.

Могут ли отобрать доменное имя?

Могут ли в сложившейся ситуации закрыть сайт и отобрать доменное имя – вопрос не праздный. По словам того же Семена, подобные прецеденты уже были…

Из нормативных правовых актов регистрация доменов в Республике Беларусь упоминается только в одном пункте одного акта – пункте 233 Инструкции по сетям и службам передачи данных, утвержденной Постановлением Министерства связи Республики Беларусь от 03.03.2001 г. N 7. Этот пункт предусматривает, что регистрация доменов в Республике Беларусь производится в соответствии с действующими правовыми и нормативно-техническими актами Республики Беларусь.

Кроме данного, иных правовых актов, которые бы регулировали рассматриваемый вопрос, в Республике Беларусь на сегодняшний день нет.

Нормативно-технические документы из-за их «полузакрытого» характера (невключения их в одну компьютерную базу вместе с нормативными правовыми актами) надо еще поискать. И не факт, что интересующие нас документы найдутся.

В то же время, Правила регистрации и делегирования доменных имен второго уровня в зоне .BY (правда, непонятно, кем утвержденные…), расположенные в сети Интернет по адресу: http://www.tld.by/rules_new.html – содержат ответ на рассматриваемый нами вопрос.

Пункт 1.2 Правил предусматривает, что координирующим органом по регистрации и делегированию доменов второго уровня в зоне BY, является Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ). Пункт 2.9 Правил обязывает регистрантов (лиц, которые пользуется и распоряжается доменным именем) осуществлять свою деятельность по использованию доменов в зоне BY, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и настоящими Правилами. В случае нарушений настоящих Правил регистрантами доменов второго уровня в зоне BY, ГЦБИ вправе отменить регистрацию домена (п. 2.10 Правил).

Таким образом, вполне вероятно, что в случае признания Семена совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 154 КоАП, по ходатайству правоохранительных органов ГЦБИ воспользуется своим правом на отмену регистрации за Семеном его домена. Основанием для этого может явиться то, что Семен якобы использовал этот домен с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь (Декрет № 3, в частности) и с нарушением Правил регистрации и делегирования доменных имен второго уровня в зоне .BY (пункта 2.9, например).

Заметим, правда, что отменить регистрацию – это только право, но не обязанность ГЦБИ. Однако, если исходить из того, что у других сайтов знакомств доменные имена уже отбирали, значит ГЦБИ этим правом все же пользуется…

По поводу «закрытия» сайта. Разумеется, если регистрация доменного имени будет отменена, то по этому адресу сайт работать перестанет. Однако это еще не значит, что он будет «закрыт». Можно зарегистрировать другое доменное имя (и не обязательно в зоне .BY) и открыть тот же самый сайт по новому адресу. Понятно, что в той же самой зоне .com найти подходящее доменное имя будет намного сложнее. Однако гипотетически это возможно.

****************************

В заключение предлагаем довести ситуацию до логического абсурда.

Итак, путем анализа понятия «деятельность брачных агентств» мы выявили, что «содействие в знакомстве и (или) встрече физических лиц» является ни чем иным, как деятельностью брачных агентств.

А теперь представим себе реальную жизнь и подумаем, а где люди встречаются и знакомятся? Кафе, бары, рестораны, театры и кинотеатры, клубы, даже библиотеки и общественный транспорт… Продолжать можно долго! Все они содействуют в «знакомстве и (или) встрече физических лиц». Они тоже брачные агентства???

Или телефонные операторы??? Ведь договориться о встрече куда проще по телефону, чем через сайт знакомств. Получается, телефонный оператор тоже содействует во встречах физических лиц.

Да? Тогда – за лицензией в МВД!..

Абсурдно? Также абсурдно вешать ярлык «брачное агентство» на бесплатный сайт знакомств, у которого нет даже собственного «банка данных» и который использует общедоступный банк данных с российского сайта. Причем эти данные – далеко не эксклюзив, поскольку они используются сотнями, а то и тысячами других подобных сайтов по всему СНГ…

И если кампания по привлечению к административной ответственности владельцев белорусских бесплатных сайтов знакомств не остановится, то скоро таких сайтов в Байнете не останется (они просто переедут в другие доменные зоны). И штрафовать тогда за «деятельность брачных агентств» станет некого… Придется переключаться на телефонных операторов или владельцев общественного транспорта!

[1] Здесь шла ссылка на Положение о лицензировании деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.05.2005 г. N 449.

[2] Эта статья предусматривает ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности.

[3] Фамилии, адреса и даты изменены – прим. авт.

[4] Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой определяет понятие «деятельность», как «занятия, труд». «Занятия», в свою очередь, определяются словарем, как «то, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-нибудь своего времени» (применительно к нашему случаю наиболее подходящими являются, на наш взгляд, определения «труд, работа» ). «Труд» словарь определяет как «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей». Термин «работа» словарь определяет так: «занятие, труд, деятельность; служба, занятие как источник заработка; производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь».

17650