Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По всем вопросам звоните или пишите:

+375 44 77-361-33, info@jurcatalog.by

Строительство в РФ: что нужно знать белорусскому подрядчику

Игорь БУЕВИЧ, юрист

Илья Латышев, юрист

Работа на строительном рынке Российской Федерации прельщает многих белорусских лиц: как физических, так и юридических. Для граждан, желающих подработать на российской стройке, советы достаточно просты и однозначны: наниматься на работу через официальную фирму, имеющую лицензию Минтруда (чтобы не обманули), ехать на работу уже сложившимися бригадами (чтобы в случае чего была возможность постоять за себя), не везти домой заработанные деньги наличными, а использовать банковские переводы (чтобы не ограбили в пути) и т.д. Ситуация со строительными фирмами сложнее – поэтому и советы более специфические и юридически насыщенные.

Практика показывает, что лишь очень небольшое число белорусских подрядчиков знают, как правильно выходить на зарубежные рынки и как организовать там свою работу, не нарушая законодательства Республики Беларусь и тем более – страны, где осуществляется деятельность. В большинстве случаев нарушения заключаются в неправильном построении схем расчетов, непостановке на налоговый учет, в несоблюдении правила об открытии представительств и т.д. В общем, всего не перечесть.

Нарушения вызваны, в первую очередь, неверными представлениями руководства белорусских строительных фирм о характере строительной деятельности за рубежом, нежеланием заранее прорабатывать все ее аспекты с точки зрения права.

Наша статья посвящена анализу осуществления белорусской строительной фирмы деятельности на территории Российской Федерации, и ее правовой регламентации.

Правовое регулирование

В предыдущей статье мы указали международные акты, регулирующие строительный подряд (в том числе и акты Содружества Независимых государств), поэтому сегодня основной акцент мы сделаем на перечисление российского законодательства, регламентирующего отношения в этой сфере. При этом мы упомянем некоторые акты Республики Беларусь, которые хотя и не регулируют строительный подряд, однако при исполнении данного договора в Российской Федерации будут важны для белорусского юридического лица.

Международные акты

Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 г., далее – Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Законодательство Российской Федерации (основные нормативные акты)

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.12.1999) (глава 37 параграф 3), далее — ГК.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003) (глава 25), далее – НК.

Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утверждены Госстроем РФ N БЕ-18-9 06.05.1997.

Письмо Госстроя РФ от 22.10.1993 N БЕ-19-21/12 «О концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений».

Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утверждено Распоряжением Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18-7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994).

Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, Письмо Минстроя РФ от 30.10.1992 N БФ-907/12 (ред. от 13.11.1996).

Письмо Минстроя РФ от 10.06.1992 N БФ-558/15 «О руководстве по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации», далее – Письмо N БФ-558/15.

Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утверждено Постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 N 1074 (ред. от 11.07.1991), далее – Положение № 1074.

Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174.

Инструкция об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России, утверждена Приказом Госстроя России от 03.06.2002 N 93, далее – Инструкция № 93.

Положение о порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утверждено ЦБ РФ 24.10.2001 N 157-П, далее – Положение № 157-П.

Письмо Госстроя РФ от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 «Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», далее – Письмо № ЛБ-6062/9.

Законодательство Республики Беларусь (основные нормативные акты)

Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 N 1319-XII (ред. от 28.12.2002) «О налоге на добавленную стоимость», далее – Закон о НДС.

Порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2000 N 213 (ред. от 15.10.2001), далее – Порядок № 213.

Указ Президента Республики Беларусь N 101 от 24.01.1997 «О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь», далее – Указ № 101.

Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.12.1999 N 417 (ред. от 23.03.2000) «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость строительно-монтажных работ», далее – Приказ № 417.

Методические указания Государственного налогового комитета Республики Беларусь «О порядке уплаты налогов юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими хозяйственную деятельность за рубежом, а также получающими доходы в иностранных государствах», утверждены Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 21.08.1998 N 114 (ред. от 16.03.1999), далее – Методические указания № 114.

Схема юридических действий

Для удобства рассмотрения мы выделим те действия, которые необходимо предпринять белорусскому подрядчику во исполнение обязательств перед российским заказчиком, а также чтобы не нарушить требования российского и белорусского законодательства:

1. заключение договора;

2. открытие представительства белорусской строительной фирмы в РФ;

3. лицензирование;

4. осуществление непосредственно строительной деятельности;

5. расчеты по договору;

6. налогообложение белорусской строительной фирмы, выполняющей работы в РФ.

1. Заключение договора строительного подряда

Российское законодательство предусматривает следующие существенные условия договора строительного подряда:

1. определения: полное название сторон договора — заказчика и подрядчика с указанием их реквизитов, наименование предмета договора;

2. предмет договора — изложение задания заказчика в общей форме в тексте договора и детализировано в приложениях;

3. стоимость предмета договора;

4. сроки начала и завершения работ по договору;

5. порядок и условия расчетов и платежей;

6. обязательства сторон по договору;

7. производство работ;

8. приемка работ;

9. поручительства и гарантии по договору;

10. меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;

11. условия и порядок расторжения договора подряда.

По договоренности сторон статьи договора могут быть дополнены и изменены, исходя из специфики строящегося объекта, его месторасположения и других условий.

Поскольку для обоих сторон договор является внешнеэкономическим, он должен отвечать требованиям внешнеэкономического законодательства:

для белорусской стороны – Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 (ред. от 13.12.2001) «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»,

для российской стороны – Письма Центрального Банка РФ от 15.07.1996 № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» (вместе с Рекомендациями, утв. Министерством внешних экономических связей РФ 29.02.1996).

Следует отметить, что требования данных актов практически совпадают.

2. Открытие представительства белорусской строительной фирмы в РФ

Порядок открытия и деятельности представительств иностранных фирм в РФ урегулирован Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утверждено Постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 N 1074 (ред. от 11.07.1991).

Разрешение на открытие представительства выдается Регистрационной палатой РФ либо ее территориальными органами сроком до трех лет.

В Регистрационную палату (ее территориальный орган) подается письменное заявление фирмы, которая собирается открыть в РФ свое представительство, в котором излагается цель, для осуществления которой открывается представительство, даются описание деятельности фирмы и информация о деловых связях с российскими организациями и заключенных коммерческих сделках с указанием предмета, суммы и срока действия соглашения или сделки, выполнению которых должно содействовать представительство.

К заявлению должны быть приложены официальные документы (устав фирмы, документы, подтверждающие регистрацию) в нотариальных копиях, а также Положение о представительстве, данные о ее руководителе, штатном расписании представительства, местонахождении представительства и другие необходимые сведения.

После получения разрешения на открытие представительство должно встать на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности и открыть счет в банке РФ.

3. Лицензирование

Строительно-монтажные работы в Российской Федерации подлежат обязательному лицензированию.

В соответствии с Соглашением от 27.03.1997 г. «О взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств-участников Содружества независимых государств», органы договаривающихся государств, ответственные за выдачу соответствующих лицензий, взаимно признают выданные ими лицензии на отдельные виды строительной деятельности, по которым у них порядок выдачи лицензий эквивалентен. Признание лицензии происходит путем оформления и выдачи строительной организации соответствующей национальной лицензии. Срок действия лицензии определяется по законодательству страны, где будет осуществляться строительная деятельность, но не может превышать срока действия данной лицензии, предусмотренного в стране, где лицензия была выдана.

Выдачей соответствующих лицензий занимается Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу (Госстрой РФ) или его территориальные органы, которые входят в структуру администраций субъектов РФ. За признанием лицензий также надо обращаться в Госстрой.

При этом необходимо руководствоваться Инструкцией об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России, утверждена Приказом Госстроя России от 03.06.2002 N 93. В ней нет порядка признания лицензий, выданных в других государствах, в том числе в государствах СНГ. Однако белорусским строительным фирмам, желающим получить лицензию на строительство в России, следует заранее изучить требования этой Инструкцией. Поскольку при выдаче российской лицензии российский государственный орган (как это бывает на практике) будет предъявлять к белорусам требования не меньшие, чем к российским претендентам на получение такой же лицензии. Кроме всего прочего, на практике действуют далеко не все международные соглашения, подписанные в рамках СНГ.

4. Осуществление расчетов по договору

Расчеты между российским заказчиком и белорусской строительной фирмой могут производиться по двум схемам.

Схема № 1: заказчик перечисляет деньги непосредственно на счет фирмы-подрядчика в Республику Беларусь. Затем подрядчик перечисляет необходимые суммы своему представительству в РФ на текущие расходы и для осуществления непосредственно строительной деятельности. Такая схема следует непосредственно из п. 2.2 Указа № 7, согласно которому поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляется только на счета экспортеров.

Схема № 2: заказчик перечисляет деньги на счет российского представительства фирмы-подрядчика. За счет поступивших средств представительство оплачивает все расходы и осуществляет строительную деятельность. А оставшиеся после этого средства перечисляются в Республику Беларусь на счет фирмы-подрядчика. Данная схема вытекает из Постановления Совета министров Республики Беларусь № 1476 и Национального банка Республики Беларусь № 49 «О проведении расчетов при осуществлении внешнеторговых операций». Первый пункт Постановления разрешает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не зачислять на счета в Республике Беларусь денежные средства от экспорта товаров (работ, услуг), направленные нерезидентами Республики Беларусь на оплату расходов резидентов Республики Беларусь, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период выполнения данных строительных работ.

В соответствии с Положением о порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утверждено ЦБ РФ 24.10.2001 N 157-П, расчеты между резидентами и нерезидентами РФ производятся в иностранной валюте в безналичном порядке через счета резидентов в уполномоченных банках. Кроме того, между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Российской Федерации существует соглашение от 20.02.1997, согласно которому расчеты между субъектами хозяйствования Беларуси и России могут осуществляться в белорусских и российских рублях, а так же в СКВ.

Сразу оговоримся, что расчеты в белорусских рублях или по схеме № 2 невыгодны, поскольку тогда теряется льгота по налогу на добавленную стоимость (речь об этом пойдет ниже), из-за чего стоимость работ белорусского подрядчика возрастает на 20 процентов. А это может заставить российского заказчика, забыв про «братские» чувства, начать поиски более «дешевого» контрагента.

5. Налогообложение белорусской строительной фирмы

По поводу необходимости уплаты тех или иных налогов в Российской Федерации наиболее полную консультацию дадут специалисты российских налоговых органов. В рамках данной статьи мы рассмотрим, в основном, налогообложение в Республике Беларусь белорусской строительной фирмы (сумм, полученных ею от строительной деятельности в РФ).

5.1. Налог на добавленную стоимость

Ситуация с обложением НДС оборотов белорусской строительной фирмы по реализации строительных услуг на территории России выглядит следующим образом.

Согласно п. 1.2 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 N 1319-XII (ред. от 28.12.2002) «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон о НДС), объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы Республики Беларусь. Закон не расшифровывает, какие конкретно работы сюда входят, поэтому строительные работы включаются в состав этих работ.

В п. 1.1.3 ст. 11 Закона о НДС говорится о том, что экспортируемые строительные работы облагаются по ставке 0 (ноль) процентов. При этом предусматривается, что порядок применения нулевой ставки при реализации строительных работ определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В п. 2 Порядка применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2000 N 213 (ред. от 15.10.2001), далее – Порядок № 213, закреплено, что экспортируемые строительные работы облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. Нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется на экспортируемые работы по строительству объектов за пределами территории Республики Беларусь, выполненные белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в том числе субподрядными организациями) по заказам нерезидентов Республики Беларусь кроме работ, выполненных на территории Грузии, Российской Федерации, Туркменистана.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь N 101 от 24.01.1997 «О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь» (далее – Указ № 101), строительные работы, реализуемые за пределы Республики Беларусь, не облагаются налогом на добавленную стоимость, если:

указанные работы выполняются на основе соответствующего контракта (договора) с иностранным юридическим или физическим лицом;

выручка от реализации работ поступила на счета в банках Республики Беларусь в свободно конвертируемой валюте, национальной валюте государств – участников Содружества Независимых Государств, а также в белорусских рублях по контрактам, заключенным в счет погашения задолженности за поставку природного газа в Республику Беларусь.

Таким образом, при соблюдении условий Указа № 101 НДС на стоимость строительных работ не начисляется. В противном случае (например, при расчетах российского заказчика белорусским рублями не в счет погашения задолженности за поставку природного газа в Республику Беларусь или когда выручка поступает не на счет в банке Республики Беларусь) НДС начисляется по ставке 20 процентов (п. 1.3.1 ст. 11 Закона о НДС).

5.2. Налог на прибыль

Прибыль, полученная белорусской строительной фирмой от реализации в РФ строительных работ, в первую очередь подлежит налогообложению в РФ и только затем — в Беларуси. Однако двойное налогообложение прибыли в данном случае может быть устранено, поскольку между Россией и Беларусью существует Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Обложение налогом на прибыль доходов, получаемых в РФ нерезидентом, зависит от наличия постоянного представительства для целей налогообложения. Это понятие не стоит путать с представительством с точки зрения гражданского законодательства, где под ним подразумевается структурное подразделение юридического лица, осуществляющее представительские функции. Понятие постоянного представительства содержится в актах налогового законодательства (в РФ – в главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций») и используется исключительно для целей налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Необходимо упомянуть, что Соглашение об избежании двойного налогообложения под термином «постоянное представительство» понимает несколько иную конструкцию: постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве. В частности, постоянным представительством считается строительный или монтажный объект.

Следующим важным моментом для налогообложения является начало и окончание деятельности через представительство (налогообложение доходов от строительной деятельности осуществляется только в этих временных рамках). Так, постоянное представительство белорусской строительной фирмы считается образованным с начала регулярного осуществления строительной деятельности через ее представительство. При этом деятельность по созданию представительства (оформлению документов и регистрации в Регистрационной палате) сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения строительной деятельности через представительство белорусской строительной фирмы.

В ст. 307 НК РФ предусматривается, что объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

1) доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;

2) доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения.

Следует отметить, что доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство, облагаются по ставкам, предусмотренным для российских резидентов (п. 6 ст. 307 НК РФ). Ставка налога установлена в п. 1 ст. 284 НК РФ и составляет 24 процента. В отдельных случаях ставка налога может быть уменьшена законами субъектов РФ.

Прибыль белорусской строительной фирмы от реализации в РФ строительных работ подлежит налогообложению также и в Республике Беларусь. Соглашение об избежании двойного налогообложения вкупе с законодательством о налоге на прибыль РФ и Беларуси содержат механизм устранения двойного налогообложения доходов от строительных работ, позволяющий сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Беларуси, уменьшить на сумму налога, уплаченного в России.

Расчет белорусского налога на прибыль производится с учетом норм отечественного налогового законодательства. Здесь следует учитывать, в частности, положения Приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.12.1999 N 417 (ред. от 23.03.2000) «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость строительно-монтажных работ», который предусматривает, что в состав себестоимости строительной продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы и другие обязательные отчисления, уплаченные резидентами Республики Беларусь в бюджет и внебюджетные фонды других государств, согласно законодательству этих государств. Эти суммы включаются в состав себестоимости при наличии раздельного учета и документального подтверждения факта их уплаты за рубежом.

Налоги, сборы и другие обязательные отчисления, уплаченные резидентами Республики Беларусь в бюджет и внебюджетные фонды других государств, неучтенные в составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), относятся к расходам. Это не касается налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, при наличии раздельного учета и документального подтверждения факта уплаты налогов, сборов и других обязательных отчислений за рубежом.

Налог на прибыль, уплаченный в РФ и зачтенный при уплате налога на прибыль в Беларуси, в состав затрат (расходов) не включается.

В соответствии с Методическими указаниями Государственного налогового комитета Республики Беларусь «О порядке уплаты налогов юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими хозяйственную деятельность за рубежом, а также получающими доходы в иностранных государствах», утверждены Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 21.08.1998 N 114 (ред. от 16.03.1999), документом, подтверждающим факт уплаты налогов в РФ, является справка российской налоговой службы. Такая справка должна содержать полное наименование субъекта хозяйствования Республики Беларусь, наименование дохода (прибыли), подлежащего налогообложению, сумму выручки, являвшейся базой для исчисления налога на прибыль (доход) за рубежом, сумму прибыли (дохода), вид налога, ставку налога, сумму уплаченного налога.

5.3. Льготы по налогам

В соответствии с Указом № 101:

1) белорусские юридические лица освобождаются от уплаты отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия по объемам строительных работ, выполняемых ими на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств;

2) строительные организации Республики Беларусь, осуществляющие строительство объектов на территории Российской Федерации, освобождаются от уплаты чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленного от фонда заработной платы работников, занятых на этих работах на территории Российской Федерации, отчисления средств пользователями автомобильных дорог в республиканский дорожный фонд, фонд развития строительной науки и инновационный фонд по объемам строительных работ, выполненных ими на территории Российской Федерации, при наличии раздельного учета;

3) прибыль, полученная от прироста реализации объемов строительных работ на экспорт, облагается налогом по ставкам, сниженным в 2 раза.

Заключение

В заключении нам хотелось бы акцентировать внимание читателей на том, что в Российской Федерации очень сильно развито местное законотворчество. Субъектам РФ даны широкие законодательные полномочия, закрепленные в Конституции РФ и соглашениях о разделе полномочий между РФ и субъектом РФ. Поэтому в любом случае, руководствуясь федеральным законодательством, необходимо учитывать и местное законодательство. Кроме того, в России нет присущей Республике Беларусь практики, когда за теми или иными документами на осуществление хозяйственной деятельности, о легализации тех или иных юридических лиц и их структурных подразделений нужно ехать в столицу и толкаться в очередях на пороге федерального министерства.

16749